Станислав Миллер «Багряноголовый»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2024», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hades-2, 23 февраля 2025 г.
Русский хоррор — это сплошная беда.
Десять лет назад его не было. И все издатели, редакторы, критики и Дмитрий Быков* (иноагент) уверяли нас, что «в России культуры триллера нет и не будет». Серьезно, я бы эту цитату разместил на обложке следующей «Самой Страшной Книги». И сделал бы девизом «Самого Страшного Фестиваля». И продавал бы футболки с этой цитатой, вместе с масками вервольфов и костюмами ведьм.
Теперь хоррор ВДРУГ появился, и оказываецца, он всем интересен. И писать его можем. Нужно было дожить до 36 лет, чтобы это узреть, но... свершилось. «Те, кто молчал, перестали молчать».
И есть культура триллера. Просто определенные люди не умели их продавать. И валили свое неумение на «не тот народец».
Ну да ладно, хоррор появился, и теперь опять все не слава богу. Нынче у нас, куда не ткни, сплошь «журналы крафтовой литературы», «лучшие фэнзины Европы», «самые главные хоррор-антологии России», которые «нагонят жути и заставят дрожать от страха». Просто благодать божия.
Станислав Миллер издался в «ССК», следовательно, я должен считать его одним из лучших авторов страны.
Но не могу.
Идея рассказа неплохая, но воплотить ее автор не смог. Я понимаю, что центральное чудовище он взял из Лавкрафта, да еще кажется, у Джорджа Мартина было что-то похожее. Потенциал — огромный! Такого можно наворотить... но получилось средненько.
У нас писатели, перенося Лавкрафта в русскую действительность, кажется, не задумываются, что это требует решения множества проблем. Взять чужую мифологию 1920-х и вписать ее в Россию 2020-х с бухты-барахты нельзя. Это как пытаться Фредди Крюгера поместить в сериал канала «ТВЦ».
Вот этот слизень, откуда он взялся? Чего хочет? Почему пристал именно к этим подросткам? Или ему вообще все равно? Да в конце концов, что оно такое?
Ответов мы не получим.
Станислав, кажется, еще не понял, что в литературе антагонист — лишь воплощение пороков протагониста. Его второе «Я». Его зеркальное отражение. Его юнгинианская Тень. Нет антагониста, в общем, фикция это, символ. Не с чудовищем герой сражается, а самим собой, любимым, ненаглядным!
Как ни на кого просто так не упадет кирпич, так и в хорроре/триллере ни на кого просто так не нападет Пеннивайз. Его жертвы — это Неудачники, дети из бедных семей, дети несчастные, одинокие и брошенные. И вообще герой всегда должен быть неблагополучным. Нет хоррора без психологических комплексов — это закон. Чудовища не возникают из Ниоткуда.
У Миллера, правда, подростки тоже не очень благополучные. Но я не думаю, что это мастерство и знание теории литературы. Это просто человек перечитался «Оно» и решил повторить. Не вышло даже близко.
У Кинга Неудачники — грязные оборвыши. Те ребята, мимо которых мы проходим в реальной жизни, не замечая, либо осуждающе качаем головами.
И что делает Кинг? Наделяет этих оборванцев, «по которым ПТУ плачет», множеством привлекательных черт. Ах, они добрые, ах, они благородные, ах, у них таланты писателя/архитектора/пародиста. Они умеют любить и пишут стихи. Они умеют дружить. Они видят то, чего не видят другие. Они способны на самопожертвование. И прочая, и прочая. Очень гуманная мысль заложена. «Не суди о книге по обложке«!
Что у Миллера? Три подростка — Сашка, Майя, и главный герой, оставшийся безымянным. Они взрывают петарды, и один раз даже кидают ее в лицо незнакомой женщине. Никаких намеков на то, что эти дети любят учиться, читают книги, или обладают талантами, нет. Благородства и духовности — тоже. Обычные лоботрясы.
Станислав также копирует ситуацию, которую я уже 10000 раз читал в рассказах отечественного хоррора: Сашка и ГГ оба питают к Майе влечение и скрыто соперничают. Иными словами, это не дружба, а френдзона.
Почему я должен сочувствовать этим аморальным идиотам?
Сашка несколько раз называет чужого ребенка «личинусом». Тот и правда оказывается своего рода личинкой, но персонаж пока об этом не знает. Моя симпатия к нему все растет и растет.
Тут нужно сказать, почему у нас в ужастиках так часто герои именно подростки. Серия «ССК» нацелена маркетологами на школьников, студентов и старшее поколение, ностальгирующее по видеосалонам. То есть, хоррору 80-х, который также был подростково-молодежным.
Иными словами, хоррор в России постигла та же судьба, что и НФ в СССР. Его определили в детсадовскую литературу.
Вот авторы и стараются писать про детей. Проблема в том, что это особое искусство, это надо уметь.
У Миллера диалог трех подростков напоминает то, как Михаил Задорнов высмеивал современных тинейджеров.
- Ну, ты че?
- Я ниче, а ты че?
- И я ниче.
Такие лирическое хокку не напишут...
Миллер, очевидно, не совсем новичок в литературе. Те пишут диалоги высокопарно и выспренно. Станислав находится на стадии приготовишки. Он уже понял, что диалог должен быть «как в жизни». И реально пишет, как в жизни, копируя глупости, которые мы говорим.
Но все сложнее. Хорошо написанный диалог должен быть и как в жизни, и не как в жизни. Он должен быть умнее, благороднее и красивее, персонажи могут говорить то, что обычный человек не скажет. Но при этом должен быть похож на реальную жизнь, у читателя не должно возникать диссонанса и ощущения неправдоподобия. Вот как в фильмах Тарантино. Или в книгах Элмора Леонарда, который на Квентина сильно повлиял.
Вторая проблема в том, то у зумеров свой особый сленг, манера речи и поведения. Но ни один из наших писателей это не пытался изучать. У Станислава подростки 2013 года ничем не отличаются от любых других. Поэтому нет ощущения мастерства, знания жизни, людей, эпохи.
ГГ, став взрослым, боится заводить детей и уговаривает жену сделать аборт. Я уважаю его все больше и больше...
Персонажи с какого-то перепугу называют слизня Багряноголовым, хотя откуда они взяли это имя, не объясняется.
Из достоинств: рассказ не затянут.
Резюме: весьма посредственная вещь, оказавшаяся в сборнике по причинам, мне неведомым.
sergej210477, 13 декабря 2023 г.
Да, достаточно простой, но, по-моему, в чем-то, сильный рассказ.
Странная встреча летним днём в парке компании подростков с женщиной с ребенком, имеет страшное продолжение через десять лет.
Половина истории — подростковый хоррор. Вторая часть — попытка отразить тревожное состояние отца и мужа, ожидающего неминуемого визита жуткого гостя.
Психологически интересно. Местами — страшно. Удачный финал.
Не понравились, что осталось много вопросов без ответа. Не совсем стыкуются события десятилетней давности и те последствия, которые они вызвали.
Но, в целом, история понравилась.
URRRiy, 10 декабря 2023 г.
Показательный рассказ. Почти такие же, лет этак шестьдесят назад писал старина Стивен Кинг, правда, был он тогда не стариной, а безусым парнишком. Но все же и тогда рассказы юного автора содержали искру, выдающую гения.
Здесь я этой искры не обнаружил, но старание есть.
Manowar76, 6 августа 2024 г.
Классика!
Все тропы сразу: условное «лето мальчишки», классический «подменыш», лавкрафтианско-хентайная хтонь с тентаклями, страх перед майнд контролем.
Всё атмосферно и триллерно, но.
Так что, читая, лучше отключить критическое мышление.
7(ХОРОШО)
misslidell, 18 октября 2023 г.
Очень просто, но прикольно. Непрентенциозно, но пугает.Только одного не поняла: зачем нам этот бэкграунд основных персонажей? Рассказ слишком небольшой и поверхностный, чтобы тратить строчки на подробности жизни героев, которых в скорости задумано пустить в расход. Досточно долгая раскачка перед живеньким финалом.
majj-s, 3 марта 2024 г.
Не люблю обижать авторов, но это какая-то бестолочь с лавкрафтовыми вайбами и прикрученной для ностальгии темой детства и 90-х.
Sova777, 6 апреля 2024 г.
Простенько, но со вкусом. При этом страшно. Похоже на молодого Стивена Кинга, да. Похоже на задумку или черновик чего-то большего, может быть эта вещь все таки станет повестью или романом, почему нет?