Всеволод Болдырев «Пустая невеста»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Культы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Где-то в неведомом краю, в глухой деревне, спасаясь от войны, живёт девушка Талька. Отец ее помер, а она обитает у двоюродной тетки, не особо к ней ласковой. В деревне существует традиция — венчать символически свободную девушку с мифическим покровителем округи, волхвом, умершем много столетий назад, и в этом году честь стать его невестой выпала Тальке.
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2024», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 29 июня 2024 г.
Дореволюционная Россия. Век непонятен, но железная дорога уже есть.
Село в излучине реки, под сенью великого дуба Хозяина. Говорят, был в древности могучий колдун, привечал добрый люд, а после смерти на его могиле вырос дуб.
Селяне вроде как поклоняются дубу и хозяину, но с ошибками.
Сироту Тальку, привезённую умирающим отцом из города, назначили Пустой Невестой, в дар Хозяину. Но селяне решили подменить Хозяина своими мужичками. Да ещё Талька строптивится. Избили, посадили на цепь в сарае, насиловали всей деревней. Но Хозяин — это не просто побасенки и скосят тех, кто обидел его невесту.
Чего бояться: темных крестьян и извращённых обычаев.
Атмосферно. Как обычно, больше пугает темнота и бесчеловечность людей, чем духи, мертвецы и монстры.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Nord, 1 февраля 2024 г.
Существует теория что качество текста можно определить по начальным абзацам. Она имеет право на существование и даже работает, жаль не во всех случаях. “Пустая невеста” c первого предложения заявила мне: ты будешь страдать! Я и мучился: было сложно, долго и муторно.
Большей частью автор пытал меня стилизованными под старинную речь неологизмами по типу “окрапивилась болью” и странными речевыми экзерсисами — “бешенство вседозволенности” и другими. Стилизация выглядела фальшивой, неумелой и нарочито навязчивой – вот, мол, какой настоящая литература должна быть! Как мне кажется, ей автор замаскировал банальную – шаблоннейшую! – историю. Опять месть от всего хорошего за все плохое… Деревня, связанный с ней ритуал, и тупые, очень тупые персонажи. Зубы скрежетали от идиотизма персонажей, особенно от противоречивости главной героини, которая то подчиняется во всем, то отгоняет от себя мужиков как бешеная. Меня смутило одно: силушки дядьку насмерть героине прибить хватило и отбиться от еще одного, а как дать отпор бабам – наши пальчики устали?
Мужики перевелись в селе, что делать? Решение приняли деревенские бабы конгениальное: натравим оставшихся мужиков на деваху, что отдали в невесты местному духу, а ребенка заберем себе! Тупой вопрос: а если девочка родится, а не мужик? Ну и как вы до этого справлялись с минимумом мужчин, учитывая, что новое поколение еще выкормить надо? Нет бы, поинтересоваться автору историей – как там предки с подобным справлялись? Случаем не искали женихов в соседних деревнях? Конгениальное решение привело к печальным последствиям: дух озлобился и началась резня.
Во главе угла всегда стоят сюжет и персонажи, то бишь – содержимое. А вот язык – это инструмент, меняемая и легко улучшаемая вещь по сути. Исправить содержимое намного сложнее. И очень плохо, когда язык перевешивает наполнение. История почти не развивается, автор не торопится нагнетать, ухудшать ситуацию, вместо этого он подбрасывает нам забавные сцены с лезущими через окна полоумными дядьками. Развитие сюжет получает только с появлением духа и так же резко заканчивается.
Я не знаю, что подытоживать: история дурацкая и слабая, персонажи бесящие. Раздражающая и набившая оскомину стилизация, без которой рассказ только выиграл бы. Вместо того, чтобы выбросить в помойку свой рассказ, автор отправил его на отбор в надежде что читатели клюнут на популярный сеттинг – они и клюнули. Встает ребром вопрос: а реально ли система таргет-групп работает?
Mo3k, 16 марта 2024 г.
Отмечу слог. Стилизовано хорошо, со словечками и прибаутками. Правда, ничего особенного. История о мести, мистика не креативная. Деревенский хоррор мне нравится, но тысячи их. А этот рассказ тысяча первый.
Отмечу атмосферу. Осадочек есть, поганенький такой, мерзкий, когда будто автор присунул читателю. Так на пол-шишечки. И это хорошо. Вызывает эмоции, хоть чем-то выделяется среди других произведений. Сюжет простой да скучноватый, я бы сказал классический.
Отмечу персонажей. Они даже полуживые. Деревенские опять плохие, главная героиня опять несчастная. Неинтересно.
Итого: за слог и атмосферу, остальное не интересно.
Alfie, 29 декабря 2023 г.
Рассказ не понравился. С первой же страницы и с каждой новой я только сильнее укреплялся в своем к нему негативном отношении.
Сюжет показался мне банальным, без каких-либо оригинальных находок, которые позволили бы сказать, что автор внес в уже порядком поношенный троп нечто новое и свежее.
На дворе 19 век или, может, начало/первая половина 20го. В общем, некое вечное деревенское русское безвременье, за счет стилизации и мракобесия отдающее вековой давностью. Главная героиня Талька, бывшая горожанка, на момент завязки живет в селе. Экспозиция раскрывает нам, что: идет война; городу из-за этого настал каюк; папка Тальки помер из-за болезней в курной избе; других родственников, кроме злобной тетки из деревни, у Тальки нет; в селе жрать толком нечего, мужиков ладных не сыскать (все ушли на войну); в центре деревни растет огромный дуб, который одновременно и олицетворение духа-хранителя, и как бы «надгробное сооружение» на могиле первопредка — основателя деревни.
Завязка. Тальку записывают в пустую невесту, суженую духа, потому как нормальных женихов для нее не нашлось. По языческой традиции ей предстоит принять в урочный ночной час жениха и понести от него. А дальше уже начинаются связанные с обрядам злоключения.
Понятное дело, вместо духа к пустой невесте заявляется один из местных мужиков. Та его прогоняет, за что получает от тетки нагоняй. В следующую ночь все повторяется, но наказание для Тальки теперь становится суровей. Ведь женишка, что пришел во второй раз, нашли мертвым неподалеку от избы.
Естественно, история заканчивается кроваво и достаточно предсказуемо. Какие-то чувства вызывает только издевательства сельчан над Талькой. Но и это всего-лишь следствие авторской манипуляции, мол, смотри, бедняжку насилуют, бьют и т.д. и т.п. ты должен ее жалеть, а ее мучителей презирать. И когда с помощью духа Талька начнет мстить сельчанам, ты испытаешь удовлетворение, памятуя, что смерть они заслужили. Праведная месть за зверские издевательства — вот он, катарсис. Но нет. Это просто закономерно-клишированный финал шаблонной истории, не вызывающий никаких эмоций.
Язык повествования порядком утомил. За это следует сказать «спасибо» ядреной стилизации, поношенной в жанровой литературе ничуть не менее вышеупомянутой сюжетной фабулы.
sergej210477, 27 января 2024 г.
Смесь фэнтези и хоррора с «народными» мотивами. Впрочем, настоящие «ужасы» появляются лишь в самом финале.
Стандартный сюжет про некое отдаленное от остального мира селение, где жители существуют своим замкнутым миром. Мужики давно закончились, оставшийся «женсовет» пытается сохранить популяцию с помощью возрождения старинных обычаев.
Думал, что будет классическое «славянское» фэнтези с языческими богами, но, нет, автор придумал некий свой мир.
Мне, вообще-то, нравятся подобные истории, но, чего-то, не хватило. Вроде бы, все по канонам: невинная жертва, жестокий древний ритуал, в финале — справедливое возмездие. Все это присутствует. Но, может быть, слишком длинное вступление и стремительная концовка испортили впечатление. Может, героиня не смогла вызвать нужное сострадание. Не знаю.
Отторжения рассказ не вызвал, впрочем, как и восторга.
URRRiy, 30 ноября 2023 г.
Не рассказ, а ругань. По форме чёрное фэнтези о нравах в глухих селениях и наказании за грех, по факту автор щедро плеснул негатива, оделяя читателей мерзостью придуманного мира.
Хотя текст в общем складный, и традиции наказания «ведьм» суеверными гражданами имели место быть, но читать такое неприятно.
misslidell, 18 октября 2023 г.
И снова скрепная деревенька на отхожем месте со своими незыблимыми традициями и ритуалами. В каждом томе ССК есть нечто такое. В прошлом сборнике это была деревня морского бога, тут бог растительный. Разумеется, люди просто хотят урожая и творят под этим лозунгом всякую дичь. Пора уже ССК выпускать отдельный том на данную тематику — столько однотипных рассказов накопилось. Но кто все время лоббирует эту деревенскую шнягу? Оригинальности, конечно, нуль.