Юрий Мамлеев «Московский Гамбит»
«Московский гамбит» написан в эмиграции и повествует о реальных событиях 1960–1970-х гг. Это роман об андеграундной неофициальной культуре — легендарном Южинском кружке и некоторых других центрах московской литературы и метафизики того времени. Роман о времени и о себе, а также о людях, которые вопреки официальной идеологии стремились к запредельному и бесконечному.
Это автобиографическое повествование, в котором Мамлеев описывает своих друзей и знакомых, представителей московского андеграунда 60 – 70-ых годов: поэты, писатели, художники, всевозможные мистики. Но это не публицистика, не мемуары, это именно роман. И он прекрасен по стилю и по атмосфере. Напоминает русскую прозу XIX века – особенно Гоголя, Тургенева, Лескова.
Работа над романом была закончена в 1985 году.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Согласие 2'1991», 1991 г.
— журнал «Согласие 3'1991», 1991 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 199
Активный словарный запас: низкий (2510 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
arturramires, 12 апреля 2021 г.
Из двухсот семидесяти страниц романа первые двести — разгон, из которых первые сто поразили крайней занудностью на уровне графоманства так, что хотелось немедленно всё это прекратить с вердиктом «садись, два». Но я дал себе слово ознакомиться с «эзотерическим» произведением, поскольку это довольно таки чрезвычайная редкость, когда известный профессиональный литератор берётся писать о практикующих людях не с позиции внешнего наблюдателя (мало что понимающего в сути вопроса), а изнутри. Да ещё говорят, автор и себя вставил в качестве одного из основных персонажей (я не понял правда какого...).
Бесконечные пьянки-гулянки, бессмысленный пафос речей на грани идиотизма...
У меня в руках оказалась книга, с большим количеством иллюстраций — картин художников, послуживших прототипами этого художественного текста, и если бы не они, эти дивные картины — я бы просто не поверил во вменяемость действующих лиц, в то что они вообще заслуживают какого-либо внимания.
Из плюсов:
- интересно выведен человек по имени Саша Трепетов; с ним связана некая тайна, до конца так и не прояснённая;
- женщины хоть и представлены сплошь вычурными дурами, но временами из этого высекается странный эротический эффект;
- концовка пусть и бездарна, но в принципе приемлема.
____P.S. Ничего магического не обнаружил;
обычный реализм со всеми приметами скудного быта людей, полагающих себя эзотериками_
roypchel, 17 февраля 2017 г.
Занимательный очерк из жизни одного из кругов в творческом подполье Москвы 70-х, где угадывается сам автор, а также другие герои-неконформисты.
Роман-бездействие, где герои практически топчатся на месте, утопает в диалогах и рассуждениях на тему метафизических опытов, религии, оккультизма и, собственно, культуры в советских реалиях. Подпольные чтения и выставки, беспробудное пьянство и вечный поиск тайных сфер и собственного Я.
Главная линия в романе — это подготовка встречи главных героев с неким «человеком с востока». Попутно мы узнаем о многих персонажах, их судьбе и уровне вовлеченности в круги. В какой-то момент можно даже запутаться в именах и роде деятельности всех героев, так как автор практически не выделяет главного персонажа. Как правило, это люди крайне свободных нравов, и все они находятся в поиске чего-то «за гранью», они непременно хотят попасть в «адок» и прогуляться там, заглянуть «за Абсолют» и постичь внутреннее Я.
Все эти люди являются отбросами «нормального» общества, но в то же время они рассуждают о Боге, о своем поколении у которого силой отняли веру, возмущаются отсутствием свободы творчества и презирают «нормальность». Битниками их не назовешь, как и богемой, но признаки и того и другого в наличии. Очень интересная мысль озвучивает герой Муромцев в Эпилоге, на восклицание «когда же у нас появится свобода!», он отвечает, что никакая свобода не нужна. Настоящее искусство должно страдать, так как именно в таких условиях приоткрывается та потаенная дверь, чрез которую художник может получить тот гениальный свет. Если же все разрешено, что-то происходит, захлопывается какая-то дверца, и наступает пародия на золотой сон.
Если вы не читали Мамлеева, то стоит начать знакомство именно с этой книги, а не с знаменитыми «Шатунами». В книге очень явно рисуется прообраз знаменитого «Южинского кружка» самого Мамлеева, так и его учение метафизического реализма.
«Сама Россия — великая страдалица и мученица, и мы должны разделить ее путь. Но это великая и страшная радость! Страдание и радость — неотделимы! А безнадежных ситуаций нет.»