fantlab ru

Алекс Лоренц «Щань»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Щань

Повесть, год

Аннотация:

Здесь, в окрестностях старого хутора Щань, среди глухих брянских лесов, мёртвых селений и замшелых погостов, с приходом октябрьских серых дождей оживают забытые страшные былички, деревенские песни выворачиваются наизнанку, а из непроходимой чащи излучает чистое зло таинственный военный объект. Забрести сюда легко. Вернуться отсюда трудно. Вернуться прежним — невозможно.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Щань
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ознакомился с одной из работ Алекса Лоренца (он же — Алексей Фирсов) — повестью «Щань».

История драмы одной семьи, в которой случилось горе — тяжело заболел ребёнок. Всё начинается весьма безобидно. С дружеской поездки на рыбалку в глухие места брянского захолустья. Но разве мог Прохор представить себе, чем обернётся для него путешествие в край местных лесов, полей, аномальных зон, разваливающихся колхозов, гниющих заборов, одичалых, полузаброшенных деревушек, где о когда-то живущих здесь людях напоминают лишь тусклые фотографии со старых могил? Ужас возрастает, нагнетается постепенно, от страницы к странице, когда ты всё глубже погружаешься в сюжет. Фоном служит мрачная обстановка середины 1990-х: Союз развалился, и на его руинах строится что-то чуждое, далёкое от былых идеалов... Идеальное время и место для всевозможных чёрных дел и рождения многоликих кошмаров. Этакий инфернальный генератор. Есть нечего, пустые полки, нет уверенности в завтрашнем дне. А про глубинку и говорить нечего — была когда-то жизнь, а теперь все быльём поросло. Селения под натиском непогоды и времени разваливаются, исчезают, и о прежней жизни напоминают лишь бесчисленные погосты, затерявшиеся среди лугов, перелесков и урочищ.

Но с этими окрестностями, с этими лесами, уже издавна творилось что-то странное, жуткое. Упыриные и ведьмовские места, где также водятся черти и бог знает кто ещё...

И вот друг пропадает, радио начинает работать само по себе, а возле заброшенного деревенского дома, где остановились ночевать приятели, показываются бабка с внуком: на женщине броский красный платок, на мальчишке несуразный костюм, и улыбается он как-то недобро.

Прохора будто бы чёрт водит за нос, само это глухое, неприветливое место берёт в оборот, заставляя окунуться в водоворот немыслимых событий, как в глубокий, чёрный омут.

История увлекает, подкупает сочными образами, точным языком без «воды», своей искренностью и откровенностью. Отдельные фрагменты даже хочется привести в качестве цитат:

* «...Женьки не видать. Либо потерялся и шастает в окрестностях, либо утоп. Утопнуть много ума не надо — достаточно пьяному поскользнуться в грязи да ухнуть в лужу поглубже. Так, наверное, и случилось. Через месяц придут холода. Лежащее ничком тело покроется ледяной корочкой. Потом пойдёт снег. С первым апрельским теплом труп вспухнет, начнёт разлагаться и вонять. Вернутся из спячки дикие звери, придут на пир. Что не доедят они, то дожрут жуки и червяки. До голых косточек охотнички тоже найдутся. Бабка сварганет для внучонка наваристый бульон... «

* «...Хуторское кладбище. Почти одни бугорки. Редко где крест торчит... Вот выезжаешь так с коллективом своего заводского цеха на природу после первомайской демонстрации — и посреди перелесков за колхозным полем приглянулась вам живописная полянка, усеянная лохматыми зелёными бугорками. Обосновываетесь там, едите, выпиваете, а под вами — залежи людских костей в изъеденных жуками гробах да гниющая труха от свалившихся крестов...»

* «...Ветер выл остервенело. Мотал туда-сюда листья, рвал в клочья. Щедро расшвыривал струи дождя. Нависшие над землёй облака укутали щанские леса и болота в серый полумрак. А внизу, среди деревьев и борщевика, бродили фигуры. Толпы. Несметные полчища. Бабы, мужики, пионеры, солдаты, крепкие парни в форме вермахта, юродивые, попы. Свирепый ветер нещадно обдавал их всех горстями дождя, бил в лица, молотил по синюшной коже. А они словно бы и не замечали. Вода текла по выпученным глазам, по обнажённым в судорожных улыбках зубам — белым, жёлтым, с гнильцой, превратившимися в коричневые пеньки. По растянутой, кроваво растрескавшейся коже губ...»

В пример можно привести и многие другие эпизоды. Моменты с маленькой тварью во рту ненавязчиво напомнили «Чужого», а эпизод с таинственной башней — Исполнителя желаний из повести «Пикник на обочине» Стругацких — на них автор конкретно ссылается в тексте.

Написанному веришь, поскольку автор сам из здешних мест. Несомненно, заметен почерк талантливого литератора, который свободно и точно владеет языком, оперирует образами, выдерживает стиль. Особенно понравился местный сельский говор)

Чем дальше — тем больше. Творится форменное безумие: появляются фантомы прошлого, радио рассказывает жуткие истории одну за другой (которые, к слову, вполне могли бы послужить самостоятельными произведениями), как роботы маршируют во главе со своим вожаком пропавшие в советское время пионеры, которые загоняют Прохора на верхние этажи затерянной в лесу башни, где он сталкивается с жуткими подобиями военных (намёк на секретные эксперименты военных, о которых говорят местные. Но пробраться туда не просто из-за плотных насаждений деревьев, образующих искусственные заборы) и самой «Мамкой».

Эпизод с пионерами один из самых жутких в повести. Всё это очень ярко представилось в воображении.

Ну и конечно здесь присутствует обволакивающая атмосфера распада, обречённости, потерянности, тревоги, сырого, дождливого, промозглого ужаса, что рождается в глубинах нехоженых брянских лесов, посреди раскисшей грязи, среди почерневших, просевших изб и бесконечных кладбищ.

Финал яркий, мерзкий (в хорошем смысле) и пугающий, как и должно быть. Всё происходит так, как и должно произойти. Об этом, читатель, вы сами узнаете, прочтя повесть.

Предлагаю ознакомиться с ней всем, кто любит истории про деревенскую чертовщину и фольклор, ужасы первозданного леса и старых погостов, нашу хтонь, способную дать фору западной и какой, бы то ни было, любой другой.

Искренне радуюсь за коллегу и одназначно рекомендую к прочтению!

Ставлю 10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прохор Сенников — работник морга и помимо мрачной низкооплачиваемой работы, у него масса проблем в семье. Жена его не любит, а малолетний сын неизличимо болен. Коллега Женька Брег уговорил Прохора поехать на выходные за город и порыбачить. Путь до места был долгим и они заночевали в заброшенном хуторе Щань. Проснувшись, Прохор обнаружил, что его товарищ исчез. Тогда Сенников отправился в обратный путь, но выйти из жутковатого поселения оказывается очень непросто. Волна безумия захлёстывает Прохора.

Автор повести скрестил в сюжете свою страсть — исследование глухих безлюдных мест Брянщины и воспоминания о своём детстве, прошедшем в уже далёких девяностых годах прошлого века. И чем больше погружаешься в текст, тем всё более отчётливо ощущаешь дух того времени. Он витает практически в каждой строчке, которая автором тщательно подобрана для создания нужной для действия атмосферы.

И главное, благодаря чему автору удалось так глубоко погрузить читателя в пугающую книжную реальность — это задействование всех органов чувств. Вместе с главным героем мы видим, слышим и осязаем буквально каждый сантиметр безлюдной Щани. Безусловно, писатель досконально знает,о чëм пишет. Аналогов вымышленной Щани предостаточно не только в Брянской области, которую автор исследовал досконально, но и в других регионах России. Реальность буквально перестаëт существовать и опутанный происходящим в повести, читатель не имеет никаких шансов вернуться со страниц.

Помимо узнаваемых признаков 90-х, в повести есть ещё и часто упоминаемая в СМИ той эпохи конспирологическая теория о пси-генераторах, воздействующих на человеческое сознание. И именно эта сюжетная линия помимо воли проникает внутрь сознания и добавляет ещё один яркий и очень насыщенный мазок к жуткому миру Щани. А транслятором вписанных в повествование суеверных баек и быличек коренного населения Брянских сёл становится радиоприёмник «Вега-341», который наряду с кошмарными существами, мёртвыми, но в то же время живыми, становится полноценным персонажем. Но кроме этого, приёмник транслирует отрывки произведений русских классиков: Паустовского, Пришвина, Алексея Толстого и других. Сюжетная линия с радиоприёмником сюрреалистична, но ближе к финалу она получает своё логическое объяснение.

Главный герой Прохор — обычный, замордованный жизнью трудяга. Автор не наделяет его какими-то сверхъестественными положительными качествами. Поступки персонажа далеко не всегда благородны, но герой тем и близок, что является обычным человеком. Испытания, выпавшие на его долю, не могли сделать его лучше. Подробно и почти скурупулёзно Алекс Лоренц описывает во флэшбеках отношения Прохора с женой и сыном. И если поначалу кажется, что эти воспоминания не играют никакой роли, то ближе к финалу это оказывается важной сюжетообразующей составляющей.

Уходящая советская эпоха и новая российская действительность в повести Алекса Лоренца слились с инфернальным злом и в результате породили химер, где плоть сливается с металлом, где искусственное переходит в живое. Повесть ближе к финалу становится эффектным боди-хоррором, эдаким оммажем к «Видеодрому» Дэвида Кроненберга.

На первый взгляд кажется, что повесть переполнена различными элементами и собрать их воедино задача неподъëмная. Однако любовь автора к темам, из которых состоит произведение, их глубокое знание и богатое воображение сотворили чудо. Перед читателем раскрывается атмосферное, насыщенное событиями, самобытное и детально проработанное произведение, способное глубоко увлечь и развлечь каждого поклонника хоррора.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх