Лев Толстой «Три смерти»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
По русской дороге-распутице едет карета; в ней пышущая здоровьем краснолицая молодуха-служанка и кашляющая, исхудавшая, тонкая, как тростинка, барыня. У барыни чахотка, и даже верный и любящий муж, кажется, смирился с тем, что его жена не увидит следующего лета. Она просила его отправить её в Европу, ведь там легче и здоровее дышится, там бы она наверняка поправилась. Но жизнь — жестокая штука; всё время чего-то не хватало, то времени, то денег. И теперь муж с доктором не уверены даже, доедет ли барыня до Москвы — не то, что до Италии или Берлина.
Ей плохо, тяжко, её мучит предсмертная тень. А рядом кипит жизнь, бросается в глаза каждым жестом, каждым поступком других: вольным криком, свободным широким шагом крестьян, аппетитом мужа и сильными ногами служанки, её упругим боком, которым она боится задеть хрупкую госпожу. Простолюдины кричат и шумят, и барыне кажется, что никому нет до неё дела, что все жаждут только одного — поскорее избавиться от неё, поскорее зажить своей, свободной от её страданий жизнью.
И невдомёк ей, что рядом, в избе, у которой их карета остановилась сменить лошадей, помирает простой русский мужик, ямщик Фёдор. Он тоже гибнет, и ему тоже кричит и плещет жизнь, но ни капли сострадания, которое отталкивает барыня, не получит Фёдор; единственного человека, которого интересует его судьба, куда больше заботит вопрос — что станется с новыми фёдоровыми сапогами...
Впервые опубликован в 1859 году в журнале «Библиотека для чтения»
Входит в:
— сборник «Лев Толстой. Повести и рассказы», 1978 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 14 декабря 2022 г.
Не зря в народе говорят, что хорошо быть молодым и здоровым. Автор рассказа «Три смерти», тридцатилетний граф Толстой, был ветераном двух войн и видел, как умирают люди при самых страшных обстоятельствах. Но пока его интересует жизнь, а не смерть — до «арзамасского ужаса» 20 лет, до последнего бегства из дому целых пятьдесят.
Сейчас для него смерть — феномен бытия, среди других феноменов. его более интересует внешняя сторона процесса: кто как при этом выглядел, кто что рядом говорил. Шум листьев, порханье малиновки, досужий разговор кухарки с кучером — все это равноправно с последним пределом существования. Быт отправления на тот свет является предметом описания, но гениального описания, конечно.
Принято в нашей традиции поругивать барыню (собственно, сам автор объявляет ее в частном письме «гадкой»), женщину, которая до последнего часа цепляется за жизнь и все надеется на чудесное спасение. А вот мне импонирует ее воля к жизни, прямо как у героев Джека Лондона. Ведь на ней доктора крест поставили еще осенью, а она до весны дотянула на одной силе характера, вопреки диагнозам. И не утратила рассудок, не измучила близких до последнего предела остервенения. Сильная была женщина, и несправедливо судьба с ней обошлась.
Но Толстой пока вне этой проблематики, его другие мысли обуревают. Недаром следующее его произведение будет называться «Семейное счастье».
Lena_Ka, 10 марта 2012 г.
Мomento mortis (помни о смерти). Один современный поэт (вы, наверное, понимаете какой) сказал, что он очень любит Льва Толстого, потому что тот учит умирать. Действительно, какое толстовское произведение ни возьми на всем смерть. А в этом маленьком рассказе их сразу три уместилось. Очень тяжелое чтение, депрессивное. Какая бы ни была смерть: эгоистичная, как у барыни, тихая, спокойная, даже деликатная, как у крестьянина, не желающего мешать живым и здоровым людям, величественная и достойная, как у срубленного дерева, — это все равно страшно, по крайней мере, то, как это показывает Толстой. Не скажу, что ощущения приятные, но сильные: пугает посильнее Кинга.