Валерий Пылаев «Канцлер»
Любая история однажды подходит к своему завершению. К логичному ли? Как знать...
Находясь за океаном, Александр Горчаков подобрался слишком близко к источнику всех бед, которые он ощутил на собственной шкуре еще будучи лицеистом, а затем юнкером. Но теперь, когда круг заговорщиков практически определен, князю придется вернуться в Европу, в самое ее сердце, в эпицентр войны, и поставить на кон всё: дружбу, благополучие родных и близких... и собственную жизнь, разумеется.
Но таково предназначение юного мага-аристократа, и не в его силах изменить то, ради чего ему позволили родиться второй раз.
Входит в:
— цикл «Горчаковъ»
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2024 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 7 ноября 2024 г.
«Императрица»
Рецензия на «Канцлера» Валерия Пылаева
Вот и подошла история князя Александра Горчакова к концу. Семь книг, на страницах которых набралось множество приключений, знакомств и потерь, удивительных событий, а главное — вопросов. Причём далеко не на все автор даёт ответы. Хорошо это или нет, разберёмся вместе.
Особенностью цикла «Горчаковъ» стало наличие главного героя-попаданца. По ходу сюжета Виктор Смирнов в лице Валерия Пылаева практически не разыгрывает эту карту, а потому глобальная интрига вокруг личности оного так и остаётся не до конца раскрытой. Наиболее правдоподобное объяснение было дано несколько томов назад. Мол, попаданец — это сам Александр Горчаков, только через двадцать лет. Заключительная часть как раз намекает, что примерно столько как минимум Европа может спать спокойно.
Не бьётся удивление попаданца в самой первой книге. По всему получается, что он из нашего мира. Или подобного ему. Однако же больше к этому крючку разъяснения автор не подвешивает. Наоборот, вводит целую тайную группу Одарённых старцев, что вытаскивают незаурядных людей для спасений мира. Сколько же раз его приходилось спасать неизвестным чужакам?..
По большому счёту, это всё, что я смог выудить по основной интриге цикла. Но были и другие. Так, загадочный мощный менталист, вызывавший даже больше беспокойства, чем глушилки, наконец-то обретает личность. Не могу сказать, что я сильно удивился, что это человек, на кого стоило подумать сразу, но, по крайней мере, Виктор не стал плодить сущности. Другое дело, что схватка с ним меня не слишком впечатлила, впрочем, редко когда такие «битвы разумов» представляют увлекательно.
Жанровая составляющая «Канцлера» также озадачивает, поскольку в очередной раз роман совершает кульбит, начинаясь в духе «Коммандера» с американскими реалиями 1960-х годов, лишь самую малость отличающимися от той эпохи в действительности, и заканчиваясь больше в стиле неудачного, на мой вкус, «Статского советника». Операция вокруг Отто фон Брауна вообще имеет нотки шпионского боевика типа бондианы, переговоры императоров — на политический или исторический роман, а бои вдоль Дуная — на военную прозу, с поправкой на магическую вселенную.
Из вышеперечисленных жанровых явлений наибольший интерес вызвала первая из названных операция. Разве что не совсем понял, откуда в мире, где не было ни одной мировой войны, взялось слово «наци». Конечно, идеи национального превосходства витали в обществе не только XX, но и XIX века, который в этой вселенной получил прямое развитие в соседнем столетии. Тем не менее, само понятие вроде бы считается неологизмом времён 1940-х, наших 1940-х, то есть. И откуда бы ему взяться в магических 1960-х, я могу лишь догадываться.
Хотя в этой вселенной Первая мировая война подзадержалась, а описанная в цикле лишь местами её косплеит, больше обращаясь к событиям более ранним, проявляются и отголоски даже Второй мировой. И я больше не про условно неуместных «наци», а про тему с лучами смерти, Оппенгеймером и полковником Гровсом. Если дело не только в именных ассоциациях, но и в фактических достижениях науки и техники, то, похоже, лучи смерти могут быть гораздо более смертоносными, чем даже следует из названия. Однако Виктор не упоминает радиацию или иные страшные последствия в этой вселенной, так что, наверное, речь о какой-то иной разработке.
Меж тем сюжет заводит Горчакова именно к означенной установке, и где-то здесь роман начинает запоздало восстанавливать позиции цикла, но всё же этого оказывается недостаточно, чтобы лично я поставил его на один уровень хотя бы с «Камер-юнкером». Впрочем, до него почти дотянул. Если бы эпилог кончился женитьбой, к коей подталкивал примерно в той же части Горчаков-старший, мог бы даже и обойти.
Итак, «Канцлер» получился хорошим романом сам по себе и неплохим завершением достаточно увлекательного цикла. Вопросы по прочтении остались, ответы на некоторые проще додумать самому, но радует то, что послевкусие от прочтения семикнижия в целом — вполне приятное. И ежели кому-нибудь захочется отрадно провести неделю-другую за славными книгами, цикл «Горчаковъ» станет отличным выбором!