Сергей Серов «Цифровое бессмертие как побочный продукт развития нейросетей»
Входит в:
— цикл «25-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-25)»
— цикл «25-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-25)»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PhysaLis, 22 мая 2023 г.
Тема прописана еще в названии. Сюжет средненький. Общие впечатления отличные.
Рассказ странный тем, что чем-то цепляет. Долго размышлял чем, так и не понял. Общая идея банальна и целиком раскрыта в названии. Будни на заводе серы и унылы. Воспоминания о группе не очень интересны. Но вот все вместе выглядит почему-то куда лучше, чем в отдельности. Обычно тут у рассказов все наоборот...
Ну а из плюсов лично для меня — способность главного героя подстраиваться под любую музыку, которую нейронные сети так и не смогли воспроизвести. Поэтому он становится единственным незаменимым членом группы. Вроде бы это не задел на тему человечности, а просто мелкая деталь. Но она куда убедительнее чем в других рассказах страницы и страницы размышлений об отличиях человеческого сознания от цифрового.
PadreDS, 24 мая 2023 г.
Берем сериал «Чёрное зеркало», эпизод «Be Right Back». Меняем пол клону, созданному по цифровому слепку, оставленному в социальных сетях. Переносим дело на Марс. Готово) Текст у автора получился сильным, не без мелких огрехов. Проработан флешбэк, прощупаны музыкальные и монтажно-демонтажные грани персонажа. Красиво прописаны тональности и темп речи, какими их воспринимает Артур. Интересно, как такое воскрешение воспринимается слушателями? В порядке вещей такие процессы или будут скрывать, придумывая легенду, мол, откачали? Наверное, такие тексты и выходят из группы. Но где в рассказе побочный продукт открытия – не соображу. Угроза замены живых людей цифровыми копиями? Тогда зачем нужно сдавать семя, подвергать процедуре вазэктомии, если проще наклепать клонов с живых людей, обладающих теми же навыками? Силиконово-цифровые копии не нужно кормить, подбадривать гимнами и оплачивать их труд.
Pale, 24 мая 2023 г.
Как уже отмечали в других комментариях, самый большой недостаток этого рассказа — его название. Если совсем ничего яркого-образного не приходило в голову, ну хоть «Давай, Росатом!...», что ли, озаглавил бы автор эту свою историю)
По тексту есть некоторые неровности, но на них не хочется обращать внимание. Хороший язык. Даже отличный — без языковых выкрутасов, зато уверенно и точно. Убедительно воплощены и музыкальные сцены, и будни судноразделочного комбината. Пожалуй, для меня немного странно, что главный герой изо дня в день вспоминает Ботан во время отдыха и перерывов в работе. Слишком это навязчиво и... ненатурально, что ли? Для меня было бы убедительнее, если бы эти воспоминания разбудило известие о предстоящем выступлении группы, в которой герой когда-то выступал. Я бы охотнее поверил, что герой в связи с этим заново переживает произошедшее.
Фантастическое допущение не бог весть насколько оригинальное. Какой-то глубокой мысли за всем описанным тоже нет. Но есть эмоции. Удивительные и хорошо ощутимые эмоции от потери чего-то очень дорогого, близкого и нового обретения. И большой, кажется, надежды, что так будет не только в этом, отдельно взятом, случае, но и вообще дальше человек пойдет с ИИ рука об руку. И смотреть они будут с любопытствои и теплом друг другу глаза в глаза — без камня за пазухой и пистолета в руке.
За тепло и надежду — большая благодарность автору. Увидеть это и высказать так ненавязчиво и искренне — большая удача!
Almeg, 19 мая 2023 г.
Очень понравилось.
В том числе и название рассказа. Неужели только мне показалось, что название – это такой же стёб, как и гимн Росатома?
Весь текст рассказа – это опровержение ложного тезиса, заложенного в названии.
Ведь рассказ совсем не о цифровом бессмертии, а как раз – про совершенно противоположное. Живой человек – как побочный продукт цифрового клонирования.
Новая Ботан получилась куда более живой, чем ГГ, который похоронил себя на орбите Юпитера, превратив в выполняющего механистические действия робота, который живет только во сне.
Здесь уже правильно отметили, что рассказ – это просто какой-то невероятно оптимистический гимн будущему. Не мы все умрём!!!11 потому что нас заменят роботы, а мы станем бессмертными и наши новые версии будут лучше, потому что избавятся от эгоизма, зацикленности не себе-любимых, станут глубже понимать чувства других. Пессимисты считают, что именно наши недостатки делают нас людьми. Автор считает по-другому. По сути, автор предлагает свою версию появления Нового человека.
Возможно, я всё это придумал, и автор имел в виду совершенно другое. Но мы все ставим оценку тому, что прочитали, а не тому, что было написано. Есть у нас, у людей, такой недостаток)
sephirot, 25 мая 2023 г.
Крепенький рассказ, писанный приятным стилем. Тема мне близка, сам о том же писал, однако хотелось бы побольше фантазии от автора. Тема настолько заезжена, что брать ее копированием, попахивает моветоном. Тем более, если умеешь хорошо писать. С интригой и конфликтом та же проблема. Самоубийство подруги, протагонист сломан, раздавлен, знакомая тема не правда ли? Эмоционального заряда тоже не хватило.
Какой я оказывается привередливый читатель, то мне много, то виде-ли мало)) Но право, я так и не понял — Артур улетел за Ботан? Или, чтобы со своим варлоком не расставаться?
По итогу крепкий середнячок, читается легко, но эффект «вау» отсутствует.
И еще, автор сдается мне сведущ в музыке, но почему тогда:
«Олли звучал мелодией фагота с треснутым мундштуком» — а у фагота эту штуку не тростью случайно называют?
Aklenord, 23 мая 2023 г.
Ну а что? Тема сразу в названии раскрыта, и пусть кто-нибудь попробует придраться.
Зацепился за два момента, влияющие на достоверность:
1. Неужели музыканты были вынуждены ради одного концерта пройти вазектомию? И не надо оправдывать тем, что Росатом настолько богат, что может купить всех и вся.
2. Далее: уже давно даже на уровне бытовой химии справляются с запахами, так что в описанном светлом будущем проблема запаха выглядит надуманной.
В целом-то читать было интересно. В конце все же без ярко выраженного послевкусия. Какая-либо идея рассказа плохо улавливается. Смириться с тем, что цифра наступает?
alprosv, 23 мая 2023 г.
«Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...» — что ж, получилось. Цифровые технологии позволили. Смутно припоминаю один болгарский фантастический рассказ — про таких же восстановленных. Скука смертная. Здесь пободрее. И остается вопрос: а хорошо ли сие? А вот почему «Васкез Артур узнал сразу» и т.п., непонятно. Что за фантазия — отказаться от склонения? Еще и «по-сути»... Мат открытым текстом несколько озадачил. Не к месту в данном случае.
Общее впечатление нейтральное.
Antipod_R, 21 мая 2023 г.
Спойлер алерт в названии? Ну, понятно, тема не новая и все карты крапленые, но зачем же играть с открытыми?)
Смерть от передозировки — между делом сказано, банально, обыденно. А резануло все же.
Ну и да, конечно, Ботан же и вернули к жизни, оцифровав. Тут без сюрпризов.
Когда всё закончилось концертом и тупо гг вернулся в группу, я почувствовала себя обманутой. Ни чертов хит, бесивший гг, его не задел. Ни от мертвой живой солистки ничего в нем не сдвинулось.
Написано хорошо, но развития не хватило, а часть интриги сам автор и обломал.
mick_ekb, 19 мая 2023 г.
Рассказ обыгрывает идею утиного теста применительно к эффекту зловещей долины. Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка. Вот так и с человеком. Кажется, это типовой вариант конкурсного конфликта уже полгода как.
Вызвали нейросети такой однообразный неолуддизм. В общем, допускаю, что это просто моя конкурсная деформация, но было скучно: подобное я читал многократно, вот только в других декорациях
9_LIS, 18 мая 2023 г.
Название, на мой взгляд, громоздкое, эмоционально чуждое самому тексту. А рассказ написан хорошо — гладкие, интересно скроенные, но не перегруженные предложения, автор не боится сложносочиненных и сложноподчиненных штук, дружит с синтаксисом. Это, кстати, редкость на конкурсе. Диалоги, однако, получились чуть хуже.
Есть ошибки. Например: «Васкез Артур узнал сразу, хоть тот и сменил короткий ёжик на гриву из африканских косичек» — Васкез мужчина? Значит склоняем, значит тут «Васкеза...»
Описания астроидян, марсиан и прочий сеттинг уж очень напомнили «Пространство».
О чем рассказ? О нейросети, заменившей живого человека. О конфликте творчества и рутинной работы на корпорацию. О бунтарстве и любви. Вроде неплохо, но эпичное, по научному масштабное, название не бьется с неопределенным (нейтральным?) отношением ГГ (да и автора) ко всей сложившейся ситуации. Уж очень невелик оказался масштаб сюжета в рассказе. Да и тема конкурса не раскрыта — что является побочкой? Сама новая Ботан и ей подобные? А что тогда основное открытие?..
Lunetta, 17 мая 2023 г.
Сказ о том, есть ли разница между живым и мёртвым.
Тема не на поверхности, но и рыть не надо глубоко.
Читала с удовольствием, приятно, когда кто-то умеет писать хорошо.