Леонид Бежин «Дневной поезд»
1979 год. Герой романа Леонида Бежина едет в Ленинград, чтобы по завещанию умершего сына развеять его прах над Финским заливом. В катере, ожидающем у причала, он встречает… Далай-ламу XIV Тензина Гьяцо. Тот открывает ему, что его умерший сын был великим Бодхисаттвой, призванным спасать страждущих в России.
Входит в:
— сборник «Дневной поезд, или Все ангелы были людьми», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 11 декабря 2024 г.
Открываю для себя нового автора.
Роман решил прочесть как представителя русского магреализма. Где наткнулся на него, не помню, но загорелся настолько, что приобрел в бумаге: 1979-й, Ленинград, буддизм, Далай-лама, откровения.
Автор востоковед, биограф и, конечно же, писатель.
Очень плотное по количеству отсылок и неймдроппинга начало. Так густо, что начинаешь не восторгаться, а сомневаться — уж не «пурпурная ли заплата» перед нами. Упоминаются или цитируются Набоков, Мандельштам, Островский, Сартр, Камю, Бердяев, нирвана с сансарой, Дон Кихот, Маджнун, Борхес, Обломов. Лермонтов, Гоголь и Достоевский.
Необычный опыт. Автор одновременно и внимательный к деталям и любящий не совсем уместные отступления.
Персонажи мало того, что живо общаются, так ещё и придается внимание тем мелочам в мимике и жестикуляции, которые делают описание ультрареалистичным.
Первая треть романа — «Вагонные споры последнее дело». В одном вагоне, в двух соседних купе, едут очень разные люди:
Герман Проховорович, преподаватель религиоведения, едет в Ленинград, чтобы развеять перел сына над Финским заливом;
Капитолина, девственница тридцати двух лет, едет повидать Эрмитаж, как святыню;
Николай Добролюбов, похожий на того самого Николая Добролюбова, едет навестить тяжело больного исповедника и посетить «Англетер», так как считает, что Есенина убили;
Семейноя пара Боб и Жанна. Он фарцовщик, она — то ли экскурсовод иностранцев, то ли валютная проститутка. Едут вступать в права — кто-то подарил им квартиру.
Основная тема разговоров — буддизм. Часть настолько затянута и похожа на камерную пьесу, что возникли две мысли — так весь роман и будет и, возможно, что это какая-то метафора посмертия и мытарств. Не зря же второе название у романа такое.
Но нет, старый, славный, агицын паровоз прибыл на Московский вокзал и герои разбрелись по городу, договорившись встретиться на следующий день.
Герои гуляют по городу, рассказывают свои вставные истории, почти как в «Тысяча и одна ночь».
Завершается вторая часть необычным открытием и лекцией о том, кто же такой бодхисаттва.
Тут бы роману и кончиться по всем законам жанра, но нет.
Последняя треть переносит нас в 1999-й и показывает неожиданные изменения в жизни персонажей. Тут уже начинается ненаучная фантастика. У всех всё хорошо, все в браке, учат с детьми буддийские уставы.
Профессора автор, как я понимаю, списывал с себя.
Концовка скомканная, без особой кульминации.
6(НЕПЛОХО)
Почитаю ещё рассказы из этого же сборника, чтобы понять, читать ли автора дальше.