Александр Лазаревич Полещук «Ошибка инженера Алексеева»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Трудно, создав искусственную галактику, управлять ею и остаться в живых...
Входит в:
— антологию «Мир приключений. Книга шестая», 1961 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 125
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2719 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Антипремия «Гриадный крокодил», 2 |
- /языки:
- русский (4), французский (1), латышский (1), украинский (1), киргизский (1)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Крекотень (1), П. Мазель (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Homo Soveticus, 13 июня 2024 г.
Дочитать не смог: слишком много специальной терминологии. При том что сам без малого полвека назад изучал широкий круг математических дисциплин в одном из лучших советских экономических ВУЗов. Если же вернуться к чисто литературным достоинствам/недостаткам, понравилась небольшая вставка про военные воспоминания Алексеева. Для меня весьма неожиданная: с первых страниц создалось впечатление, что описывается отдалённое будущее, а не начало 1960-х, когда персонажи могли воевать в Великой Отечественной. Только из-за этой реалистичной вставки дал шесть баллов. К недостаткам также отношу слащавый — по-другому сказать не могу — образ партийного работника Топанова. В его искренность и преданность идеалам верю. Верю даже в то, что он на деле мог выучиться на философа. Но в то, что он столь лихо — без специального естественно-научного образования — выдвигал оказавшиеся в итоге верными гипотезы — нет.
P. S. После написания собственного отзыва прочитал предыдущие. Искренне благодарю их авторов за раскрытие сути эксперимента Алексеева. Однако желания дочитать обсуждаемое произведение всё равно не появилось. И хотя я сделал собственные выводы лишь по части — почти половине повести, — а не о произведении в целом, от высказанного выше не отказываюсь. Видимо, эта повесть — не моё.
БондаренкоЕА, 24 апреля 2023 г.
Фантастическая идея повести ну очень необычная! Просто роскошная. И уникальная. При этом, правда, автор самым радикальным образом покусился на основы современной физики. Но на то и фантастика: наше воображение надо упражнять. Именно так была стимулирована разработка физического принципа перемещений во времени К.Торном, лауреатом Нобелевской премии (по его же словам).
У автора есть довольно грубая ошибка — он написал, что квантовая механика не может объяснить устойчивость атома. Но на самом деле наоборот: это классическая физика не может, а квантовая как раз и объясняет.
Справедливости ради, нужно также отметить некоторые литературные неуклюжести. Местами в тексте многовато «воды». Совсем зря упоминается философия, в т.ч. марксистско-ленинская (философия физике помочь не может). Ну, и как-то неуклюже смотрится подзаголовок «Квартирант тёти Шуры» рядом с потрясающей идеей микро-галактики; можно было и поаккуратнее обойтись с таким «бытовым реализмом», хотя само его использование вполне резонно.
Но всё это с лихвой искупается грандиозностью главной идеи автора. И какой сюрприз он приберёг напоследок! Помнится, в среднем школьном возрасте мы с другом обсуждали планетарную модель атома: а что, если и там бывают крохотные человечки? Но тут-то всё не в пример серьёзнее. Жаль только, что создатели «стеклянного купола» не убрали его перед отлётом.
Насмешливое спасибо пакости Альтшулера: именно благодаря его клеветнической и тухлой антипремии, я и открыл для себя этого автора, о котором раньше буквально ничего не слышал :-) Рад, что наконец-то услышал: тут настоящая НФ. Браво, автор!
nkgr, 19 декабря 2022 г.
Такая типичная советская фантастика своего времени с элементами детектива и производственной драмы.
Начинается с того, что группа учёных под руководством А. А. Алексеева вместе с лабораторией оказывается заблокированной в стеклянной сфере. Живы ли они и что там вообще происходит выяснить не удается: стекло не поддаётся никакому инструменту. Чем занималась группа Алексеева точно никто не знает – все оказались под стеклом. Известно, только что тема, которая была в разработке, касалась вакуума…
Научная составляющая повести содержится в идее, что вакуум – это не пустота, а нечто плотное – некая материальная среда, способная порождать вещество и энергию. Тем самым разрушается буржуазный, он же религиозный идеалистический миф о том, что вселенная возникла из ничего и однажды исчезнет, став ничем. Открытие же советских учёных позволяет утверждать, что закон сохранения вещества незыблем, и жизнь нашей вселенной будет вечной.
Если сделать скидку на время, когда писалась повесть, то, хоть иногда и смешно, но вполне приемлемо и даже интересно.
Цитаты:
/– Боюсь, что успех оказался слишком большим. Боюсь, что здесь не успех, а другое… Поймите меня правильно. Бывает такой успех, такая победа, с которой и не знаешь, что делать./
/– Природа боится пустоты, говорили в далёкие времена. «Природа не знает пустоты!» – скажем мы сегодня! Да разве можно назвать пустотой то, что стало колыбелью галактик?! Только в уме человека может существовать слово «Ничто», природа его не знает!
– Выходит, что есть нечто такое, что заполняет физическое пространство? – спросил я.
– Не заполняет, нет! Есть само физическое пространство…
(Разговор с Алексеевым)/
/Вакуум был полон самых неожиданных сюрпризов. Не оказывая никакого ощутимого сопротивления движущимся сквозь него звёздам и планетам, метеорам и космическим ракетам, он обладал свойствами, подобными сверхтекучести гелия при сверхнизкой температуре. Однако, приведённый во вращательное движение сложным сочетанием переменного электромагнитного и гравитационного полей, вакуум обнаруживает поразительную и чудесную способность образовывать своеобразные вихри, вихри, к которым начинает стекаться из окружающего пространства рассеянная энергия./
/–…Современная наука не может противоречить современному писанию, как обитатель морских глубин кашалот не может вступить в единоборство со львом или стаей волков. Священное писание и наука – явления разного порядка, они просто не могут противостоять друг другу. У них нет, понимаете ли, подходящего ринга, чтобы встретиться друг с другом./
Etamin, 8 июня 2022 г.
Прочел еще в детстве, а через пару лет сюжет этой повести смешался в памяти с другой повестью — «Черные звезды» Савченко. А ведь между ними есть что-то общее: обе были примерно в одно время напечатаны в «Мире приключений», в обеих основное действие происходит на Украине, в обеих происходит непонятная катастрофа в лаборатории... Впрочем, «Ошибка...», во-первых, написана лучше, во-вторых, ставит довольно интересные вопросы — например, в какой момент этика вступает в противоречие с научным любопытством?
До лучших произведений Полещука «Ошибка...», конечно, не дотягивает, но даже и сейчас представляет собой не только исторический интерес. Правда, Лем писал на подобные темы на значительно более высоком уровне («Путешествие седьмое, или Как Трурля собственное совершенство к беде привело» и не только). Так то Лем... А Полещук его все-таки опередил на несколько лет.
fargopetter, 9 февраля 2019 г.
Об этой повести узнал из нашего Фантлаба. Как любителю старой фантастики очень импонирует сюжет,его порой приключенческая составляющая. Честно сказать, думал развитие сюжета пойдет в том,как открыть колпак из сжатого воздуха,под которым оказался инженер Алексеев. Немного с улыбкой читаются —
Ученому с межгалактическим сознанием советует старший товарищ: «Я подам тебе добрый совет:к Ленину нужно идти...Мыслить по-ленински-вот твоя задача Алексеев,а это совсем непростая задача.» Интересно как это воспринимает современная молодежь,наверняка не понимает.
Рассуждения о галактиках,звездах ,атомах на момент написания автором повести имели очень современное звучание. И все же старая фантастика покоряет своей реалистичностью, четкостью, даже порой наивностью. Очень рекомендую к прочтению.
Галина954, 23 августа 2019 г.
Перечитала повесть с большим удовольствием. Нет, не взрыв в лаборатории, а благодаря эксперименту Алексеева появилась новая, быстро развивающая микрогалактика.
Не правы были школьники во главе с Г. Альтовым, присуждая какого-то крокодила этой великолепной научно-фантастической повести.
Галина954, 18 января 2018 г.
Я читала в детстве. Нет, подростком. Мир приключений. Мне очень понравилось. И я ставлю девять баллов. Взрыв в лаборатории даёт жизнь целому миру. И они благодарят за свою жизнь Алексеева в конце книги. Мне очень понравилось тогда. Надо перечитать.
Stirliz77, 23 июня 2011 г.
- Это же абсурд, бред! Есть же, в конце концов, масштабы, логика...
Так получилось, что за последнее время я, практически одно за другим, прочел три произведения, написанные в разное время, но сюжетно касающиеся одной и той же темы — жизни тех, кто двигает вперед науку, занимаясь исследованием тех или иных заковыристых тайн мироздания. И если «Next» Майкла Крайтона, отталкиваясь от современной действительности, довольно саркастично описывает будни нарождающейся генетической индустрии, то «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и «Ошибка инженера Алексеева» более всего служат живой иллюстрацией той атмосферы, которая царила в советских НИИ в прошлом. Вышедший в свет на четыре года позже, «Понедельник» стал одним из эталонов советской фантастики, а вот «Ошибке» Полещука, конечно же не идущей ни в какое сравнение с повестью Стругацких, повезло гораздо меньше — она стала лауреатом антипремии «Гриадный крокодил», как самое худшее фантастическое произведение, увидевшее свет в 1961-ом году.
Главный герой повести, так и оставшийся безымянным на протяжении всего произведения, получает письмо от своего старого институтского друга Алексея Алексеевича Алексеева, который приглашает того в гости. Алексеев пишет о том, что «ему удалось сделать открытие, которое «буквально взорвет», как он выразился, многие наши представления в области физики вакуума» и приглашает старого приятеля посетить его лабораторию в Южноукраинском филиале Института звезд, чтобы, тот как математик, мог ознакомиться с результатами невероятной работы. Но буквально через несколько дней, когда главный герой уже находился в пути, его настигло ещё одно известие, непосредственно касающееся Алексеева: в лаборатории, во время проведения очередного эксперимента, произошла катастрофа, разрушившая здание, где находилась лаборатория, и похоронившая под своими обломками всех, кто был в ней на момент взрыва. Алексей Алексеев, повидимому, погиб. Прибыв на место трагедии, главный герой был принят членом комиссии, созданной для расследования причин случившейся трагедии. Выяснить, что же произошло в лаборатории на самом деле, оказалось не так уж просто. Раскопав радиоактивные (ещё одна загадка) обломки здания рабочие наткнулись на растресавшийся защитный купол главного зала лаборатории вакуума. Под ним, по расчетам, должны были находиться останки всех тридцати четырех сотрудников. Но извлечь их оказалось невозможно. После демонтажа остатков купола под ним обнаружилось странное вещество — «прозрачный стекловидный материал необычайной твердости, необычайных свойств... Пневматическое зубило из сверхтвердого сплава ломается, не оставляя на его поверхности даже царапины. В зал невозможно пробраться». В этой загадочной массе, словно мухи в янтаре, застыли работники лаборатории. Надежда на скорое выяснение причин трагедии рухнула, так как вся документация по опытам, проводимым Алексеевым, осталась вместе с ним под защитой неизвестного вещества. А тут ещё и удивительный мираж, в одно и то же время начавший появляться над побережьем неподалеку от Института звезд.
Неуемное желание человеческого разума познать тайны Вселенной порой доводит исследователей до печального финала, потому как не все результаты опытов поддаются надежному прогнозированию. Но всяческие опасности ещё никогда не становились непреодолимой преградой для пытливых умов на пути постижения законов природы: «Мы должны будем открывать всё новые свойства, всё новые связи, мы будем идти по пути всё более грандиозных обобщений, но природа всегда окажется неизмеримо полнее, чем любые законы». Катастрофа, постигшая инженера Алексеева, произошла как раз потому, что он, не имея понятия о некоторых законах мироздания, так и не смог предвидеть всех последствий своего эксперимента, который вышел из под контроля. Попытка прекратить эксперимент и вызвала трагедию: «Есть такой успех, такая победа, с которой не знаешь, что и делать». Несомненно, что результаты смелого опыта произвели революцию в познаниях человека о функционировании Вселенной, зарождении звезд и энергии вакуума, вот только жаль, что гениальный автор так и не узнает о всемирном признании его достижений: «Он исследовал НИЧТО, изучал пустоту, а пришел к ломке всех наших представлений и понятий».
Автору удалось сплести сюжет повести вокруг весьма нетривиальной гипотезы, хотя и основанной, как видно сейчас по результатам современных космологических исследований, на ложных предположениях. Но от этого гипотеза ничуть не потеряла своей смелости и оригинальности, я, до знакомства с «Ошибкой...», не встречал ничего подобного. У Полещука человек в прямом смысле уподобился Богу и именно человеческий разум стал причиной рождения новых миров. И пусть для этого ему понадобилось создать абсолютно фантастические приборы, типа кинехрона — агрегата для ускорения течения времени, и опираться на опровергнутые в наше время теории, от этого широта и смелость авторского замысла ничуть не пострадала. Из текста видно, что автору почему-то ничего не известно о волновой природе электрона, а теория эволюции звезд (тайна рождения звезд) в то время ещё не разработана, о теории Большого Взрыва, по-видимому, тоже не имеется никакого представления, отсюда и спор о том, что старше — звезды или атомы. Зато в тексте периодически всплывают фразы, которые, при желании, можно трактовать, как намеки на существование темной материи, теория о которой приобрела в последние годы большую популярность: «Алексеев утверждал, что даже «пустое пространство» заполнено чем-то, и это что-то имеет вполне определенную физическую природу», «Только в уме человека может существовать слово «ничто», природа его не знает!» Единственне, что можно трактовать как однозначный минус — это сюжетную линию, «рекламирующую» ведущую роль коммунистической партии в научном прогрессе и познании природы: «Мыслить по-ленински — вот твоя задача, а это совсем не простая задача». Персонификацией этой «роли» служит некто Топанов — отставной партработник, теперь занявшийся философией. Именно он твердой рукой направляет все усилия комиссии по расследованию, которая пытается понять суть работы Алексеева.
Итог: если эту повесть признали худшей в 61-ом году, то очень хотелось бы познакомиться с лучшей, так как и «худший» вариант оказался весьма интересным произведением, не лишенным своей изюминки. Причем эта «изюминка» оказалась настолько грандиозной и уникальной, что такая оценка повести вызывает лишь недоумение. На мой взгляд книга вышла весьма неплохой, хотя, конечно же, и не претендующей на звание шедевра. Не помешало бы ей и продолжение, так как в финале не все сюжетные линии оказались завершены и судьба самого Алексеева осталась не ясной. Рекомендовать повесть могу лишь таким же как я любителям старой советской фантастики.
P. S. В тексте упоминается «Великое кольцо» из романа «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова.
Bob-101, 22 сентября 2011 г.
Читал в Мире приключений когда было 13 лет и отдельные сцены помнил 45 лет. Конечно это детская фантастика и на более она и не претендует,но то тепло которое вложено в эту хорошую книгу согревает и радует читателя-особенно если у тебя вся жизнь впереди.:dont:
тессилуч, 18 ноября 2011 г.
Прочитал примерно в четвертом классе. Для младшего школьника было не все понятно, но когда перечитал лет в 15 мне повесть пришлась по душе. Все таки для детей написана. Считаю, что только безсердечные школьники могли присудить «Гриадного крокодила».
Иприт, 21 апреля 2011 г.
Мне понравилось. Рукотворная мини -вселенная, в которой за короткое время возникла жизнь и развилась цивилизация сумевшая понять, что она собой представляет, это хороший уровень.
witkowsky, 22 марта 2011 г.
Вот и этого «Гриадного крокодила» я присуждал, — причем тут голосование было единогласным. На очереди была и «Тайна Млечного Пути» юного шестиклассника Фоменко, но она только в «Пионерской Правде» печаталась, а полагалось — за книгу. Кстати, кончились и статуэтки крокодилов. Как теперь понимаю, Полещука мы зря грязью поливали, были много худшие, но... жизнь показала, что это мы дешево отделались.
Еще на очереди был А. Шалимов с его «Тайной гремящей расщелины». И не кончись ВСЕ СРАЗУ — видимо, третий крокодил был бы его.
...Словом, здесь не голосую. Я это сделал в начале 60-х.
«Прогноз моей оценки» здесь очень сильно завышен. Что раньше думал, то и теперь думаю.
К тому же школьники совершенно не представляли того, что сюжеты многих советских фантастических романов заранее продиктовывались редакциями. Боюсь, что так было и с этим производственным романом, где налицо пресловутый конфликт хорошего с отличным.