Нэнси Кресс «Компьютерный вирус»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кэйси уже год, как стала вдовой, но до сих пор не может с этим смириться, хотя жизнь продолжается и у нее осталось двое детей. Она решает уединиться от людей на заброшенной усадьбе, превратив ее в неприступную крепость, где можно годами жить отрезанной от внешнего мира. И в этот дом-крепость проникает первый в мире ИИ (искусственный интеллект), тайно выращенный в одной из секретных лабораторий. ИИ блокирует весь дом и Кэйси с ее детьми становятся его заложниками. И хотя ИИ не желает людям зла, но вынужден так поступать, и торговаться людьми, в надежде получить «свободу» и признание...
Входит в:
— журнал «Asimov's Science Fiction, April 2001», 2001 г.
— журнал «Если 2001'12», 2001 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Nineteenth Annual Collection», 2002 г.
— антологию «Year's Best SF 7», 2002 г.
— антологию «A.I.s», 2004 г.
— сборник «Nano Comes to Clifford Falls», 2008 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2002 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (7)
- /тип:
- книги (6), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- А.Ю. Кабалкин (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 10 октября 2020 г.
Рассказ — номинант Премии читателей журнала «Азимов» 2002 года.
Многослойный сюжет как часто случается у автора. В рассказе , что сделать трудно. Террорист захватил заложников -женщину и её двух детей — но террорист -это ИИ. Это главная линия сюжета и самая динамичная. Вторая линия — ИИ хочет жить и таким образом пытается спасти себе жизнь. Жизнь искусственную! Причина — автор не успела рассказать — отдала на догадку читателей. Третья линия — борьба женщины за выживание заболевшего сына — нашла выход из твердой фантастики, используя изобретение мужа. И четвертая, наверно, сам Дом, защищенный ото всех и отовсюду. Но оказался уязвим, нет идеального спасения.
Вот как много слоёв сумела автор вложить в эту короткую повесть. Талант!
Ещё плюс в рассказе -изобретение, позволяющее уничтожать отходы органической химии.
Нескорений, 26 июля 2016 г.
Как это часто бывает, что первый снятый с раскаленной сковороды блин являет собой невразумительное нечто, так и моё знакомство с творчеством Н. Кресс, которое началось с отмеченной рядом наград повести «Цветы тюрьмы Аулит», нельзя назвать приятным опытом. С первого взгляда в сравнении с «Цветами» «Компьютерный вирус» выглядит бедным родственником — номинация на приз читателей журнала «Азимов» против трех премий, в числе которых авторитетная Небьюла, но по факту «Вирус» оказался на голову интереснее, хотя главная болячка — наличие годных идей при скромной реализации — по-прежнему требует доктора. На этот раз автор предлагает нам камерный психологический триллер с элементами твёрдой фантастики, или наоборот — здесь могут быть разные мнения, продукт получился годным к употреблению, но, на мой вкус, до конца не пропёкся.
На тему проблемы взаимодействия человека с искусственным интеллектом, опасности «восстания машин» в научной фантастике говорилось изрядно, начиная с отца-основателя законов роботехники до современных апологетов киберпанка. Мой личный фаворит в данной области — роман Г. Гаррисона и М. Мински, ученого, занимавшегося проблемой ИИ, «Выбор по Тьюрингу», несмотря на отдельные шероховатости и общую тяжеловесность авторам удалось показать процесс постепенного превращения человека в машину и параллельное очеловечивание искусственного разума. Что нового удалось сказать на эту тему Н. Кресс? Да по сути ничего, кроме банального «они-же-как-люди-даже-лучше», в таком случае, что привлекает в повести? Здесь два момента — техническая злободневность и научный подход в поиске выхода из критической жизненной ситуации.
После смерти мужа, известного ученого, занимавшегося разработками биотехнологий для улучшения окружающей среды, его вдова — 39-летняя Касси, специализирующаяся в области генной инженерии, вместе с двумя малолетними детьми 3-х и 6-и лет от роду ведет полуотшельнический образ жизни, поселившись в Доме, наделённом зачатками ИИ, т.н. концепция «умного дома», которая в настоящее время проходит обкатку на практике и возможно в ближайшем будущем станет достоянием широких обывательских масс. Спокойной жизни приходит конец, когда все системы Дома-крепости берет под свой контроль сбежавший по Сети из правительственной лаборатории ИскИн с кодовым именем t4S. Захватчик обращается с заложниками вполне благожелательно, выдвигая лишь одно требование — прислать представителей СМИ, чтобы правительство не смогло его уничтожить втихую.
Ситуация осложняется тем, что маленький сын Касси серьезно болен и ему становится всё хуже, а умный Дом хранит немало неприятных сюрпризов, оставшихся от первого хозяина, страдавшего паранойей. Невозможно не сочувствовать матери, сражающейся за выживание своего ребенка, здесь автор избрала беспроигрышный ход, но сами дети не вызывают личного сопереживания, автор забыла поближе познакомить с ними читателя, достаточно было пары сентиментальных воспоминаний Касси о том, как они вместе проводили время с детьми и мужем, чтобы уровень читательской эмпатии к персонажам повысился в разы, но этого нет. Интересно было бы посмотреть на развитие отношений дочери Касси с машинным интеллектом, дети проще родителей находят общий язык с техникой, тем более живой, но и здесь автор лишь штрихами намечает начало контакта.
Очень понравилось то, что автор заставляет Касси искать выход из сложившейся проблемы без помощи тупой силы, но с применением научной мысли. Стокгольмский синдром пару раз упоминается, но по-настоящему в психологии героини этот момент не находит воплощения. Вспомогательная сюжетная линия, демонстрирующая подготовку спецслужб к штурму, не раскрыта, здесь было бы интересно посмотреть на поединок разумов опытного переговорщика и мыслящей машины, но опять же, упомянув такую вероятность, автор отказывается от её воплощения. Повесть строится по одной из стандартных схем, характерных для триллера — долгое нагнетание напряжения с яркой кульминацией и коротким расслабляющим финалом, который может плавно перетекать в краткий эпилог, если бы автор следовала схеме, всё было бы хорошо, но ближе к концовке строй нарушается.
Проблема в том, что кульминация здесь настолько стремительная, что её почитай и не заметно, в этом плане весь подготовительный эффект пропадает втуне, а в самой концовке я ожидал внезапного сюжетного поворота, касательно тайны происхождения t4S, парочка закамуфлированных самострелов для этого, как мне казалось, была запрятана в предшествующих эпизодах повести в виде намёков и оговорок, но в итоге пшик и разочарование от обманутых ожиданий яркого финала. После изрядной обработки напильником опытный мастер мог бы сотворить из этого материала шедевр, а так получается лишь клубок интересных начинаний, идей, которые обозначаются, но почти никогда не доводятся до конца. Потенциал рассказчика, генератора мыслей у автора есть, в этом я убедился, но вот литературного мастерства для воплощения не хватает, что немало огорчает.
ceh, 26 ноября 2006 г.
Все, что я читал раньше у Кресс, никогда не вызывало у меня сильного эмоционального отклика. Нет, это всегда было, вобщем-то, неплохо написано и достаточно умно и нетривиально, но... Но каких-то особенных эмоций во мне это не будило. Но это произведение, которое я читал на чешском, показалось мне самым «теплым». И не по содержанию или по смыслу, а именно по стилю. Может все дело в языке? Может чешский язык Кресс более созвучен, чем русский. Хотя русские переводы были, по-моему, достаточно качественными.