Илья Мамаев-Найлз «Год порно»
Быть молодым в Йошкар-Оле непросто. Особенно если ты равнодушен к кальяну, читаешь Томаса Вулфа в оригинале, дружишь с бездомным художником и сам ночуешь в машине. Марк окончил универ, поссорился с отцом и ушел из дома. Теперь он работает бариста и переводит порнофильмы, а по ночам фантазирует о бывшей. Марк стыдится своего марийского разреза глаз. Где и с кем бы он ни был, он чувствует себя чужим.
Исследуя свои корни, Марк узнает правду о преступлениях советской эпохи. Они не должны повториться.
Новое лето принесет лесные пожары — их придется тушить двадцатилетним.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Semarg, 24 января 2024 г.
Если честно, то жаль потерянного времени на прочтение. А, еще жаль людей, для которых этот сюжет жизненный. Я с такими сталкивался. Жалкое зрелище. Герой как и его окружение в массе своей просто безвольный неудачник. Про него ничего вообще сказать невозможно. Ну, а в целом написано как-то слишком просто. Выделение диалогов вообще поразило, захотелось автору и редактору справочник Розенталя куда-нибудь запихнуть. Может быть даже плашмя.
alex33, 20 декабря 2023 г.
Наше время. Йошкар-ола. Марк работает в кофейне, подрабатывает переводчиком порно, достаточно активно и легко общается с друзьями и знакомыми. Это я раскрыл весь сюжет )
Небольшой роман о рефлексии молодого человека, образованного и неглупого, выросшего в обеспеченной семье и ещё не нашедшего своего места в жизни. Первые неловкие опыты в сексе, споры с отцом, мысли об истории родного края и своих марийских корнях, друзья со своими тараканами. И всё это простым разговорным языком, ёмким, отрывистым, эмоциональным. Главный герой вызывает и симпатию, и кринж. Автор хорошо создал атмосферность, но на мой взгляд, книге не хватило сюжетности.
Не уверен, что роман придется всем по вкусу. Пожалуй, целевая аудитория молодежь.
majj-s, 11 июля 2023 г.
Мое прошлое, не пошлое
«Его готовы взять переводчиком. Только они сразу должны предупредить, что контент — эротика.»
На самом деле назвать эротикой контент, который Марку предстоит переводить в течение этого года, значило бы сильно польстить. Хотя тут как посмотреть, можно ведь чуть сдвинуть оптику, посмотреть под иным углом, и увидеть в этом документальное кино (как сам Марк отвечает, когда его спрашивают о работе). Можно даже, обладая определенной насмотренностью, порассуждать про постмодернистские образцы жанра как человек начитанный, утверждаю: среди классики постмодернизма немало совершенной порнографии, во всех возможных смыслах.
Искать в кликбейтном названии «Год порно» каких-нибудь дополнительных смыслов, вторых и третьих слоев, наверно не стоит. Это буквально описание года, на протяжении которого Марк из Йошкар-Олы, трудится на ниве кинобизнеса. И кстати, прокачивает скиллы, хотя бы даже на таком специфическом материале, вы ведь в курсе, что абсолютное большинство выпускников языковых ВУЗов решает в офисе или на удаленке проблемы логистики грузоперевозок и прочих рекламаций на совершенно кондовом русском?
А еще герой на основной работе. которая у него в кофейне, да в Йошке, которая как-бы столица региона, но одновременно та еще провинция, есть и баристы — порой болтает на английском с коллегой Андреем (ну, это когда обсуждают, обслуживая местную элиту, депутатов, ведущих себя как заносчивые ублюдки). И кстати, да, этот нюанс оценит тот, кому довелось работать в сфере обслуживания. Вообще-то Марк из зажиточной семьи, если вы еще не сопоставили вводные. Папа у него предприниматель, сумевший подняться и устоять под натиском лихих девяностых, пережить дефолт и кризис и достаточно авторитарный, в семье как на работе.
А родительской деспотии вольнолюбивые миллениалы не приемлют, и очередной пустой конфликт заканчивается уходом Марка из дома. Теперь он живет в машине (угадайте, кем купленной) и работает на этих своих двух работах, и все равно не может скопить даже на съемную хрущовку, на которую в результате подбрасывает ему отец. Думаю, что Илья Мамаев-Найлз переплавил в дебютный роман немалую часть собственного опыта, так оно обычно бывает с первыми книгами. К его чести и вопреки расхожему мнению, что первой книгой писатель всегда расправляется с родителями, «Год порно» написан с большой нежностью к маме и отцу. Несмотря даже на противоречия, так и оставшиеся неразрешенными.
У Марка псориаз, с которым бездомному человеку сложнее напроситься ночевать к приятелям, хотя это проявление дружелюбия, кажется, вообще уходит в прошлое. Но и тогда, когда появляется съемный угол, по большей части круг его общения составляют одинокие плюс-минус ровесники, а времяпрепровождение включает совместное распитие, так уж бесприютен этот одинокий приют. Книга по сути состоит из фрагментов такого рода «разговоров с друзьями», и да, двадцать лет назад все хотели писать как Набоков, сегодня — как Салли Руни, у кого успех, тот и рулит. И да влияние Руни ощущается, но голос Мамаева-Найлза слышен совершенно отчетливо.
Я оценила роман достаточно высоко, потому что это сильная проза, энергичная, емкая, местами поэтичная но без соплей. Потому что это не бесконечное созерцание своего пупа с обсасыванием психотравм, но объемный взгляд на проблемы поколений, региона, национальной самоидентификации, страны в целом. Мир книги настоящий и если притянуть какой-то из его кусков поближе, оживет и задвигается, не распадется на пиксели, как большинство миллениальских историй, в фокусе внимания которых единственно рассказчик.
Сильная книга не о том, как мир провинился перед автором. И совсем небольшая по объему.
#современная русская литература, проза миллениалов, Марий Эл, отцы и дети, провинция, одиночество, национальная самоидентификация, Поляндрия No Age, Букмейт, аудиокнига