fantlab ru

Иван Тургенев «Постоялый двор»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
62
Моя оценка:
-

подробнее

Постоялый двор

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Постоялый двор на Б...й дороге приносит его хозяину, Науму Иванову, хороший доход. Но перешёл этот двор в руки Наума недобрым путём.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (18)
/языки:
русский (18)
/тип:
книги (18)

И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 5
1891 г.
Избранные повести и рассказы
1947 г.
И. С. Тургенев. Повести
1953 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 5
1954 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 5
1961 г.
Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Сочинения в 15 томах. Том 5
1963 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1968 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5
1977 г.
Записки охотника. Повести и рассказы
1979 г.
Повести
1980 г.
Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Том 4
1980 г.
Степной король Лир
1988 г.
Первая любовь. Повести
2004 г.
Собрание сочинений. Том 2. Муму
2008 г.
Первая любовь. Повести
2009 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том I
2016 г.
Собрание повестей и рассказов в одном томе
2018 г.
Полное собрание рассказов и повестей в одном томе
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Ивана Сергеевича Тургенева было потрясающее чувство «Цайтгайста» — Духа времени. Возможно, это результат обучения в германском университете в самую восприимчивую пору жизни — в юности, а может это природный дар, или все вместе.

В середине 1850-х годов Россия подошла к важному рубежу, который будет определять всю дальнейшую ее историю. Назрела потребность в кардинальных переменах, их, может быть даже не осознавая, со страхом и нетерпением ожидали все слои общества. Кто-то противился, кто-то мечтал об оных, но жить дальше в атмосфере тотального подавления любой живой жизни далее было невозможно. И грянуло!

Как всегда на Руси, все одновременно — война с объединенными силами Запада и Востока, смерть старого императора-тирана, глубочайшие экономический, политический и социальный кризисы. Русские люди быструю езду неспроста любят, по-другому не умеют: раз уж запрягли, отчего не погнать?!

Как и всякий русский гений-пророк Иван Сергеевич Тургенев был всегда немного впереди, как горьковский Данко, другим освещая путь. Еще в 1852 году, закончив цикл «Записки охотника», он понимает, что как прежде писать нельзя, «старая манера» исчерпала себя, требуются новые формы, новый стиль. Иначе будет не отобразить грядущих эпохальных событий.

Весной того года в полицейском СИЗО, куда его отправили за некролог Гоголю, он пишет повесть «Муму» с его центральным символом порабощенного русского народа — немым богатырем Герасимом. А осенью, после отправки в ссылку в родное поместье, на лоне русской природы пишется «Постоялый двор».

Это рубежное произведение по всем параметрам — и в форме, и в содержании. Начинается оно как физиологический очерк 1840-х годов об успешном кабатчике-«дворнике», дальше следует следует драматическая схватка двух героев-идеологов, прям как в «великом пятикнижие» Достоевского, а завершается все высоким крещендо символической прозы, которая станет модной только полвека спустя.

Помимо чувства Цайтгайста Тургенев владел еще и потрясающей способностью сливать воедино индивидуально-психологическое, типическое и символическое в своих героях и драматической связи между ними. Взять хотя бы двух центральных персонажей повести, «дворников» Акима и Наума. Тут тебе и мучительный переход России из феодальной формы хозяйственного уклада к капиталистической, и схватка русского правдоискателя и хваткого дельца, и личная драма стареющего мужчины и молодого ухаря-сердцееда.

А все близкие и далекие двух антагонистов! Хищница Кирилловна, столичная штучка Авдотья, сожранный бытовухой тихий интеллигент Ефрем, старик Петрович, который все понимает, но предпочитает не вмешиваться, безвольная помещица-паразитка Лизавета Прохоровна. Какие типы, какие лица!

А невероятная композиция с постоянными скачками таймлайна! Под конец текст приобретает черты настоящего триллера, с внезапными вспышками сверхнасилия. Вообще по атмосфере и структуре повествования эта повесть мне напомнила фильмы Тарантино (даже мотив мести там имеется!), он бы смог сделать отличную экранизацию «Постоялого двора». А написано-то заметим за 160 лет до выхода «Джанго освобожденного» и «Омерзительной восьмерки«!

Невероятный по своей высоте и пафосу символический финал — русский мужик Аким странствует по свету, весь обращенный в грядущее и неизвестно еще сколько ему странствовать и искать правдивой и праведной жизни. До сих пор идет и до сих пор ищет. И что-то конца края его мытарствам не предвидится...

Напоследок не могу пройти мимо острокритической нотки, наличествующей в повести. Даже выдрессированным ЕГЭ школьникам известно, что Тургенев был западником и либералом, представителем высшего слоя и правящей элиты. В «Постоялом дворе» есть только один социально близкий ему персонаж, написанный в крайне негативных, сатирических тонах. Это Лизавета Прохоровна Кунце, хозяйка Акима, владетельная барыня, вершительница судеб подневольного ей быдла. Слабая, безвольная, жадная, трусливая, высокомерная самодурка. Немка по сути своей и русская дрянь по повадкам и замашкам. О России она и вовсе не думает из-за узости кругозора, а на русских людей в общем, и в частности ей глубоко плевать. Все, что ей интересно — личный комфорт и бесконечное приобретательство.

Короче — готовый портрет современного русского западника и либерала. Из верхнего слоя этой публики, из самозванной элитки. Из узкого круга грантожоров и распильщиков госбюджета, а также сонма тех, кто хочет к ним примазаться.

Западник и либерал старой закваски — Тургенев — подобных типов презирал и на дух не выносил. Бичевал и в текстах, и в публичных диспутах. Сам он был не из таковских. Не просто любил Россию, он был Россией — Россией Акимов, Авдотий, Петровичей, Ефремов и тьмы прочих простых людей, взыскующих простой земной правды.

Читайте Тургенева, для души и ума очень полезно!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тургенев считал эту вещь едва ли не лучшей своей повестью. Одна из первых его попыток перейти от преимущественно социальной литературы к психологической. Человек всю жизнь честно трудился, создал с нуля успешное предприятие, добился определённого положения. И потерял всё — семью, имущество, социальный статус, круг знакомых. Потерял во многом из-за предательства людей, которым доверял. А потеряв, впервые почувствовал себя свободным человеком и даже, пожалуй, счастливым. А все, кто его подставил, в конечном счёте получили по заслугам. Или должны получить в скором времени. То есть, с одной стороны, откровенная назидательность, с другой, элемент мелодрамы. Но при этом психологическая достоверность повести очень высокая. Высокая даже по меркам Тургенева.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх