Александр Щёголев «Моль»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Два события всколыхнули жизнь главного героя. Во-первых, нашёлся его отец, долгие годы считавшийся погибшим в море после страшного столкновения судна. А во-вторых, папе не понравилась старая мебель, и они приобрели новую стенку — шкафы, серванты, секретеры. Но в ней сразу же завелась моль. После этого мама и бабушка стали натурально холодеть.
Входит в:
— сборник «Мания ничтожности», 1992 г.
— журнал «Тьма № 1'08 (6)», 2008 г.
— сборник «Отрава», 2009 г.
— антологию «Антология фантастического рассказа», 2012 г.
— журнал «DARKER № 11'15 (56)», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 25 декабря 2019 г.
Рассказ очень простенький, да и мысль о людях, живущих для себя за счёт других, здесь вся на виду. Мистическая составляющая? Насколько она участвует в повествовании, каждый волен решать для себя сам.
Но написано, надо признать, здорово и читается вещица чуть ли не взахлёб. Объясняется всё очень просто — рассказ написан в чрезвычайно выигрышной манере. Вспомните Даниэля Киза и его великолепную вещицу «Цветы для Элджернона» — она построена в форме дневниковых записей главного героя. Вот и Щеголев решил оформить своё произведение приблизительно в таком же духе — в форме объяснительной записки обыкновенного советского школьника на имя следователя, ведущего его дело. Вот этот, стилизованный под полудетский, текст и стал основным достоинством рассказа, сделавшим его весьма привлекательным для чтения.
sergej210477, 15 февраля 2017 г.
Рассказ про некую сущность , энергетического вампира. Сюжет, конечно, далеко не оригинальный. Написан от лица мальчишки, в семье которого и происходит эта трагедия. Понравилось в этой истории мне то, что автор отлично сумел проникнуть во внутренний мир подростка и передать его мысли и эмоции, используя язык детей.
Кем же все-таки была тварь, что с ней стало потом, писатель не объясняет. А возможен и другой вариант. Что никакой твари не было, а было нежелание мальчишки принять отчима. И психика подростка превратила обычного человека в вампира.
Ну и непонятно, почему оружием нечисти стала моль? Что он не мог напрямую получать то, что ему нужно? Как-то это не совсем увязывается.
Alexandre, 15 марта 2009 г.
Тоже ужастик. Причем характерного детского типа, когда ребенок (здесь подросток) видит проблему, даже беду, пытается наивно с ней бороться, но получается только хуже. И, естественно, ему никто не верит — ведь взрослые вообще не привыкли верить детям (как у Бредбери «Крик женщины»). И вот, как в некоторых ужасных сказках, оказывается, что пришедший в дом человек, никакой не отец героя, а неизвестно откуда взявшийся — здесь надо как-то назвать эту нечисть, ведь понятно, что это не человек — оборотень, вампир, что-то в этом духе. Он высасывает жизнь из близких, они гибнут, не чувствуя этого, а герой все видит, но не знает, что именно делать, а помочь ему никто не может, потому что никто ему не верит.
Вот, собственно и вся интрига, детали прописаны хорошо и достоверно, так и видишь перед собой этого набычившегося юношу с ломающимся голосом, который убежден, что поступал абсолютно верно, а взрослые из-за какого-то барахла хотят засадить его не то в тюрьму, не то в психушку.
А ведь у себя дома герой-таки победил. Это вселяет некоторый оптимизм.