Иван Тургенев «Месяц в деревне»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
С появлением в семье Ислаевых студента Алексея Николаевича Беляева начинаются внутренние переживания. Прототипом Беляева служил Тургеневу Белинский.
Входит в:
— антологию «Русская драматургия XIX века», 1988 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 31 мая 2019 г.
Очень трудно говорить о произведениях такого масштаба. Не то что отзыв, развернутая рецензия может быть поверхностна и близорука. Это доказали многочисленные рецензии на пьесу, опубликованные при жизни Тургенева. И очень легко рубить шашкой на манер Полиграфа Шарикова: «Говорят, говорят... Контрреволюция одна!»
Действительно, говорят. Пьеса многословна, это общий критический консенсус. Сам Тургенев называл ее драматической повестью. Очень бы хотелось, чтобы он повесть и написал, развернутую, с пластическими описаниями внутреннего и внешнего космоса произведения. Но тогда так писать он еще не мог. Рассказ, короткая повесть, пьеса — это был его тренировочный полигон. Месяц — тоже произведение переходного периода.
Поэтому мы имеем:
- тематическая несбалансированность. Тургенев собирался писать остросоциальное произведение, но в результате карательной цензуры и по собственным причинам произошел большой перекос в любовную тему. Здесь не как в более поздних произведениях герои подвергаются испытанию любовью. Здесь она альфа и омега, только о ней речь идет. Такое впечатление , что людям больше нечем заняться. Об этом позже.
- для современников в пьесе не хватало драматических эффектов. На сегодняшний вкус она излишне мелодраматична и импульсивна. Конфликт между героинями не ровно развивается, а бьется в истерике. Это достоевщина в худшем ее изводе, с патетикой, вставаниями на колени, всплескиваниями рук и нервным смехом. Тонкости не хватает, но она есть.
- развязка получилась обрывистая. Персонажи, как тараканы разбежались. Не получилась любовь, так и поговорить больше не о чем.
И вот почему. Это уже плюсы пьесы.
- почти все персонажи — паразиты. Класс помещиков уже почти выродился и оставшиеся шестьдесят лет будет просто пить кровь из народа, ничего не давая взамен. И вокруг них собираются близкие им типы. Приживалы, доктор, не способный никого вылечить, друзья-нахлебники, бездельники-слуги.
- Сам «крепкий хозяйственник», хозяин поместья элементарно не может организовать труд подневольных ему людей. От забитых пятисотлетним рабством крестьян требует инициативности и смекалки. Не даром при первой публикации цензура велела его удалить. Невольно у Тургенева получилось показать всю бессмысленность этого «персонажа». Здесь социальность проявилась во всей красе))
- есть и тонкости любви. Они в отношениях Ракитина и Натальи Петровны, хозяйки. Она даже сама это отмечает и поддразнивает ими Ракитина, своего несчастного воздыхателя. Столь возвышенные и красивые отношения списаны строго с натуры, что отмечено и Тургеневым, и мемуаристами. Ракитин — сам автор, Наталья Петровна во многом Полина Виардо. И в пьесе описано начало их долгой и трудной любви.
- и, конечно, студент-разночинец, который здесь на каких-то третьих ролях, просто объект вожделения уездных барышень. Но все же и ему удается выкрикнуть пару дельных фраз, заглушая томные вздохи осовелых от безделья провинциалок. Он жаждет правды, жаждет дела. Ради них и сбегает в Москву из этого болота бессмысленного животного бытия.
И все это написано невероятной мощи языком, которую отмечали даже самые злостные критики пьесы. Перед этой стихией благоговеешь, ее пропитываешься и купаешься в ней, восторгаясь. А ведь скоро Тургенев будет писать на еще более высшем уровне, хотя казалось бы — куда?! Так что при всех недочетах пьесы именно как драматического произведения: несбалансированность тем и многословие, ниже девятки ставить оценку не поднимется рука.
arturramires, 5 февраля 2018 г.
Чем примечательна для меня пьеса «Месяц в деревне», так это тем, что в ней нет отрицательных (и вообще сколько-нибудь неприятных) персонажей. А драматизм сюжета проистекает из того, что все действующие лица почти одномоментно оказываются в «точке невозврата» к привычному укладу жизни, к себе прежнему... «Вы все — прекрасные люди!», — говорит героиня под конец пьесы, а сама и не знает, как же она будет теперь жить... Это, конечно, комедия в том же смысле как и «комедии» Чехова, и можно сказать, что она о любви, о чести, о долге; точнее — о людях чести и долга. Интересно следить за тончайшим кружевом психологических нюансов и мотивировок: две женщины (одной 29 лет, другой только 17) внимательно следят за отношением друг друга к молодому студенту... «Этюдом о страсти» назвал Станиславский эту пьесу Тургенева.