Валентин Леженда «Время Прибытия»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 208
Активный словарный запас: высокий (3149 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 88 знаков, что немного выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 20 марта 2025 г.
«Новые марсиане»
Рецензия на «Время прибытия» Валентина Леженды
Творчество Валентина Леженды я осваиваю далеко не в хронологическом порядке. Спустя дюжину лет я, наконец, добрался до его дебютного романа. Формально, конечно, я читал и более ранний «Святой остров», и вышедшие в тот же год, что и «Время прибытия», продолжения этого самого «…острова», но те написаны были в соавторстве, а здесь мы можем наблюдать раннего Леженду во всей писательской красе.
После «Глюконавтов» у меня сформировалось некоторое беспокойство насчёт других внецикловых романов Валентина, и некоторые соображения оказались верны. Однако начну с хорошего: «Время прибытия» однозначно имеет чётко выверенный сюжет. Подобно более поздним романам, Валентин разбивает дебютный на две (в данном случае) части. Обе части взаимосвязаны, и несмотря на смену локаций, логично вытекают одна из другой.
Другое дело герои. Молодой Леженда ещё не успел в полной мере набить руку, а потому почти все персонажи выглядят неглубокими, и в моей голове условный Степановский едва отличается от условного Убийвовка. И даже инопланетные персонажи почти неотличимы не только друг от друга, но даже от героев-землян. Мимоходом отмечу истинный образ Бисквита Ивановича, который автор сравнивает с Зевсом — и в тот же год у Валентина выходит ещё один сольный роман, где как раз инопланетный Зевс — одно из ключевых лиц.
Всех персонажей можно разбить на две большие категории: братки-бандиты и суперагенты. Милиционеры тяготеют к последним, а жена Чистильщика — к первым, хотя её крайне мало и в сюжете её роль не представляет большого интереса. И да, в этой классификации нет места делению на землян и всех остальных, настолько приземлённо показаны уроженцы других планет.
Вообще, что касается инопланетян и космоса в целом, весь роман ощущается достаточно схематичным. Плохо укладывается в голове, что наряду с привычной нам Землёй существует целая межзвёздная федерация и что в ней заселены Венера, Марс и даже Плутон. Вкупе с признаками эпохи, когда роман был написан, сложилось впечатление, как от ретрофантастики. Что-нибудь в духе относительно свежего юмористического сериала «Кибердеревня» или фильма «Пираты галактики Барракуда». Оба кинопроизведения вышли на пару десятилетий позже «Времени прибытия», потому добавлю, что как минимум вышеупомянутый фильм кажется основанным на творчестве Кира Булычёва. При этом сценарий для него написан оригинальный. Так и с «Временем прибытия». Есть тут что-то от Булычёва и в то же время чувствуется, что наиболее явная сцепка — лишь космические пираты.
Как я отметил выше, роман носит на себе отпечаток своей эпохи. Написанный в 2002 году и о 2002 годе, сейчас он в простых вещах кажется фантастикой. Если отбросить фактор инопланетян, поверить сложно, что всё остальное мало отличается от тогдашней реальности. Однако мы умчались далеко от неё, и оно к лучшему.
Тут-то и отмечу, что инопланетяне здесь не только способ для разрядки смехом и не проявление буйной фантазии автора, но и неприкрытая метафора на тему «новых русских». Словосочетание почти забытое сегодня, которое робко пытались адаптировать под современные политические реалии, но тут выяснилось, что не настолько и забыли само понятие. Оттого сходство между «новыми марсианами» и «новыми русскими» видно невооружённым взглядом.
Другое дело, что следить в романе приходится за многими и не слишком внимательно. Какого-то одного, ну ладно, двух главных героев тут нет. Стоит только поверить, что главный герой — Сан Саныч Воротилов, как Валентин переключается на сюжетную линию Марика Степановского. А с него — на Бориса Убийвовка. На Чистильщика. На Бельды (с топорными стереотипами про чукчей, однако). На Бисквита Ивановича. Даже на жену Белочкина! Вроде бы многим уделено «экранное время», а на деле никто толком и не описан так, чтобы по-настоящему к оному привязаться.
Тем не менее, таков был сольный дебют Валентина Леженды. Так начался его путь в литературе, и сейчас на его счету более двадцати романов, ещё больше стихов и около полутора десятков рассказов. Кое-какие элементы «Времени прибытия», видимо, перекочевали в более поздние работы, а в целом ретроспективно я вижу, как вырос автор в плане писательского мастерства относительно данного романа.
Сладкий Бубалех, 20 июня 2018 г.
Очень смешной роман. Как для дебюта то очень здорово. Прекрасный язык и юмор! Эпоха «новых русских» ушла поэтому может и не все шутки будут сегодня понятны. И конечно отсылки к гениальной «Футураме». Местами словно русская версия того самого мультсериала.