Валентин Леженда «Не убоюсь я зверя»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 197
Активный словарный запас: средний (2775 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 27 марта 2025 г.
«Пройду долиной смертной тени»
Рецензия на «Не убоюсь я зверя» Валентина Леженды
Заканчиваются потихоньку не прочитанные мной прежде романы Валентина Леженды. На сей раз очередь дошла до весьма необычного по своей сути романа с почти библейской цитатой в названии «Не убоюсь я зверя». В оригинале, насколько мне известно, в конце стоит «зла», а зверь, очевидно, ассоциируется с числом зверя и связанными понятиями.
Неслучайно я начал именно с библейского происхождения названия. Религиозная тема «Не убоюсь я зверя» крепка и явственна. Если в части антуража этот роман внезапно мне напомнил космическую фантастику Сергея Лукьяненко, то по своей духовной природе приближается к «Эндимиону» Дэна Симмонса или «Академии» («Основанию») Айзека Азимова (хотя у него эта же тема ещё в некоторых произведениях разного калибра затрагивается).
Разумеется, больше всего сам по себе «Не убоюсь я зверя» похож на другие романы Валентина Леженды, в первую очередь не юмористического жанра. Буквально перед этой книгой я прочитал его же «Ловчего Смерти», и сформировалось лёгкое ощущение, что «Не убоюсь я зверя» (2006) и «Ловчий Смерти» (2008) образуют неявную дилогию. Даже по хронологии можно допустить, что между событиями двух книг минуло около тысячи лет. Если, конечно, и там, и там хронология наследует земному летоисчислению.
Особенностью описываемого мира стала изолированная планета, где ещё не забыта культура Земли, а что гораздо ценнее — она сама. У Айзека Азимова, к слову, как раз из цикла в цикл показывалось, как Земля из центра экспансии превращается сначала в непримечательный камешек в небе, затем почти напрочь забывается, и только тысячелетия спустя о ней вспоминают вновь. Лучше всего от земной культуры, в рамках «Не убоюсь я зверя», сохранилась Библия. Однако здешние последователи по-всякому интерпретируют и её, и христианское учение.
Одна из центральных тем романа — ожидание Апокалипсиса, и здесь это не какой-то вещественный конец света, хотя и без него не обходится, а нечто большее, что возводит роман как минимум на одну ступеньку выше почти всего остального творчества Валентина. Что любопытно, впоследствии он вместе с Андреем Чернецовым написал два соавторских романа, один из которых назван в честь одного из коней Всадников Апокалипсиса, а другой задействует связанные с этим же понятием секты в постъядерных декорациях. И это я молчу о том, что недавно Валентин написал роман «Мёртвое эхо», который вырос из черновиков «Слепящей пустоты», о которой я только что упоминал, и там тоже постап накладывается на космос, да ещё эхо вызвало ненароком ассоциацию с одноимённой луной планеты из «Не убоюсь я зверя».
Где грядёт конец света, там обязательно время для поисков Бога. Главный герой, Паромщик (то бишь Харон?), волей-неволей оказывается втянут в эти поиски, хотя почти до самого конца этого не осознаёт. Примечательно другое: судя по всему, для Валентина христианство не пустой звук; думаю, он искренне верит в Бога… что не мешает ему осторожно переосмыслить, может быть, осовременить свитки двухтысячелетней давности. И тот, в ком доминатор воспринимает Бога, честно заявляет ему, что это не Он. И всё же Он словно берёт на себя возвышенную цель и пытается достучаться до местного осколка человечества.
Подводит роман, на мой взгляд, всё та же разбалансировка, какую я заметил в других романах Леженды. Диалоги порой вызывают недоумение, боевые сцены кажутся не слишком внятными, а сюжетообразующие эпизоды маскируются под необязательные завихрения в перерывах между теми самыми стычками. От этого впечатление от романа со звучным названием смазывается, остаётся приземлённым. Не то что бы это плохо, но, сдаётся мне, нынче автор воплотил бы этот сюжет иначе. Быть может, однажды он так и поступит, ведь текст действительно содержит нечто большее, чем приключения на другой планете.
Alex86, 1 июня 2015 г.
Довольно мутная книга, про мир будущего на пороге апокалипсиса. Одно из тех произведений, которое вроде читается, пока держишь его в руках, но стоит отвлечься и возвращаться к чтению уже не хочется. Дочитал с трудом и то только потому, что объем у книжки невелик. По стилю напомнило мне один из рассказиков из сборника фантастики (это когда книга разбита на 5-10 небольших рассказов, никак не связанных между собой), ибо все создано и описано также вскользь, мимолетно и практически без описаний. Плюс ко всему напихано немало религиозной мутатени (отрывки из библии, секты, всадники апокалипсиса, приход мессии, рассуждения о боге и вере и т.д.), которая перемешана со слабо прописанным миром будущего (андроиды, киборги, роботы, супероружие). В общем, закрыл книгу я с большим облегчением.
sidokk, 22 июня 2012 г.
Хорошая книга. Советую ознакомиться с ней. Правда вот эта ситуация когда бессмертный чувак сам себе убил, немного выбрасывает из происходящего, но а так книга тянет на 5 — -