Александр Тюрин «Боятся ли компьютеры адского пламени»
Задача, стоящая перед любым особистом, предельно проста — выявить преступника и обезвредить его. И неважно, в какой из космических нор этот преступник пытается скрыться, герой нового романа Александра Тюрина след не потеряет. Тем более что действует он вхорошо знакомом и привычном ему мире, до предела насыщенном компьютерами и прочими заумными штуковинами. Перед вами захватывающий отечественный киберпанк!
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DiegoFreeman, 2 июня 2022 г.
Что первым приходит в голову, если речь заходит о русском киберпанке? Конечно, «Диптаун» Лукьяненко. И все. Хотя, есть, например, та же «Сеть» того же Тюрина из 90-х. И ряд других книг, вышедших много позже. И даже эта книга издавалась лишь раз, и о ней в настоящее время многие благополучно забыли. А между тем, книга местами по-прежнему актуальна. А другими местами — поражает буйством фантазии и сатиры, так же выглядящими довольно свежо, особенно на фоне произведений, написанных во время смерти киберпанка, и последнего издыхания пост-киберпанка.
Что здесь: в первую очередь это мир победившей красоты в классическом понимании этого смысла — хочешь, все Апполоны и Венеры, хочешь, кто другой, из иного пантеона. Мир победившего коммунизма, в котором все счастливы. Потому что в жизни все теперь хорошо, каждый занимается своим делом, и не отвлекается на мирские заботы. У всех нейроконнекторы, позволяющие видеть мир в новом, радужном и прекрасном свете. И даже если покажется, что во время ласк у партнера женского пола есть жесткие усы щеточкой, то это всё ложь и провокация, точно-точно! Не отвлекайтесь, товарищ.
Во вторую очередь это стеб с самых первых страниц, начиная с момента, когда наш мир изменился, и превратился в их, и заканчивая... не заканчивая вовсе. До самого финала. Сказать по правде, отчасти это утомляет, как если бы пришлось смотреть шоу Петросяна сутками подряд.
Впрочем, ладно. Об истории: она довольно проста — некий особист гоняется по странам и по планетам за неким преступником. И по ходу дела начинает понимать, что прекрасный мирр вокруг на самом деле ужасен, стоит только перестать пить таблетки и отключиться от корректирующих волн. Люди не боги, а те еще паршивцы, а искины, которые всем заправляют, существуют не во благо человечества, как всем было сказано много раз, затем проверено, правильно ли было усвоено, а совсем наоборот. И да, они, если применить к ним человеческие мерки, тоже паскудники. И только редкие представители человечества что-то еще пытаются... Что именно, не до конца понятно, поскольку за стебом и карнавалом местных необычностей основная идея книги благополучно теряется.
В этом и есть основная проблема книги — непрерывность действий.
Сменяются локации, сменяются монстры и враги, были ГМО-курочки в виде шариков, стали миноги-ктулхи. Миноги пропали, появились всякие роботы и ящеры. Земля сменилась Марсом, потом Юпитером, затем Европой, а когда искины подрались, льды разметало, и герой очутился в другом совсем месте...
Плотность событий зашкаливает, и в какой-то момент можно запросто перестать замечать моменты переходов — одно сплошное действо. То же и с персонажами. Поначалу их немного, они хорошо выписаны, а потом начинают накатываться на главного героя бурным потоком, появляться и исчезать, сменяться новыми, и вновь пропадать. И да, в какой-то момент можно поймать себя на вопросе — кто это вообще? Откуда взялся? Что хотел? А куда делись прошлые компаньоны, они же вроде хорошо ладили с главгероем, и даже приятно соприкасались коннекторами?.. Но нет, уже сменились декорации и персонажи, и герой вновь бежит куда-то, зачем-то.
И вот уже антагонист помер окончательно, а особист всё бегает, чего-то там добивается, и вроде бы уже начал представлять другую сторону, не этих искинов, а других. Чем новые лучше? И что стало с прошлыми? Где-то в финале книги есть ответы.
Книга кажется хорошей и интересной, местами даже смешной, но вот что-то как-то... неоднозначно вышло. «Шебутно», используя в качестве определения старое русское слово.
gumanoid5, 16 октября 2017 г.
Редкий автор, который вызывает у читателя полярные оценки – от полного неприятия до совершенного восторга. Тюрин – самородок, и он крут. Он делает весь русский киберпанк. Делает даже западный киберпанк. Уверен, если бы его книги попали в руки Гибсона и Стерлинга, они бы слегка при..уели. Адовый микс из научной фантастики, трэша, юмора, драйва, соцреала, сюра и кибернанохрени. Автор отпускает свою фантазию и не заботится о том, как она выглядит. Зашкаливает во всех деталях. Грубый соцреализм не красит картинку, но здесь этого и не надобно, его каркас развесисто заляпан нанологически-опасным материалом как труп рыбака рыбьей шелухой.
Кибер- и биотерроризм, теснота, хаос, отсутствие контроля над технологиями превращает наступившее грядущее в несъедобный, гомогенизированный ливер. Киберпанк по традиции ковыряет маргинальное дно, и Тюрин славно выжимает из придонного ила безобразного вида эмульсию авторитарной антиутопии – культ пусть не личности, но гипера.
Некоторые кивают на то, что у автора нереалистичные герои. Но это вообще ахинея. У Ф. Дика тоже в большинстве романов персонажи плоские и карикатурные, практически комиксовые, с одним и тем же набором личных качеств. С их внутренним миром могут происходить какие угодно трансформации, но их оболочка – это просто тень на стене после ядерного взрыва. Но в мирах Дика реальности нет. У Тюрина – есть, и герои ей соответствуют.
Утилитарное будущее с цифровой «демократией», суть которой тотальный контроль и отсутствие индивидуальности, что видно по унифицированным персонажам, размазывает людей подошвой спонтанного прогресса как подножное дерьмо по тротуару. Мир скользит на кишках и переработанных испражнениях, балансируя на грани фарса и гротеска, норовя опрокинуться в тартарары. Вообще Тюрин по уровню заморочености и мозготраха больше кого-либо другого походит на литературного наследника Дика, особенно учитывая, что последнего называют одним из предтеч-вдохновителей киберпанка, с чем трудно не согласиться.
Киберпараноя личностого роста окружает бедного героя-особиста, которого как только изощренно не пытаются замочить. Количество игроков, разыгрывающих его тело и душу как разменную фишку в борьбе за власть, просто немеряно.
Картины, изображаемые автором, походят на мегаломанские полотна. Вселенная всем известных «Звездных войн» на фоне вселенной Тюрина выглядит как тетрис против виртуального симулятора. Не забыл автор помянуть глубинку, и это правильно, потому что периферия – зло.
Особенно мне нравится, как у Тюрина возвышенное разбивается о земное, а вариант избавления от надоедливых фанатиков-исламистов просто, блин, гениален – с помощью гормональной атаки превратить их всех в баб!
Движухи, идей и смысла здесь выше крыши. Гиперактивный текст множит себя как медиавирус. Тюрин так глубоко и сочно копает тему, что другие вполне себе чудесные фантасты со своей словесной репой на его фоне кажутся литературными реднеками. Под маской боевика и буффонадной мистерии прячет лицо идеолог и прогностик, человек, которому не пофиг что с нами всеми станет. А может и пофиг. Возможно, судя по интервью, он просто хочет жить в своей фантазии. Но для нас с вами будет лучше, если она не сбудется.
9/10
xdma, 2 ноября 2017 г.
Прочитал этот роман, общее впечатление — неплохо, для любителей киберпанка. Новых идей не заметил, сюжет вторичный. Книга написана в лучших традициях жанра — безграничная фантазия в описании мира и технологий, много стёба над всем и всеми ... Этот стёб во многом вытягивает роман. Модель общества показалась довольно оригинальной. Беспрерывное действие, все вокруг хотят убить героя но каждый раз находится что-то или кто-то который невероятным образом его спасает. Но особого раздражения такая «везучесть» не вызывает, все в пределах жанра. Сам ГГ особой симпатии не вызывает, окружающие его — не вызывают вообще никакой симпатии... Какие-то бестолковые хронологические нестыковки озадачивают. Конец «смазанный», хотя это тоже можно отнести к особенности жанра. Книга читается трудновато — обилие непонятных терминов, мало объяснений, язык автора довольно таки грубоват, местами много разговоров на воровском жаргоне будущего, что мне совершенно не понравилось... Оценка 7 — возможно даже несколько завышена из-за моей симпатии к жанру «киберпанк».
steam_motor, 16 июля 2016 г.
Произведение является самой настоящей энциклопедией разнообразных технических фишек. Добро пожаловать в инфернальный технотронный ад. Русский киберпанк одним словом. Стилистика напоминает разговорную манеру, язык очень «плотный» и живой. Сюжет лихо закручен, читателю некогда скучать.
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
Повесть зачинателя российского киберпанка, отлично вписывающаяся в хронологию старого цикла «Космика»: после войны России против Турции и Китая в 2012 — 2015 гг. Землю потрясли глобальные изменения, повлекшие за собой появление коммунистической Германии и выселение наиболее передовых землян на красный Марс, ставший оплотом социализма. Общественное устройство построено по проекту первого коммуниста, грека Платона. В центре — продвинутые коммунары-солариты, 24 часа в сутки занятые творческим трудом и развлечениями; второй круг — рабочие поселки, в которых пролы горбатятся на благо ученых, и третья зона — зона свободы от законов — приютила воров, хакеров, свободных старателей и гениальных ученых. Игра в греков зашла у коммунаров слишком далеко: ладно, если б они только спортом занимались по примеру эллинов, так еще и свой гиперкомпьютер назвали в честь Афины, и половую ориентацию в большинстве своем поменяли…
Повесть насыщена грандиозными картинами мира высоких технологий — тут тебе и нанохирурги, обитающие в теле человека, и клонирование человека с заданными свойствами, и битвы биоэлектронных компьютеров за передел сфер влияния. Место действия не ограничивается одной планетой — перед читателями мелькают плесневелые катакомбы зажравшегося столичного Красного Марса, отравленные серные душегубки колоний строгого режима на Ио, полные опасностей кластеры пояса астероидов, расплавленные металлические реки Меркурия, кишечнополостные коралловые города биоцивилизации симбионтов аммиачного подводного мира Европы…
Индекс многословия у писателя-фантаста Александра Тюрина чуть ниже, чем, допустим, у Льва Вершинина — число знаков текста на одну единицу романного времени зашкаливает за несколько абзацев. С одной стороны, писатель должен свободно пользоватьсяписьменной речью. С другой стороны, склонность к многословию, легко переходящая в самоупоение, когда писатель отключается от читателя, приводит к непрерывному монологу: начинается театр одного актера, где авторская речь едва отличима от реплик персонажей.
Тем не менее в российской фантастике эта работа — одна из немногих, всесторонне показывающая развитие будущих социумов под воздействием технологии.