Александр Тюрин «Фюрер нижнего мира»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Классический латино-американский )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Инков/майя/ацтеков ) | Чёрный юмор
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Экспедиция/подготовка к экспедиции | Сновидения, формы изменения сознания | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Входит в:
— сборник «Фюрер Нижнего Мира», 1996 г.
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 8 марта 2022 г.
«Сейчас как раз гребут офицеров запаса моего возраста. Это потому, что каждая следующая горячая точка как правило раскаленнее, чем предыдущая. Кругом бандиты, боевики, кругом мусульмане, буддисты. Одни вреднее других.»
Ещё.
«Мины я невзлюбил больше всего, особенно падающие. Пулемет с полминуты поработает, и становится ясно, откуда и куда он палит. ... А когда шмаляет миномет, то вначале свист буравит тебе макушку и ты понимаешь, что тебе никуда не укрыться от невидимого «гвоздя», спускающегося с неба. А потом ты машинально, из-за отключки ослабевших ног, бросаешься на землю, безвольно растекаешься или же бессмысленно съеживаешься и становишься чем-то вроде амебы.»
Ещё.
»...капитан Калиновский отвел дуло пистолета. Ему стало ясно, что военнослужащих опять подставили, не обрисовав им противника и не поставив четкую задачу.»
Ещё.
«Хоть бы все это кончилось. Согласен быть простым земледельцем, ковыряться в дерьме, лишь бы не война, а мир.»
Ещё.
«Прорваться к центру селения и водрузить штандарт они позволили, но потом взяли нашу передовую группу в клещи. Пришлось нам ударить с флангов и брать буквально каждый дом с боем.»
Бог знает, сколько лет собирался прочесть эту повесть.
Во-первых, как можно пройти мимо очередного повествования про тайны нацистов и Южную Америку; во-вторых — номинации на не девальвировавшиеся ещё в 1997 году премии Бронзовая улитка и Интерпресскон; в-третьих — небольшой объём.
Один болтливый военврач в горячей точке рассказывает главгерою и его другу историю о том, как русский военный корабль плавал к берегам Перу в 1991 году для проникновения в иной мир, где, предположительно, спрятались нацисты и их золото.
Прямо как в «Невероятных приключениях итальянцев в России» у истории оказалось много лишних слушателей — итало-одесская шпионка, раненый джигит. По возвращении со спецоперации за героем открывают охоту несколько группировок.
Какой-то невероятной динамичности история!
Горячая точка; история о параллельном мире; огнестрельные приключения в Питере; техно- и магоартефакты; знойный красотки и верные друзья. Трупы, трупы, трупы. И это только первая треть повести.
Потом действие переносится в перуанское Куско, а затем в хрональный карман.
Приключения на озере Титикака сначала превращаются в трип-психоделику с эктоплазмой и ожившими богами-демонами, а затем в жанр «калашниковы против стрел».
Если забыли, напомню — я считаю, что плохо про Южную Америку написать практически невозможно. Особенно, если ввести в сюжет конспирологическую мистику. Тюрину почти удалось.
Претензий к автору несколько — легкомысленность в описании экшена и своеобразный, не резонирующий со мной юмор. Ну и контраст сложнейшего и неглупого мироустройства, глубокого знания инкских реалий и верований с сумбурностью сюжета романа-повести.
Конец скомканный. То бишь финал есть, но буквально на одной странице.
Но девяностые были временем размытия еще несуществующих жанровых границ-штампов, и «Фюрер нижнего мира» как раз из вещей, написанных азартно и взахлёб.
Роман в лучшие свои моменты, когда Тюрин, увлёкшись, забывает стебаться, повествование поднимается до эзотеричности Кастанеды и эпичности Битв Сущностей Перумова.
Твёрдая ностальгическая семёрка.
7(ХОРОШО)
stewra darkness, 31 июля 2010 г.
Мистические изыскания нацистов до сих пор будоражат умы фантастов — чего интересно нарыли гитлеровцы, тщательно изучая различные мистические и магические традиции. Возможно, это общенародная попытка оправдать появление такого уродливого явления, как гитлеровский нацизм: дескать не мы частично виноваты, что допустили — все сатана (или злобные древние боги). Ну, многие писатели и сценаристы неплохо справляются с этой темой: вон Индиана Джонс уже старый, а все воюет со стремлениями нацистов любой национальности завладеть сакральным знанием, мир спасает. И не надоедает.
Этой книгой заинтересовалась, потому что хотелось увидеть последствия вмешательства махрового гитлеровца и неплохого теоретика нацизма (относительно неплохого по сравнению с другими) в роли кого-нибудь верховного: всегда же стремился повыше. Борман меня разочаровал. От его амбиций автор не оставил и следа, получилась какая-то неудачная пародия на нациста вообще. Это если учесть, что из всей нацистской верхушки Борман — наиболее интересная личность, и на основе его образа можно было сделать неплохое фантастическое произведение. Даже если отталкиваться только от его художественных литературных портретов Юлиана Семенова.
Еще, насколько я поняла, книга задумана как несколько юмористическая. Юмор долго искала — и не нашла.
Окончательно добила «эротика»: кажется, автор сам плохо представляет, как должны заниматься сексом его герои. По крайней мере это не литературная эротика, а техническое описание.
Хотя событиями произведение наполнено под самую завязку. Можно предложить голливудским режиссерам «мыла» — хватит на довольно длинную эпопею, да и уровень соответствует.
mastino, 28 июня 2010 г.
К моему великому сожалению, при написании этой книги, автору напрочь изменило чувство меры. Почему? Да потому, что даже фантастическое произведение должно быть написано так, чтобы в него можно было поверить. Любые, пусть самые невероятные события должны вызывать к себе хоть какое то, минимальное доверие. В этой книге всего этого нет, увы. Читая понимаешь, что никогда ничего из описанного в этой книге не могло и не может произойти.
Желание создать сюжет поизощреннее и позаковыристей, сыграло с автором дурную шутку. Книга оказалась излишне перегружена событиями, и потому теоретически занимательный сюжет, порой, стал трудночитаемым.
Не стал бы, конечно, называть эту книгу макулатурой но и книгой обязательной для прочтения, назвать ее не могу, увы.
Впрочем, если вам нравятся истории про «попаданцев», круто замешанные на мифологии, с большим количеством зубо — носо — голово дробительных сцен, переходящих в крупномсштабные военные действия, разбавленные для разнообразия сценами, явно списанными с камасутры — эта книга для вас.
О героях ничего сказать не могу, потому как, несмотря на то, что в книге есть ярко выраженный ГГ, он автору удался не особо, и впечатление живого человека не произвел. Да и некоторые ег действия достойны не среднестатистического мужика, коим он является, а скорее какого то супер — пупер Рембо, что не добавляет персонажу достоверности.
Итог. Средней интересности книга, которую, тем не менее, прочитал полностью, до конца. Оценка 7 только за несколько достаточно удачных моментов, и положа руку на сердце, скорее всего завышена.
StasKr, 23 марта 2009 г.
Весьма сомнительная с точки зрения художественной ценности литература. Читал ещё в году 1997 и ощущение полного бреда осталось навсегда. Борман, его побег в Латинскую Америку и превращение в императора инков, советская разведка, золото Третьего Рейха, путешествия во времени… «Смешались в кучу люди, кони…» (с) Вместо сюжета – винегрет из вышеуказанных тем. Ни одного яркого героя. Суконный язык. Поток сознания настолько мутен, что после закрытия книги хочется поскорее забыть о её содержании.
Итог: макулатура. Удивлен что эту книгу вообще переиздавали.