Александр Тюрин «Волшебная лампа генсека»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Боевик | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Экспедиция/подготовка к экспедиции | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Конец семидесятых годов. Советская государственная машина, основанная на страхе, давно гниет и распадается. Она быстро перерастает в систему, где действует только корысть. Однако самые светлые умы Комитета Госбезопасности пробуют найти третий вариант и изменить людей так, чтобы у них не было ни страха, ни корысти, а вместо этого имелись бы только полезные инстинкты.
Для превращения людей в разумных животных пытливые ученые используют высшие силы, которые влияют и на эволюцию, и на судьбу. Однако с ходом эксперимента (который проводится на человеческом материале в дружественном Ираке) эти силы все более приобретают облик кровожадных вавилонских демонов…
Книга представляет собой сочетание фантастической повести и триллера, иронической прозы и философской притчи. Причем сплав этот получился таким, что книга может быть рекомендована как любителям фантастики, так и поборникам детектива, как тем, кому хочется всерьез поразмышлять над мировыми проблемами, таки тем, кто предпочитает легкое чтение, отвлекающее от насущных забот и дающее возможность от души посмеяться.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 352
Активный словарный запас: невероятно высокий (3581 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 79 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Мечи, 1997 // Лунный Меч |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 14 февраля 2025 г.
На удивление умно и глубоко. Поначалу. Всё, как я люблю: спецслужбы (желательно авторитарных режимов), мистика.
Любопытный главный герой — Глеб Фролов, гэбэшник почти с человеческим лицом. Филолог-востоковед. Вроде и ушлый, и циничный, и, что самое страшное, юморить пытается. Выскочил за генеральскую дочку, ходок. А вот не вызывает отторжения, что удивительно. Разбирается в каббале и мусульманской мистике.
Потом симпатий к персонажу поубавилось: отсношал диссидентку в лифте, в надрыве чуть не выпрыгнул из окна. Потом при отравлении ребенка полез к ней в квартиру по внешней стене с этажа ниже. Товарищ явно дестабилизированный. А потом на нем ещё какие-то экспериментальные препараты, расширяющие сознание, тестировать начали.
Будни лубянки описаны без клюквы, хотя желчи на мордатых генералов автор не жалеет. К сожалению, рутины и интриг КГБ непропорционально много. Качественная метафизика, густо замешанная на каббале, немного теряется. Да и герой реагирует шаблонно — долго не верит в демона-кляксу, являющемуся Глебу под любым стимулятором.
Вся невероятно затянутая иракская часть романа — сущей воды графомания. Глеб Фролов просто приключается. Автора пёрло и он уходит в какие невероятные и ненужные подробности происходящего. В какой-то момент, герой попадет в аналог «Аннигиляции», с фантасмагоричной флорой и фауной. Плюс демоны, богини, выходы из сознания. Перестаешь вдумываться и просто скользишь взглядом по строчкам.
В «Фюрере нижнего мира» была похожая ситуация, но всё-таки повнятнее и менее водянисто.
Забавный ляп:
»...поединок стал напоминать битву двух армий шумерского периода земной истории. На меня наступала тяжелая фаланга.»
Шумеры фалангу не знали.
В последней четверти, по возвращении в Россию, вроде проясняется — гэбэшники решили призвать шумерский пантеон богов-демонов, чтобы насадить в СССР коммунизм. Но скатывается это не к Пелевину, а к золотому веку пальп-фикшн с забавными монстриками и одержимыми идеей владычества древними божками.
Ну, подвязка к сюжету Михаила Сергеевича, с его печатью Бела на челе, удалась.
Рыхловато и местами невнятно, но о прочтении не жалею.
7(ХОРОШО)
strannik102, 2 октября 2021 г.
Роман в сравнении с повестями (Топор гуманиста и Царства сотника Сннцова) слегка проигрывает. Хотя вроде всё имеется: и изрядная доля экшена, и слегка грубоватый юмор, и иронически-ёрническая манера повествования (этакая как бы «всё не всерьёз»), и сюжет, основанный на смеси НФ, военного боевика и мистических вкраплений про потусторонние миры и «гостей» оттуда к нам сюда. И даже политическая сатира середины 90-х с почти прямым изображением некоторых вполне реальных «бывших» властных фигур последних лет советского и перестроечного политического истеблишмента. Т.е. автор порезвился на этом поле вовсю. Да и при этом не просто наворотил приключений друг на друге, но и постарался придать всей этой смеси осмысленность и второй «вкусовой»=смысловой план (понятно, книга родом из середины 90-х не может не нести на себе отпечаток только что минувших эпох).
Т.е. всё вроде бы хорошо. Да и на самом деле всё неплохо. Просто на совсем высокую оценку не тянет. Но вполне хорошее фантастико-приключенческое чтиво. По крайней мере не пожалел, что прочитал (спасибо родной библиотеке, подкидывает иной раз что-то неожиданное).
URRRiy, 11 февраля 2020 г.
В свое время — середина девяностых — очень и очень востребованный вариант фантастики — с потусторонними личностями, волновыми устройствами, демонами, спецслужбами и спецназами, коварными убийствами и модификацией будущего.
На тему травмы Леонида Ильича Брежнева, полученной во время визита на самолётострительный завод в Новосибирске, не высказывался только ленивый исследователь — альтернативщик. Здесь это один из возможных вариантов развилки и спасения в будущем подгнившей социальной модели.
Но если смотреть на приключения, то, за исключением раздражающих своей трансцендентальностью «искажений», идеи вполне хорошие, в том числе звериный облик КГБ изнутри прописан увлекательно.
В общем, если выпадет возможность — неплохой вариант для чтения.
mastino, 25 июня 2010 г.
Несмотря на не очень высокий балл — рискнул прочитать. Не пожалел. Понравилось. Правда необходимо сразу учитывать, что книга сия исключительно для отдыха, и не для напрягания извилин, а для их расслабления.
Ну, по порядку. Герой книги сотрудник советской спецслужбы, название которой не рекомендовалось произносить на ночь) И снюхался он — страшно подумать. с представителем (точнее представительницей) очень ненадежной, в смысле правильного понимания марксистко — ленинской философии национальности) Ну, на этом и начались приключения героя книги... Приключения интересные, невероятные, зубодробительные.
Книга представляет собой круто замешанную смесь из древних демонов и современный особистов — «упырей», КГБистов и ЦРУшников, ученых и убийц, партийных и диссидентов.
Нафантазировал автор, конечно, по самое не могу.Очень понравились путешествия героя книги по Ираку. Выдумать такую экосистему, по настоящему потусторонне — демоническую — дорогого стоит.
Причем, автору удалось собрать в книге просто все. И научная составляющая, и крутой боевик, и «про шпиёнов», и мистика, и, конечно, любовь, плавно переходящая в камасутру (а может наоборот — камасутра переходящая в любовь) Смесь получилась крутая, взрывоопасная, временами может сумбурная, но при этом — весьма интересная.
Язык книги прост, ироничен, порой проскакивает «соленое» слово, которое, тем не менее как правило к месту, и книгу не портит. Да и было бы странно, еслиб вояки, описанные в книге, общались исключительно «битте — дритте», без использования некоторых известных русских неопределенных артиклей.
Главное, не требовать от книги «философиев» и решения извечных вопросов «кто виноват», «что делать», и «на фига попу гармонь».
Если вы хотите отдохнуть и развлечься — книга самое оно.
Итог. Прочитал с удовольствием, чего и вам желаю.
stewra darkness, 31 июля 2010 г.
В тех книгах Тюрина, что я читала, явные проблемы с юмором. То нет его, там,где планировалось, то слишком много там, где не надо. И сюжет как нельзя лучше подходит для голливудского фантастического «мыла». Единственное, что понравилось — оригинальность созданного мира и естественный (пусть и грубый ) язык персонажей. Благодаря чему герои воспринимались достаточно живыми, а их похождения становились интересны.
unkas, 9 ноября 2008 г.
Когда хотят рассмешить КАЖДЫМ словом — это уже,братцы,перебор...Вместо уместной приправы юмор превращается в жвачку...