Денис Лукьянов «Век серебра и стали»
Когда в 1822 году Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы, люди поняли, что боги, магия и загробная жизнь — реальны. После того, как божества старого Египта явили себя миру, все вокруг изменилось... Санкт-Петербург 1840-х годов сотрясает серия терактов. В тенях готовится заговор не против людей, но против богов — пришло время положить конец их гегемонии. Молодому цирюльнику Алексасу Оссмию, прихотью обстоятельств втянутому в эту паутину, предстоит поневоле стать героем и сделать выбор: сохранить все, что дорого, или изменить мир?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 7 декабря 2024 г.
Общее впечатление: несмотря на слабенький и притянутый за уши фантдоп с почему-то египетскими, а не к примеру славянскими богами на территории России, и спорной моральной ценности персонажей, книга всё же увлекает и сюжетом с масштабной такой теорией заговора, и щепоткой магии, позволяющей ходить через зеркала, надеяться на вполне осязаемую загробную жизнь и пользоваться всякими бытовыми плюшками. Поэтому определенное удовольствие получить несомненно можно, особенно если не слишком смотреть на логику и не ждать глубины. Вполне себе такой приятный янг-эдалт детективчик в модном сейчас антуражике альтернативной России.
Плюсы.
Оригинальная идея. Альтернативный мир, где объявились египетские боги после того, как расшифровали все иероглифы, поэтому им стали поклоняться и верить в посмертие. При этом здесь же помимо бытовой магии в ходу омнибусы и дирижабли. Определенно антураж Питера этого нового мира, в котором остались прежние реалии (парадные, доходные дома…), привлекает внимание и создает очень интересную, кинематографичную картинку. Не удивлюсь, если эту книгу подберут на экранизацию, которые сейчас сыплются как из рога изобилия.
Египетские мифы в новой подаче. В храмах Петербурга поклоняются Ушепти, устраивают мистерии по помощи с переходом в загробный мир анубиаты — последователи Анубиса, наркоманы вдыхают песок Сета, а у каждого горожанина стоит в шкафу саркофаг. Мифы Древнего Египта я знаю похуже, чем славянские, скандинавские, греческие и европейские, но достаточно, чтобы с интересом следить за благословениями Осириса и вообще концепцией, которая как минимум любопытна, хотя логика фантдопа, конечно, ну очень натянутая.
Интересный сюжет. Идет расследование нескольких взрывов, которые каким-то образом связаны с грядущим приездом реликвии — сердца Анубиса, причем очень оригинальными способами — ходят через зеркала, используют древние дневники. Противостояние таинственной секте с весьма неясными поначалу целями получается крайне насыщенным. Хотя человека в маске узнать было совсем несложно, как-то напрашивался вывод и вообще развязка.
Отсылки к другим произведениям. Думала, куда отнести – к плюсам или минусам, но тут скорее удалось пройти по тонкой грани, когда это остается скорее оммажами и создает интертекстуальность, чем кажутся лишними и порождают вторичность. Тут довольно забавно ловить фразочки про Сибирского цирюльника, На деревню дедушке и даже Фауста.
Язык. Тоже двоякое впечатление, но всё же более приятное, чем нет, хотя литредактора автору и не помешало бы завести. Присутствуют тавтологии и корявые фразы вроде отшиба города. Но зато есть и по-настоящему круто написанные предложения (например: «Он давно разбил свои розовые очки, но оставил пару осколков, чтобы иногда по-другому смотреть на мир»). Также определенно удалась архаичная стилистика и много философских рассуждений.
Минусы.
Неприятные герои. Из четырех, а если считать пару глав от аптекаря, то и из пяти героев, от лица которых ведется повествование, только один вызывает приязнь: Алексас — молодой и ангельски красивый цирюльник, который боится вида крови, и старается удержать в этом мире призрак невесты. Он один борется за справедливость, хотя иногда и крайне сомнительными методами (комплекс героя во весь рост, да-с). Остальные же сильно отталкивают: гран-губернатор Велемир и один из сектантов, за которого я вообще не читала – сообщники главного злодея, Лука – завистливый аптекарь-отравитель. И даже Виктор — немолодой жандарм, хоть и помогает Алексасу, но из-за пристрастия к наркотикам и мягко говоря серой морали тоже скорее неприятен.
Мешанина мифологий+религия. Дана не только египетская, но и реалии других мифологий (мандрагора, радужный мост биврест, даже китайские драконы). И много шумерско-аккадской. Хотя вначале я как раз удивлялась, почему объявились только египетские боги, по итогу всё разом уже было несъедобно. Особенно плохо получилось то, что вместе с православием вписано язычество — религиозным точно читать нельзя (и вообще само понятие веры сведено к доказательной базе, извратив суть). Очень, очень спорная в этом плане вещица.
Перескоки фокальных точек. Причем скачет повествование как блоха не только между главными героями, нет, там и все второстепенные, которые только есть! Причем очень неравномерно и путано. Я вообще не люблю этот прием, но тут еще и неграмотно он сделан. Поражаюсь, зачем вообще с этим морочиться, если это мало того что сложно чисто стилистически хорошо прописать, особенно неопытным авторам, так еще и нарушает темп, не позволяя ни к одному герою проникнуться.
Наркотики. Помимо крайне спорной религиозной канвы, тут еще и наркотики выдаются за маленькую и вполне себе простительную слабость. Вроде бы должно быть такое запрещено законом публиковать без пометки 18+? Я очень негативно отношусь к привычке, опасной для жизни не только употребляющего, но и окружающих его людей. Вкупе с «героическим» посылом – убивай злодеев, чтобы не вредили впредь, книга становится такой, какую я лично не дала бы молодежи с неокрепшей психикой, хотя целевая аудитория именно она.