Милорад Павич «Долгое ночное плавание»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Европа (Южная Европа | Восточная Европа ) | Азия (Ближний Восток ) | Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Однажды Павле Шелковолосый встретил в горах пастушку, которая много лет не видела мужчин. Эта встреча сделала девушку безумной, слепой и глухой, но, при этом, самой желанной среди пассажиров судна, на котором она стала жить.
По мотивам произведения Наталья О`Шей (гр. «Мельница») написала песню «Ай, волна».
Входит в:
— сборник «Душе се купају последњи пут», 1982 г.
— сборник «Српске приче», 1985 г.
— сборник «Вывернутая перчатка», 1989 г.
— сборник «Медитеранске приче», 1995 г.
— сборник «Страшные любовные истории», 2001 г.
— сборник «Прича о трави и друге приче», 2002 г.
— сборник «Эротические истории», 2005 г.
— сборник «Све приче», 2008 г.
— антологию «101 рассказ на ладони», 2020 г.
- /языки:
- русский (14), сербский (2)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1)
- /перевод:
- Ж. Гилёва (1), Л. Савельева (8)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vesnyshka, 15 марта 2017 г.
Милорад Павич — писатель непростой. Он создаёт атмосферу, его произведения, как сновидения — кто-то захочет провалиться в них поглубже, а кто-то стряхнуть с себя побыстрее.
Данный рассказ — яркое тому подтверждение. Не попав в сети магического реализма автора, можно фыркнув сказать, что рассказ о том, как некий мужлан изнасиловал девушку, после чего она стала слепоглухой проституткой среди подобных ей на корабле, лавировавшем между материками с целью удовлетворять мужскую похоть. И это не будет спойлером, потому что у Павича дело всегда не в сюжете, а в настроениях, впечатлении, в той самой атмосфере. Его произведения многослойны и многогранны. И то, что я написала выше — всего лишь первый видимый слой, а вот под ним скрывается всё остальное.
Павичу отменно удаётся балансировать на грани пошлости и фантазии, у какого ещё автора герой, разгуливающий со «всегда торчащим наружу концом, потому что поклялся вернуть его в штаны только тогда, когда вернет в ножны саблю» будет смотреться так органично в предложенных писателем условиях?
Автор повествует о преданности, страсти, любви, той самой первобытной — не за что-то, а когда она априори. Его рассказ — как детская сказка, в которой есть чудовища, принцессы, злые силы и добрые, а за всей этой фантазией спрятано обычное человеческое. Так и у Павчиа — немыслимый Шелковолосый Павле, познавшая с ним мужскую силу Велуча, у которой были после сотни и сотни мужчин, но как-будто их и не было, потому что, если не видеть и не слышать, а только знать и верить, то можно уверовать в того единственного.
Каждый увидит в этом рассказе своё — кто-то пошлость, кто-то буйство авторской фантазии, кто-то сказку для взрослых с эротическим подтекстом, а группу Мельница он вдохновил на написание песни «Ай, волна» (момент, когда героиня просит у волн и ветров о ребёнке, действительно сильный).
Мой отзыв по размеру, наверное, в половину этого рассказа, но в нём не уместилось и половины того, что можно было бы о нём сказать.
В целом же, читать Павича нужно только тогда, когда ты готов погрузиться в чужие сновидения, в которых возможно абсолютно всё, они не всегда понятны, не совсем логичны, не каждая их картинка приятна, но ведь на то они и сны.