Эдуард Маципуло «Нашествие даньчжинов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Религиозное (Буддизм ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия | Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Культы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Впервые опубликован в 1989 году, в трех номерах журнала «Звезда Востока» (№9 — с. 170-207, №10 — с. 159-206, №11 — с. 174-206).
Входит в:
— антологию «Антология мировой фантастики и детектива», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DrinkFromTheCup, 1 февраля 2023 г.
Чудовищная книга.
Противопоказана для чтения людям с ещё не сформировавшимся мировоззрением. Не потому, что «в ней написано что-то плохое», нет. Просто из преподносимого этой книгой месседжа легче лёгкого прийти к выводу, что «всё очень плохо», и N лет спустя докатиться до досрочного кризиса среднего возраста, депрессии, отчаяния, жизни в антисанитарии с нелюбимым/ой супругом/ой и полного отсутствия перспектив на этом и том светах.
Да, эта книга написана настолько сильно, что может дать эффект (как негативный, так и позитивный) даже десять-пятнадцать лет спустя после прочтения. Особенно если читатель юн и незрел.
Парадокс в том, что книга в принципе не пытается дать окончательного правильного ответа на те вопросы, которые поднимает. В том числе и потому, что это... невозможно в принципе. Каждый должен сам прийти к правильному ответу. К правильному лично для него.
Это не плохо. Просто это настолько своеобразный вид литературы, который не искушённому в психологии человеку опасно давать в руки.
Что действительно портит неплохую, в общем-то, книгу из редкой ниши, так это уши оголтелого соцреализма, вылезающие на страницы редко, но всегда крайне невовремя. Память молчит о подробностях, только подсказывает, что хуже было только в «Экспедиции в иномир» Снегова.
Да, время было такое. Нет, альтернативы были. Спросите тех же Стругацких.
primorec, 25 декабря 2013 г.
Я закрыла последнюю страницу этой книги и глубоко задумалась обо всем, что произошло со мной за последние тридцать лет. Странно, но я не очень хорошо помню тот год, когда она была написана — 1989 -й. Помню только, что у меня было море проблем: нашу семью посетила первая смерть, все труднее становилось кормить семью, организация, которая давала нам кров, пала жертвой в борьбе с привилегиями, и мы всем скопом оказались на улице. И, как миллионам таким же, как я, было не до чтения.
А жаль, так жаль, что книга не попалась мне тогда. Может, она смогла бы подготовить меня к тому, что произойдет со мной в 90-е. Нет, мне бы не стало легче или спокойней — как раз этого книга не обещает. Но я бы чувствовала себя уверенней от подтверждения, что что-то не так не со мной, а с окружающим миром. И, может, я бы не пропустила момента, когда стало быстро увеличиваться количество «тех, кто не имеет своего мнения», и предприняла бы меры, чтобы их не оказалось в моем окружении, избежав многочисленных разочарований и глубоких душевных ран.
Показалась бы мне тогда, что эта книга- почти пророчество. И не было бы сейчас болезненного недоумения от того, что эти пророчества сбылись.
Мы переносимся в некое условное настоящее/80-е годы, XX век/. Вполне мирные, вполне благополучные. Вот только, что-то грызет мир: уж больно много стало людей, «не способных существовать без чужого мнения, готовых исполнять любой приказ, любую функцию», слепо следуя по заранее определенной дороге. И, чтобы побольше узнать об этом явлении, профессиональный монстролог/монстры бывают разные/отправляется в Гималаи исследовать общество даньчжинов — «тех, кто не имеет своего мнения».
Заповедный уголок, место медитаций и духовного совершенства... Покоряющее своей внешней красотой. И за этим благородным фасадом- жестокое и предельно регламентированное общество, с младенчества убивающее любое проявление индивидуальности. И далее вся книга — о духовном пути героя, отвергающего все соблазны легкого пути, сулящего Покой и Мир для ума и тела и требующего за блага только одного — отказа от собственной свободной личности.
Пожалуй, второй раз в фантастике я встречаю такое глубокое рассмотрение концепции рабства. Только у Ле Гуин в ее «Четырех путях к прощению» встречала нечто подобное: рабство не материально, оно — духовно. И прежде всего это — добровольный отказ от внутренней свободы и права иметь собственное мнение в обмен на блага и покой. Явление столь распространенное, что мы уже свыклись с ним настолько, что оно не вызывает у нас возмущения. Напротив, все чаще порицаются те, кто мнение это имеет, высказывает и находит смелость отстаивать. И перед нами целая череда духовных рабов: простых людей, чиновников, священников, солдат и работников прессы- огромная масса, готовая поддержать любого, кто снимет с их плеч ответственность за собственные жизни и совершаемые поступки, укажет цель и направление.
Но это только одно из пугающих предсказаний нашего настоящего. Вот это еще более жуткое: «Это покойники, живущие среди людей как люди. И не мертвые, и не живые. Их души улетели и уже переродились, а они, ставшие тэуранами, ходят по земле, разговаривают, стреляют, ищут женщин, поедают много пищи – больше, чем может съесть нормальный человек. Они ругаются и кричат ужасными голосами, когда им хорошо».
А еще есть об армии, чиновниках, бюрократии, журналистах, власти, писателях и философах. Об образовании и защитниках природы. Много о чем, но всегда узнаваемое.
Кто-то может сразу сказать: очередная пропагандистская, антирелигиозная и предвзятая вещь о духовно разлагающемся обществе, напичканная цитатами и поучениями. Отнюдь. Здесь много действия, приключений в джунглях, подземельях и в старых развалинах, а также мягкого юмора, а временами — едкой сатиры. Самым похожим на этот роман, наверное, будет «Колыбель для кошки» Воннегута.
Мне тут пришло в голову, что подобный роман мог появиться в нашей стране только в конце 80-х, на излете времени надежд. А может кто-то идеологически выдержанный тогда решил, что он о загнивающем западе. Кто же знал, что пройдет всего лишь пара десятков лет, и нас тоже захватят «не имеющие собственного мнения» даньчжины.
lf2003, 25 ноября 2011 г.
Первый раз читал давно. Понравилось очень! Долго ходил задумчивый... С тех пор живо заинтересовался буддизмом. Второй книгой стал опус Рокотовой Н. «Основы буддизма». Очень толково и доходчиво... Теперь вот, снова перечитал. Многие места остались непонятны (как и раньше, впрочем). Метания профессора-монстролога на пути к истине мне прочувствовать не удалось. Хотя главная мысль (о массовом не выходе человечества на следующий уровень развития) в целом выглядит достоверно... А может и рано ещё так широко размахивать. Куда им всем-то?
...Тэураны — это покойники, живущие среди людей как люди, – разоткровенничался Духовный палач, хотя даньчжины о таких неприятностях не любят говорить. – И не мертвые, и не живые. Их души улетели и уже переродились, а они, ставшие тэуранами, ходят по земле, разговаривают, стреляют, ищут женщин, поедают много пищи – больше, чем может съесть нормальный человек. Они ругаются и кричат ужасными голосами, когда им хорошо. Они любят вино и опиум, их песни опасны для слуха детей, женщин и слабых духом мужчин...