Джефри Конвиц «Страж»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Молодая фотомодель Эллисон Паркер снимает квартиру в многоэтажном здании. Вскоре она знакомится с необычными соседями, один из которых — полусумасшедший старик с ручным попугаем — особенно привлекает её внимание. Но это были ещё цветочки. Ягодки начались, когда выяснилось, что на самом деле этих соседей не существует...
Сходит ли Эллисон с ума? Или тут скрыт некий зловещий заговор?...
Входит в:
— цикл «Страж»
— журнал «Смена 1993'10 (1548)», 1993 г.
— антологию «Страж. Полночь», 1993 г.
Экранизации:
— «Часовой» / «The Sentinel» 1977, США, реж. Майкл Уиннер
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Севостьянова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
eXteSy, 14 июня 2020 г.
Всегда приятно, когда действительность превышает ожидания. Именно такой оказалась ситуация со «Стражем» Конвица, великолепным и незаслуженно обойденным вниманием романом.
Общая стилистика и построение произведения в чем-то перекликается с «Ребенком Розмари» Левина. Да и завязка похожая: фотомодель, возвратившись в депрессивном состоянии с похорон отца (с которым отношения были также не самыми лучшими при жизни) в Нью-Йорк, подыскивает себе жилье. Результатом поисков оказывается прекрасная квартира с антикварной обстановкой в немного винтажном особняке за приемлемую цену. Все складывается просто прекрасно, разве что соседи немного (и много) странные. Но ведь это же Нью-Йорк! Кого здесь удивишь приятным одиноким стариком с попугаем на плече и обшарпанной кошкой на сгибе руки, для которой даже устраивает полноценный День рожденья? Или сестрами-близняшками непомерного размера, вечно спорящими по поводу выбора десерта для готовки? Или двумя женщинами-лесбиянками, не стесняющимися ласкать друг друга в присутствии героини? Или священником-затворником, никогда не выходящим с квартиры? Или… Но даже с такими соседями можно вполне уживаться, если не выяснить, что в доме кроме тебя и священника-затворника никто давно не живет…
Возможно, роман и писался на фоне успеха «Ребенка Розмари», как маккаммоновский «Ваал» на волне успеха «Омена», но в данном случае, на мой взгляд, результат получился очень самобытным и намного более интересным, чем источник вдохновения.
Автор мастерски переплетает реальность с фантазией, происходящее наяву со снами и бредовыми галлюцинациями, играя не только с главной героиней, но и с читателями, по кусочку «скармливая» детали происходящего. И когда уже кажется, что автор вот-вот разъяснит и раскроет перед читателем часть причин и загадок, на самом деле все оказывается только больше запутано. Распутывать заданные Конвицом ребусы и криптограммы, складывать кусочки мозаики в единую картину и пытаться «обыграть» автора в заданной им игре приносит настоящее наслаждение во время чтения. Интерес к этому не пропадает ни на минуту, поскольку писатель постоянно удивляет, сюжет изобилует неожиданными открытиями и поворотами. Язык произведения очень красивый, завораживающий, полный оттенками и прекрасно доносящий к читателю авторский посыл, позволяющий ощутить весь ужас происходящего, все более сильно накатывающий и затягивающий в свою пучину главных героев.
Повествования начинает свое развитие очень медленно, степенно и размеренно, полностью погружая читателя в гнетущую атмосферу романа, постоянно нагнетая ощущение саспенса. Но, чем дальше разворачивается сюжет, тем более ускоряется темп происходящего, мелькая калейдоскопом событий ближе к финалу.
В романе нет ни одного проходного персонажа, все они неординарные и интересные, каждый со своими секретами, особенностями и «тараканами в голове». В результате, насчет каждого до финала нельзя быть уверенным, что он именно тот, кем его представляет автор. И далеко не все в конце получат то, к чему стремились. Здесь Вы не найдете картонных героев, поступки которых «мигрируют» от романа к роману, от фильма к фильму.
Не могу не вспомнить еще один интересный авторский прием, с которым раньше ни разу не встречался. Обычно в произведениях, где в события замешена церковь и происходящее связано с религией, персонажи так или иначе находят цитаты, зашифрованные послания или пророчества со словами со священных текстов. В этом романе без таких цитат также не обошлось, но взяты они с классических художественных произведений на тему рая или ада.
Среди минусов разве тот факт, что автор так и не дал ответа на несколько интересных вопросов, возникших по ходу развития событий.
В итоге, Конвиц создал просто великолепный, неординарный, мастерски написанный, неожиданный и полный загадок роман, где акцент сделан не столько на чистый хоррор, сколько на саспенс и мистическую составляющую. Повествование затягивает в созданный автором мир и, чем дальше читаешь, тем больше это ощущается. И я совсем не понимаю, почему этот роман не приобрел широкую известность.
Для любителей ужасов и мистики рекомендую к прочтению настоятельно и обязательно. Многое утратите, если пропустите это произведение. Да и всем другим роман должен понравится языком написания, сюжетными поворотами и умелой игрой автора с читателем.
Илориан, 2 июля 2014 г.
Ну просто ума не приложу, что общего, многоуважаемые отметившиеся в отзывах господа, вы находите у этой книги с «Ребёнком Розмари». Разве только то, что речь идёт о дьяволе. На мой взгляд абсолютно разные произведения. Ну да ладно, не о том сейчас...
Книга, вообщем, интересна, но не без доли скучностей. Интересна она прежде своей идеей и задумкой: видишь, что происходит нечто не то, но что конкретно — не понимаешь до самого конца. До самого финала не соображаешь, к чему у главной героини все эти метаморфозы.
Очень серьёзным недостатком являются длинные и бессодержательные диалоги. Читатель давно уже всё понял, а герои продолжают выяснять отношения. Образ дьявола несколько мелковат — сделали из него примитивного убийцу. Начало надо мужественно стиснув зубы перетерпеть: некоторое время герои топчутся на месте и появляется ехидное желание запустить в автора его же собственной книгой. Но в последствии вас вознаградят за терпение трупами и вкусными секретами. Хотя всё равно динамики очень и очень не хватает всему произведению. То и дело хочется крикнуть персонажам: «Ну хватит уже языками молоть — делайте наконец что-нибудь!»
Не увидел здесь того, что обычно называют атмосферностью: когда с замиранием сердца читаешь каждый новый абзац, переживая за то что произойдёт. Язык явно лишён образности. Но, думаю, автор и не пытался добиться подобного эффекта. Книга интересна фактами, а не стилем напряжённо-фантастическими декорациями.
DKart, 6 февраля 2017 г.
Разочарован. Завязка была многообещающая, детективная составляющая интересная. Но полностью отсутствующая развязка, невнятная, смазанная, очень сильно испортила впечатление от книги. Расследование Гатца вообще было для сюжета лишнее.
Герои: некоторые удачны, некоторые ужасны. Детектив Гатц — что хотел автор изобразить: лузера с самомнением и амбициями или просто плохо прописанный персонаж, появившийся целиком из плохого нуар-детектива?
Остальные персонажи тоже не на высоте, но в принципе более «реальны» и поступки их более объяснимы.
Ролик, 15 ноября 2013 г.
Мистический триллер на квартирную тематику (привет «Ребенку Розмари»... и пока, так как больше общих признаков у них нет). Молодая фотомодель Элисон Паркер переезжает на новую квартиру, расположенную в старом зловещем особняке. Её соседи по квартире оказываются теми ещё личностями. Полусумасшедший старичок по имени Чарльз Чейзен, на плече у которого вечно сидит ручной попугай; две лесбиянки; парализованный священник, который не говорит, не видит и не слышит; жуткая старуха, и прочие «симпатичные» люди. А спустя некоторое время оказалось, что «совы не то, чем кажутся», и Элисон то ли сходит с ума, то ли попала в центр заговора...
Книга понравилась. Вполне достойный представитель мистического триллера-детектива. Одни сплошные загадки, к которым Конвиц скрупулезно подбрасывает ключи. Читателю предоставляется возможность использовать эти ключи, но промахиваться читатель будет куда чаще, чем попадать в цель. Благо автор заготовил достаточно кроликов в рукаве, чтобы удивить даже самого искушенного фэна детективов. На каждый вопрос нам дадут удивительный ответ. А на некоторые вопросы и не ответят, дав этим подпитку воображению. Книга требует вдумчивого и неторопливого чтения, чтобы не торопясь, нанизывать нить интриги.
Стоит похвалить книгу и за жутковатую атмосферу. Хоть «Страж» и не чистый хоррор, но те пугалки, что в нем имеются — жуткие соседи, видения, пустые темные квартиры (пустые ли?) — задействованы на совесть.
Кстати, тот же Конвиц создал и продолжение, «Страж 2», которое оказалось ничуть не хуже и также выходило в «Библиотеке остросюжетной мистики».
terminator63, 20 марта 2013 г.
Очень хороший роман в жанре «мистические ужасы». Из тех, над которыми не властно время. Занимает достойное место в ряду таких шедевров жанра как «Омэн», «Ребенок Розмари», «Ночной мир», «Экзорцист», причем написан именно в том же жанре. Вечное противостояние сил Света и Тьмы, страж у ворот Ада, действие очень захватывающее, напряжение нарастает, и финал — отнюдь не розовенький happy end... Кстати, есть по книге фильм с тем же названием, тоже очень хороший, довольно точно воспроизводит книгу.