Юрий Никитин «Сеттлеретика»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «Сингулярность», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stewra darkness, 4 сентября 2011 г.
Никитин решил подстегнут мыслительную деятельность читателя и конкретные теории развивать не стал. Получилось удачно. Сама проблема очень подробно расписана, все трудности прямо таки прошли кадрами перед глазами. Однако, вывод и решение проблемы даже не озвучены — только начальный ход рассуждений героя. И хорошо — думать полезно.
А вот герои разочаровали. Как-то привыкла к реалистичности и объемности персонажей у Никитина: даже фантастические трое из леса получились с первых же страниц вовсе не фантастическими. В «Сеттлеретике» оба героя выглядят очень странно. Я еще могу понять микробиолога, который тщательно следит за чистотой. Но дотрагиваться до дверной ручки салфеткой — по-моему, перебор. А чего сразу повязку и резиновые перчатки не носить, не снимая? Или не брызгать вокруг себя спреем-антисептиком? Но любящий муж, тайком вытирающий щеку после поцелуя любимой жены... А он точно любящий? Хотя на фоне утверждения
StasKr, 20 сентября 2009 г.
Читая рассказ ловил себя на мысли, что это всё тот же «старый» Никитин. «Старый» — это ещё с советских времён, с трех далёких годов, когда вышли два сборника его рассказов «Далёкий светлый терем» и «Человек изменивший мир». Даже если бы я не знал, кто автор данного рассказа, то Юрий Александрович был бы первым «подозреваемым» из всех авторов сборника «Сингулярность».
Автор уже не раз обращался к теме переноса человеческой личности на цифровую основу, вот и теперь он рассматривает возможные проблемы, которые могут возникнуть при отработке этой технологии. Минусом здесь выглядит нереалистичность повествования. Несмотря на то, что тема оцифровки человека, его разума и эмоций вполне реальная (первые упоминания о подобных разработках я нашёл ещё в 2002 году), истории, рассказанной автором я совершенно не поверил. Впрочем, вопросы из серии «верю/не верю» — каждый должен решать индивидуально, так что у других читателей подобной проблемы может и не появиться.
Плюсом произведения является краткость рассказа, позволившая автору не растягивать текст путём добавление в него ударной дозы пошлости (чем грешат все его последние романы), бородатых анекдотов и глупых афоризмов. Данный рассказ лишний раз подтвердил моё мнение, что все романы, вышедшие из-под пера Никитина после 2006 года надо было бы ужать до формата тридцати-сорока страничных рассказов. «Последняя крепость», «Трансчеловек», «Проходящий сквозь стены», «Я – сингуляр», «Сингомэйкеры», «2024-й» только выиграли бы от этого избавившись от шелухи пошлости, дурацких шуток, повторений одних и тех же мыслей. И вместо полудюжины отвратительных по своим литературным качествам романов мы бы имели неплохой сборник рассказов, от которого хотя бы не хотелось плеваться, взяв его в руки.
Итог: всё-таки удаются автору небольшие рассказы. Вроде бы и персонажи совершенно картонные, и решение проблемы совершенно надуманная (не учесть роль симбионтов и паразитов при решении подобной задач невозможно), а вот гляди ж ты, отторжения рассказ не вызывает. Скуку – вполне возможно, отторжения – нет.