Денис Моргунов «Тор»
Из-за конфликта с местным депутатом жизнь на Большой земле стала небезопасной для Андрея Томашевского. Скрываясь от «братков», посланных разобраться с ним, Андрей обращается к коллеге — к бывалому в прошлом сталкеру Петровичу. Заручившись поддержкой товарища, он проникает в Зону.
Андрею предстоит пройти долгий и опасный путь, преодолеть множество испытаний, не раз взглянуть смерти в лицо, вновь встретиться со своими преследователями и в конце концов поставить точку в этой охоте.
Вскоре и сам Петрович, бросив все, вынужден пересечь Периметр. Однако он еще не знает, какой безумный аттракцион для него приготовила Зона.
Входит в:
— цикл «S.T.A.L.K.E.R.» > цикл «Сага о Торе»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bobchik.ghost, 8 декабря 2024 г.
Вот и я прочитал роман «Тор». В первую очередь наверное хотелось бы отметить, что роман на мой взгляд можно смело отнести к приключенческому жанру для подростков, и ввиду своего возраста я уже не попадаю в целевую аудиторию. То есть прочитать, я прочитал, но эмоции достаточно сдержанные. Я знаю, что это вторая книга у автора, причём это приквел первой книги, читал также продолжение в соавторстве (Во имя веры) — и если их сравнивать, то в продолжении чувствуется рост писателя, что уровень текста выше.
Тем не менее, что мне понравилось в произведении — слог хороший, читается легко, в целом картинка в голове рисуется, фантазия дорисовывает. Понравились некоторые авторские моменты, в частности легенда Зоны Аниматор (пусть он и появляется как чёртик из табакерки, и не совсем понятны принципы его появления), или манипуляции с артефактами – создание из них чего-то нужного. Как уже сказал, сами приключения героев не скучные, но и не впечатляющие, чтобы прямо оторваться нельзя было. Это что касается положительных моментов. Увы, есть и отрицательные. Надеюсь, автор воспримет, так сказать «критику» в положительном ключе.
И первый на мой взгляд отрицательный момент романа – это ломание автором «четвёртой стены». Так уж вышло, что перед тем как прочитать роман, я сначала прочитал авторские благодарности и посвящение. Список людей приличный. Начал читать — смотрю, встречаются всё те же лица. Это очень ударило по погружению. Натуральность истории пропала, и появилось устойчивое впечатление, что я читаю фанфик, где знакомые автора играют в театральной постановке в декорациях Зоны. Понимаю, кому-то льстит, возможно тешится чьё-то самолюбие, но для меня атмосфера утрачена, сломана. Это, не в обиду автору, не настоящая история, которая могла произойти в реальности с учётом фант-допущения, это фантазия. И второй момент — это посвящение в 15 главе. По мне, автор как бы выдёргивает из мира Зоны, и в конце главы говорит — этот текст я придумал, чтобы почтить память первой жертвы аварии (причём эту информацию узнаёшь из вики, так как в произведении Валерий Ильич не фигурирует). Почтить память, это правильно, но способ, на мой взгляд, получился не очень удачным. Атмосфера сломана, остался лишь неординарный способ выразить признание реальному человеку.
Ещё один для меня не очень положительный момент — это невнятность ситуации, положения главного героя. Да, обстоятельства сложились так, что он попал в Зону, но мне не хватило понимания его мотивации – Тор философствует на различные темы, но ни разу не думает о своих долгосрочных перспективах (вроде внимательно читал) — у него нет никаких мыслей, как жить дальше. Мне бы хватило, если бы он подумал – вот пособираю артефактов, накоплю денег на переезд, на квартиру, максимум годик и на выход. Нет — его всё устраивает, он живёт сегодняшним днём. Это его роднит с киношными искателями приключений, и вне данного сюжета он перестаёт существовать.
Также по сюжету герой электрик, и я ждал, что поделится в мыслях чем-то специфическим, родным для своей профессии — например откуда электричество в Зоне, в баре, в деревне, что они там сделали в баре — то ли они воруют откуда-то электричество, незаконная врезка, или они там создали из артефактов генератор, или опять же дизельный генератор… упоминаются только некие стабилизаторы...
Мистический момент оставил вопрос — почему Зона «выбрала» его. Я себе объяснил так, что он по какой-то причине стал мутантом — такая вот может быть не особо лестная характеристика. Но он даже не переживает по этому поводу. Я бы, к примеру, переживал…
Также, как упоминал выше, из некоторых сюжетных моментов уже вырос, и вместо напряжения или интереса они вызывают улыбку. Два особо ярких примера — это красивые девушки в Зоне, и схватка на ножах с негодяем. В первом случае я сразу вспомнил сцену из фильма «Последний киногерой», где мальчик из реального мира объясняет Джеку Слейтеру, что его мир – это кино, где нет некрасивых девушек, и всё подчинено штампам. Во втором — это сцена из Индианы Джонса, когда бедуин вызвал его на бой на мечах, а тот не стал париться и просто застрелил его из пистолета. Возможно, это вкусовщина, но мне в такие моменты слабо верится.
Ещё один момент — это сюжетная ветка с Петровичем. Я предполагаю, что это предыстория раскрывается в последующих по сюжету книгах (Рагнарёк, Во имя веры) – но эта ветка полностью самостоятельная и с основным сюжетом не пересекается по сути, да и кончается ничем, кроме как определения статуса данных персонажей. Мне было бы интересно узнать, что за прибор они нашли, который на такое способен, почему он был у бандитов, могут ли быть другие такие приборы – вряд ли он в единственном экземпляре, но ответа так и не получил. Немного ещё зацепила фраза «седьмой десяток разменял», и я всю книгу представлял Петровича семидесятилетним стариком, и когда старик из деревни называл его «сынком», это вызвало у меня небольшой диссонанс — но тут сам виноват, конечно.
Т.е. подводя итог, могу оценить роман на 7/10. Хочется пожелать автору дальнейшего творческого роста и успехов, быть может чуть больше серьёзности, реалистичности в текстах. На очереди следующая книга «Чёрный ветер», и это снова приквел, но у автора она третья по счёту).
Lawyer97, 16 июня 2023 г.
Трудно написать книгу, особенно хорошую, чтобы цепляла, могла развлечь и оставить после себя приятные впечатления. Наивно ожидать от нынешней сталкерской серии произведений уровня классиков литературы.. Да что уж там- уровня писателей- первопроходцев книжного сталкера- Алексея Калугина, Василия Орехова, Вячеслава Шалыгина и т.д.
Чего ждешь от нынешнего сталкера? Как минимум проработанной атмосферы,экшена, прописанного лора Зоны, каких-то авторских изюминок, ну и героев, которые не ощущались бы бездушными картонками. И все. Много ли для счастья надо? Совсем немного.
Справился ли с этим Денис Моргунов и его новый роман- “Тор”?
Помнится, в свое время“Рагнарек” оставил не самые приятные впечатления- логика и сюжет хромали на обе ноги, книга вышла “сырой”, чувствовалась рука новичка.Но тем интереснее было подходить к чтению “Тора”- автор обещал прислушаться к замечаниям, учесть критику при написании следующей книги. И мне интересно было взглянуть- так ли это на самом деле, вырос ли Денис как писатель? Давайте попробуем разобраться в этом.
Сам “Тор” представляет из себя приквел “Рагнарека”, рассказывая историю главного героя, кем он был и как попал в Зону.
Андрей Томашевский тихо и мирно живет и работает в городе Славутиче на одном из местных предприятий. Но в один прекрасный день руководство сего предприятия заявляет- нас закрывают, расформировывают. Мы выплачиваем вам расчет по зарплате и до свидания. Андрей начинает поиски работы и на одном из собеседований он сталкивается с весьма хамоватым и наглым начальником- тот начинает придираться к внешности главного героя, обзывает его. Андрей, не выдержав, вспылил и нахамил в ответ. И это было не самым лучшим решением- начальник оказывается депутатом, связанный с бандитами. Томашевского объявляют в розыск, показывают по телику соответствующий репортаж.
Андрей, не зная, что дальше делать, отправляется к своему старому другу, Петровичу (в прошлом сталкер по кличке Крепыш). Тот за разговором предлагает товарищу свалить от проблем в Зону, объясняет, что делать и как себя вести по прибытии, проводит короткую лекцию. Андрей, недолго думая, соглашается и отправляется в Зону.
Вот, в принципе, и вся завязка. Начались проблемы- свалил в Зону. Поначалу все выглядит вполне гладко, не придерешься. По сути, если не вникать в суть конфликта,то все выглядит не так уж и плохо. Но если копнуть чуть глубже, то начинают появляться вопросы.
Сам конфликт Андрея и депутата выглядит не натурально. И мотивация свалить в Зону тоже. Ну какие бы могли грозить ему проблемы? Максимум бандиты отмудохали, так, намяли бы бока. Мне кажется, данный конфликт был придуман автором на коленке, лишь бы найти причину главному герою свалить в Зону.
Почему? Свалить в Зону с оружием, наскребая на свой хребет несколько уголовных статей- крайне сомнительная идея. Причина подобного поступка должны быть более весомой, чем показанная автором.
Например.
В темном переулке подкараулили бандосы, решили ограбить гг, тот избил их и ненароком убил кого-то из нападавших- избежать наказания- чем не мотивация для побегу в Зону?
Или другой вариант: отправился в Зону, чтобы найти артефакт (или заработать энную сумму денег), который может спасти единственного близкого человека, но что-то не срослось, не успел, и он умер. И герою нет смысла находиться на Большой земле, когда у него не осталось никого из родных и единственный вариант- остаться в Зоне.
Это лишь возможные варианты завязки сюжета, вполне можно найти и обыграть другие.
Но Денис Моргунов пошел пойти по пути наименьшего сопротивления- кратко показал завязку конфликта, и также кратко показал его развязку. Мне жуть как не хватало подробностей, деталей, убедительности, чтобы поверить в происходящее, но, увы, автор обделил меня этим. И в итоге получилось.. Как получилось.
Это первая моя претензия к тексту.
Вторая и последняя. Какая мотивация у Андрея Томашевского находиться в Зоне? Для чего ему рисковать своей шкурой, питаться скудной едой, спать на матрасах и т.д.? В сюжете “Тора” нет цельного зерна, нет двигающей силы, которая заставляла бы героя испытывать такие лишения. Герой тупо таскается по Зоне, то на одну вылазку, то на другую, не имея какой-то конкретной цели. И от этого страдает вся книга- нет интриги, нет особого интереса следить за происходящим.
Подобная проблема частично перекочевала из “Рагнарека”, но там автор смог кое-как развернуть сюжет в середине, обрисовать, как говорится, цели и задачи и повествование бодро начало двигаться. Увы, в “Торе” подобного не случилось. Да, это приквел основной истории, но ведь и его можно подать и реализовать по-разному. Все зависит от желания и умения.
Небольшая ремарка. Если цель сюжета была показать внутренний конфликт Андрея, его адаптацию к новым условиям жизни, то и с этим есть проблемы: показано это достаточно скупо.
В общем, по сюжету резюмируем: Нет цельной картины происходящего, не хватает подробностей и деталей, в некоторых моментах ощущается сухость и сжатость. Чуть-чуть “дожать”и было бы вполне неплохо. Но, как говорится, что имеем, то имеем.
Плавно переходим к остальному.
Персонажи.
Практически все герои романа показаны весьма схематично, небольшими штришками, так, чтобы просто обозначить их и не более. Пара слов об этом, чуть побольше о другом и так обо всех. Причем, это касается как главных,так и второстепенных. В принципе, учитывая общий объем текста, я считаю, подобный метод неплохим. Не углубляясь в мотивы героев и в их внутренний мир, автору вполне грамотно удалось отвести роль каждому персонажу, будь то Банан, Аниматор, Тихий и Маклауд.Последний, кстати,является небольшим исключением из общего количества персонажей “Тора”. Он больше всех мне понравился- типичный анархист-весельчак, наблюдать за которым было вполне интересно.
Что дальше.. Ах, да.. Теперь о том, что у автора получилось больше всего. Атмосфера. Как и в “Рагнареке” в “Торе” эти элементы получилось прописать вполне хорошо. Зона показана такой, какой и должна быть: опасной, непредсказуемой, заставляющей продумывать каждый свой шаг и ни в коем случае не расслабляться, когда ты вылазке. Причем автор подкрепляет это примерами: Сначала главный герой чуть расслабился и огреб от аномалии, спустя некоторое время проявил неосторожность и чуть не угодил в лапы монстров.
Далее. Лор прописан весьма скупо, но в рамках небольшого объема самой книги (288 страниц) вполне пойдет. Есть любопытные моменты, тот же Аниматор- весьма интересный персонаж получился, особенный, в рамках мира Зоны. Хорошая авторская находка.
Итоги.
Еще в самом начале отзыва я писал, чем был вызван мой интерес к роману “Тор”. Это желанием посмотреть- вырос ли Денис Моргунов как автор, учел ли он критику “Рагнарека”, прислушался ли к замечаниям?
Пришла пора ответить на эти вопросы.
А ответом может послужить фраза: “не все так однозначно”. В каких-то моментах автор действительно прибавил: логика на своем месте, хорошо проработан антураж и атмосфера Зоны, а также неплохой слог и интересные персонажи. В каких-то не додал подробностей, например, слитый конфликт главного героя с бандитами, а где-то немножко съехал вниз: это касается построения сюжета и его цельности.
Но если выключить режим “занудства” и включить режим рядового читателя серии, то, что мы получаем в итоге: неплохую сталкерскую историю с проработанной атмосферой и интересными идеями, с которой вполне приятно будет провести пару-тройку вечерков.
Разумеется, Денису Моргунову есть куда расти, есть над чем работать. И есть чем удивить и завлечь читателя. Пожалуй, дам ему еще один шанс. Как говорится, Бог любит троицу, авось третья книга выстрелит из всех орудий.
chitatel, 17 января 2023 г.
Великолепная история по вселенной так горячо любимой вселенной STALKER. Аномалии, мутанты, бандиты и группировки. Недруги с большой земли. Погони и путешествия в... Не буду спойлерить!
Роман «ТОР» произвёл на меня самое невероятное впечатление! А исторический подтекст, заставил ещё более глубоко окунуться в атмосферу и проникнуться историей.
Рассказ в конце книги заставил от души посмеяться!
Рекомендую... Нет! Я настаиваю, чтоб каждый фанат серии прочёл эту книгу и испытал то, что испытывал я.
Автору удачи и вдохновения. Жду новых работ!