Доминик Грин «Бабочка-бомба»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В поисках захваченной внучки старик добровольно отдает себя в рабство и на корабле работорговцев отправляется в путь. Вот только, кого от кого надо спасать: странную девушку, всю жизнь прожившую в изоляции от «цивилизованного» страшного мира, или мир от нее — большой вопрос. И старик сделает все, чтобы никому не пришлось на него отвечать.
Входит в:
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Опрос читателей журнала "Interzone" / Interzone Readers Poll, 2010 // Рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 17 апреля 2024 г.
Есть многое на свете, друг Горацио... Хотя, возможно, ты вовсе мне и не друг. Возможно, ты еще и не Горацио. Или даже вообще не человек.
Примерно таков сюжет данного НФ-рассказа, который, вероятно, как раз можно назвать именно ТВЕРДОЙ научной фантастикой. Как себе ее представляю я, небольшой специалист в данном вопросе. Или же такой она должна быть. Глубоко залезать в технологии и всякие ништяки разных высокотехнологичных цивилизаций, но при этом быть настолько доброй к читателю, чтобы он мог все это понять без специального технического образования. Язык в рассказе Грина несколько жесткий, без витеиватостей и заигрываний с буквой, нужно читать сосредоточено, но в данном случае это даже плюс, т.к. помогает осознать некоторые вещи просто на уровне интуиции. Стоит так же отметить хоть и не новую, но интересно трактуемую идею об абсолютном оружии уничтожения, которое, даже будучи безапеляционно настроенным на уничтожение всего живого, способно вести диалог с человеком и даже признавать свое поражение (правда, со злостью и неохотой). Пусть всего лишь как иммитация человека, но тем не менее. И приятно, что у такого оружия тоже есть своя ахиллесова пята. С другой стороны, это говорит о его не полностью идеальном совершенстве (и некотором читерстве автора), однако в противном случае вообще не было бы о чем писать, кроме как о полном уничтожении человечества.
Хорошая история, есть о чем поразмышлять, но без ложки дегтя не обошлось. Любят авторы в подобных околофилософских рассказах мутить воду с концом, делая его более расплывчатым, чем хотелось бы. И тут, увы, Грин наступает на те же грабли. Точнее, конечно же, сознательно идет на подобный шаг, и в этом его поддержать трудно. Во всем остальном — можно.
melnick, 20 июля 2022 г.
По-моему, весьма оригинальный рассказ. И очень символичный. Я имею в виду не то, что он в целом символизирует что-то одно, а что этих самых символов в нем — просто пруд пруди! Описания персонажей вроде бы лаконичны, но этого, удивительным образом, оказывается достаточно. Ну и отдельно мне нравится, когда кажется, что всё, главный герой в дыре, а он — рраз! и всех переиграл!
Manowar76, 17 февраля 2020 г.
Странная, но любопытная вселенная. Древняя галактическая раса Хозяев, утратившая контроль над собственными ИИ, рабовладение, одинокий отшельник, живущий на отдалённой планете с непростой внучкой.
Во-первых, умилила и порадовали идея, которую Пелевин намного глубже и остроумней раскрывал в «Зенитных кодексах Аль-Эфесби»: о диспутирующих частях искусственного интеллекта, что никогда не приводит к добру. У Пелевина Савелий Скотенков вгонял ИИ в ступор, в «Бабочке-бомбе» Старый Кришна, с помощью пары несложных силлогизмов, выводит корабельный ИИ из логического тупика.
Во-вторых, не новая, но очень интересная идея об очередном «абсолютном оружии» — смертоносном метаморфе, который уничтожает всю разумную жизнь на любой планете, куда доберётся.
К сожалению, в кульминационный момент, то ли переводчик, то ли автор начинает так частить, что в итоге непонятно, что же произошло, и что конкретно хотел сказать нам автор.
Это уже второй или третий рассказ в антологии «Сумерки богов», где из текста абсолютно непонятен финал. Как будто несколько абзацев из текста исчезли.