Николай Бердяев «Утонченная Фиваида (религиозная драма Дюрталь-Гюисманса)»
Статья о творчестве Гюисманса, с разбором главных его романов. Показан путь Гюисманса от романов, где герой бежит от окружающей действительности в декаданс до произведений, где герой приходит к католическому христианству
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sofer, 13 марта 2011 г.
Как было показано в рецензии на сам роман «Без дна», это достаточно унылый образец декадентской публицистики, методом приклеивания наложенный на никому не нужный, вымученный и незавершенный сюжет. Спрашивается — откуда же у этого романа этот имидж скандальности и утонченности? А вот, оказывается, откуда — это наш глубокомысленный философ Н. А. Бердяев постарался, бескорыстно взяв на себя функцию пиара всякого глубокомысленного же бреда.
Итак, оказывается, Гюисманс — это утонченная фиваида.
Почему фиваида? Потому что Фивы — это и эллинистический город эстетической греческой изысканности, и египетский город, возле которого подвизались первые христианские аскеты-отшельники. В общем, Гюисманс весь такой же противоречивый, как и его персонажи. И с этим нельзя не согласиться, что, впрочем, не делает автору чести — цельность и последовательность гораздо ценнее и в жизни человека, и в творчестве писателя. А так выходит какая-то сплошная нескладуха.
Почему утонченная? О, не поверите! Потому что это протест против современного (Гюисмансу и Бердяеву) мира, в общем, ретроградство и мракобесие.
Иными словами, перевести словосочетание «Утонченная Фиваида» можно примерно так: «Ретроградная нескладность» или, еще точнее «Консервативная бездарность», «Мракобесие и халатность». В общем, если я правильно понял Бердяева — Гюисманс это брюзжащий неумеха. Хотя, скорее всего, Бердяев хотел сказать что-то иное — плохой из него пиарщик, как и философ.
Ну а литературный критик из Бердяева совсем никакой: вместо анализа текстов Гюисманса Бердяев в очередной раз излагает свои нехитрые идеи — о психологии пола, о Третьем Завете, о соотношениии Католичества и Православия, духа и плоти и т.д. В общем, Бердяев поступает с Гюисмансом также, как и последний со своими персонажами. Подобное стремится к подобному.