Эдуард Веркин «Крылья»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Меркурий | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «Поток Юнга»
— антологию «Новое Будущее», 2022 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 9 апреля 2025 г.
Сама идея потока Юнга невероятно плодотворна. Она помогает выразить, как мне кажется, главную идею цикла (роман пока не читал) — преодолеть тупик первого НТР «больших 1960-х», хотя бы на уровне идеи. Которые-таки могут овладеть массами!
Разделение на «физиков» и «лириков» в прошлом было ошибкой, одним из проявлений кризиса НТР. «Соляристика зашла в тупик», в том числе, из-за этого раскола.
Через некоторое время ,на рубеже веков к власти, над умами в том числе, пришли технократы. Гуманитарное знание низвели до ничтожества идеологической обслуги зарождающегося «цифрового концлагеря». И результат-то каков? Оказалось, что лощеные и высокомерные технократы к вызовам наступающего будущего нисколько не готовы. Их чисто технические решения — «зеленая энергетика», блэк-ауты, санкции, вакцинации и прочее только усугубляют дело, подпихивают человечество к пропасти.
А Эдуард Веркин видит светлое будущее в синтезе — гуманности, эстетики и научного познания. В том числе через красоту, проявления величия человеческого духа.
Замах смелый, но в современной фантастике этой дерзновенности часто как раз и не хватает!
И великолепная форма его произведений. Это даже не стиль, а какая-то скульптура в прозе. Она помогает глубже раскрыть его идею всеобщей связанности во Вселенной.
genametr, 12 апреля 2025 г.
Как увидишь синхрониста... долбани его канистрой. Опять синхронная физика опять излюбленный Веркина конек. Похоже автор с него уже до гробовой доски не слезет. И ведь верно какая благодатная штука можно «обосновать» любой бред и нести пургу совершенно не нуждаясь ни в каких костылях. Раньше автор еще как-то сдерживался хоть со времен Страны мечты околесица была его любимым делом. И ведь ничего плохого в этом нет пока автор ухитряется держать себя в руках. Но увы. «Иначе и быть не может, на «Дельфте-2» нужен хороший психолог... нет, здесь нужен лучший» (с)
lammik, 4 апреля 2025 г.
В рамках подготовки к чтению «Сороки на виселице» продолжаю читать сопутствующие рассказы. «Крылья» оставили смешанное впечатление. С художественной точки зрения всё отлично — великолепна передана атмосфера научного вызова, прометеи-учёные готовы вырвать тайны у богов, пусть даже и ценой собственной жизни. Вопрос только один — не рановато ли? Готово ли Человечество приручить этот огонь или он сожжёт дерзнувших? «Девять дней одного года» вспомнились и вообще вся атмосфера шестидесятых, когда казалось, что вот ещё один шаг и впереди всемогущество. Всё, что касается самого актуатора, синхроничности и апофении — квазинаучное нагромождение красивых слов, взгляд лирика на физику, любовь к необъяснимому.
majj-s, 2 марта 2025 г.
«Крылья» Эдуард Веркин. Космическая станция, построенная вокруг прорывного революционного объекта синхронной физики Актуатора — конструкта, находящегося одновременно в нескольких измерениях, действие которого напрямую связано с потоком Юнга (ну. вы помните, океан коллективного бессознательного, из которого можно черпать информацию). Суть однако не в информационных полях и не в приятной, но малопочтенной в глазах обывателя способности прозревать будущее, глубинный смысл синхронной физики в возможности полета, такой же естественной как хождение, бег, плавание — в выходе за грань реального. К обретению которой человечество оказалось неготово. Эксперимент сворачивается.
Manowar76, 23 марта 2023 г.
Апофения, апофения, моя изнурённая апофения
В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть русскоязычного автора.
Единственный НФ-рассказ среди всей пятерки российских номинантов.
«Крылья» входят в небольшой цикл Веркина «Поток Юнга», где кроме данной вещи есть ещё пара рассказов и одна повесть.
Человечество открыло много способов путешествия через пространство:
«Гиперсвет даст нам сотню-другую звездных систем, подпространство добавит несколько тысяч, а синхронистика обещает сразу Вселенную.»
Проблемам синхронной физики и посвящён рассказ. Для путешествия необходим актуатор — невозможная в нашем пространстве фигура. У человечества уже был опыт постройки актуатора, что чуть не уничтожило Солнечную систему. И вот попытка номер два.
Любопытная мне тема совпадений, синхронности, апофении, скрытых паттернов. Утверждение об антропоцентричности и урбанистичности данного феномена. Как будто этого мало — добавление в уравнение красоты, «стремления к полёту».
И вишенкой на торте мысль о неудаче, как о необходимом этапе развития научной мысли.
Рассказ, заставляющий вспомнить лучшие вещи из поджанра НФ «Великий Прорыв».
Возьмёт премию? Если учесть, что это единственный чисто фантастический рассказ среди всех отечественных номинантов — вполне возможно.
9(ОТЛИЧНО)
Lilian, 25 марта 2023 г.
Размышление о научном познании, о стремлении к изучению скрытых до поры законов вселенной. Неочевидные взаимосвязи, влияние сложных структур на пространство, неожиданное, но лестное по отношению к человеку предположение об антропоцентричности и верховенстве красоты на вселенском уровне.
Я бы не назвала это научной фантастикой, здесь куда больше философии.
История с началом и без конца. Финал отсутствует как класс, оставляя читателя наедине с размышлениями и верой в то, что «всё взаимосвязанно». Неожиданный итог, вызывающий неожиданные ассоциации.
URRRiy, 30 марта 2023 г.
Согласен, что текст — философское измышление на бесконечную тему приоритета идеи, формирующей материю. Рассказ сделан с четким закосом «под Стругацких», этакая струганина второй свежести в аранжировке будущего: своеобразный «полдень», некие «синхронные физики», которые скорее лирики или шизики.
На мой взгляд, далеко не лучший образец литературного произведения как автора, так и фантастического жанра.