Александр Бушков «Пляски с волками»
- Жанры/поджанры: Мистика | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Необъяснимые паранормальные явления, загадочные происшествия, свидетелями которых были наши бойцы в годы Великой Отечественной войны, — в пересказе несравненного новеллиста Александра Бушкова!
Автор книги, когда еще был ребенком, часто слушал рассказы отца, Александра Бушкова-старшего, участника Великой Отечественной войны, и фантазия уносила мальчика в странные, неизведанные миры, наполненные чудесами, колдунами и всякой чертовщиной, и многое из того, что он услышал, что его восхитило и удивило до крайности, легко потом в основу его книг из серии «Непознанное».
Входит в:
— условный цикл «Военная жуть»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 11 февраля 2023 г.
- И часто вы так?
- Что значит «так»?
- Ну, часто вы так... мм... пляшете?
- Пляшу? Будь любезен, объясни, что ты хочешь этим сказать?
- Но... Но ведь мы сами видели!
- Что? Видели, как я пляшу?
- Видели...
- Да как ты смеешь? Да будет тебе известно, что я не пляшу, а танцую! Я закончила балетную школу. На острове Тарабар. С отличием! Класс мадам Корри. Надо же выдумать – «пляшу»! (с) «Мэри Поппинс, до свидания!»
... Название у книги откровенно неудачное. Подозреваю, что первоначально планировалось назвать роман «Танцы с волками», но потом то ли сам автор, то ли издательство решили, что ассоциация с фильмом 1990-го года книге повредит. Поэтому «танцы» заменились на вульгарные «пляски». Разумеется, никаких плясок как с волками, так и без них в романе нет. С гораздо большим основанием можно было назвать книгу «Оборотни и золото», «Архив школы абвера» или «Дело было в ...».
Что сказать о самом произведении? Во-первых, это роман, так что информация на обложке книги «авторский сборник» вводит читателя в заблуждение. Во-вторых, это очень типичное произведение для Бушкова. Если вы ранее читали что-нибудь из цикла «Военная жуть», то ничего нового для себя здесь не найдёте. Тот же самый стиль повествования, те же самые герои (в погонах и упёртые материалисты), которые сталкиваются с чем-то, что выходит за рамки обыденного.
Если уж говорить об отличиях романа от остальных произведений «Военной жути», то это его жанр. Перед нами детектив в реалиях Великой Отечественной Войны. События крутятся вокруг архива школы абвера, в которой немцы обучали несовершеннолетних диверсантов из числа жителей СССР (такой вот привет фильму «Сволочи»). Действие у романа неторопливое и сопровождается продолжительными разговорами и размышлениями главного героя. Экшена наберётся буквально на пару глав, да и описан он довольно слабо. Сцена встречи героя с оборотнями в лесу и поздно вечером у меня никаких эмоций не вызвала. А жаль, ведь некоторые из рассказов что «Сибирской жути», что «Военной жути» могли этим похвастать. Да и детективная линия распутывается как-то сама без особого участия героя. Сам читатель заранее тоже не может угадать, где находится пресловутый архив, ибо автор подсказок ему не даёт.
Ляпы. На удивление не слишком много. Про странности со СМЕРШем написали в предыдущем отзыве. Я лишь добавлю ещё парочку. Очень рассмешила фраза «В нескольких километрах севернее Красноярска лежал город Енисейск…». Расстояние от Енисейска до Красноярка по прямой – 274 километра. Это немного больше, чем «несколько километров»! Уж не знаю чья здесь вина: автора или издательства в том, что слово «сотнях» выпало из текста, но получилось забавно. А ещё очень «порадовало» как советский (и русский по национальности) СМЕРШовец в разговоре со своим непосредственным начальником поминает Аллаха. В 1944 году. Д – достоверность.
Итог: не шедевр, но и не ужас-ужас. У Бушкова есть много романов как сильнее, так и слабее этого. Для позднего периода творчества автора такой результат, наверное, неплох, но в целом вы ничего не потеряете, если не станете читать эту книгу.
AlexanderN79, 31 января 2023 г.
Довольно странная книга. А собственно из-за чего? Да хотя бы начать с аннотации, которая представлена на обложке. Упоминаются Западная Украина и какой то замок… На самом деле место действия — Западная Белоруссия и никакого замка нет и в помине, а есть старинная усадьба в книге называемая палацом. Следующая странность – с чего вдруг книгу определили в сборники? По факту это большая повесть или небольшой роман с единым сюжетом и главными и второстепенными героями. А здесь (т.е на Фантлабе) еще главы зачем то определили в отдельные рассказы с возможностью оценки и классификации…
Что можно сказать о сюжете? Это довольно простенький детективчик в военном антураже, есть конечно небольшая интрига, но сравнивать данное произведение с ранними вещами Сан Саныча смысла нет. Плюс в наличии имеется мистическая составляющая. Наиболее интересные моменты это флешбэки – эдакие «рассказы в рассказе» со стороны Бареи и Липинського. Из плюсов еще можно отметить неожиданный ход автора, в последнее время ему не свойственный, главный герой не спит со всеми женскими персонажами (а, о Ужас!!!, здесь он вообще не спит ни с кем, упоминаются лишь давние пассии да и то без подробностей). Мелькает в данном опусе юная красотка лет 16-17 лет (кто читал много Бушкова поймет иронию))), но спит она не с ГГ, а другим мужиком и быстро уходит со сцены. Ну а концовка фирменная, бушковская – задача вроде бы и выполнена, но есть нюансы и герой чувствует усталость и бла-бла-бла…
И вот самое время для минусов. Кроме простенького сюжета, можно добавить наличие ляпов в так сказать «матчасти». Время, описываемое в книге, это сентябрь 1944 года, и автор уже в курсе, что нет особистов и политруков, а есть смершевцы и замполиты, и даже знает о НКГБ и войсках охраны тыла НКВД, но вот беда, СМЕРШ у него оказывается монстром похлеще НКВД. В обычной дивизии присутствует даже не отдел, а целое управление СМЕРШа, а занимается это управление серьёзными вопросами (ого-ого-го!) и выявляет крота в штабе армии! Ну так, для информации, выявление агентов такого уровня это были единичные случаи во время ВОВ и явно этим не занимался дивизионный отдел СМЕРШа, где оперов то можно было сосчитать на пальцах одной руки, а было это парафией армейских отделов или фронтовых управлений СМЕРШа. Можно вспомнить отдельный разведбат в составе полка, и оберста, который почему то майор, а не полковник… и т.п…
Обидно за эти ляпы. Что бы их избежать не надо лопатить тонны спецлитературы, а почитать профильные сайты и форумы, где все давным-давно разложено по полочкам со ссылками на серьёзные источники. Раньше Сан Саныч не в пример лучше прорабатывал исторический фон, взять хотя бы первые две книги о Бестужеве…
Короче 7 с большой натяжкой.
Podebrad, 12 июля 2023 г.
Итак, Александр Александрович попытался написать полноценный мистический детектив. Детектив и мистика – вещи, которые плохо стыкуются. Детектив должен иметь хотя бы элементы реализма. И они тут есть. В то, что касается жизни небольшого белорусского городка в ближнем тылу, веришь. Настолько, что даже забываешь иногда, что война-то ещё не кончилась. Им всем ещё предстоит сражаться. И в оборотней роман заставляет немного поверить, в отличие от многих коротких рассказов Бушкова. Видимо, именно потому, что оборотни как-то сбоку. Вообще, роман выделяется в лучшую сторону на фоне многих поздних вещей автора. Крови в меру, и льют её, в основном, за кадром. Женщины с ходу в койку не прыгают, хотя здесь-то это могло случиться. Кажется, с возрастом стал Александр Александрович мягче и добродушнее.
А главные минусы связаны с главными плюсами. Ушла прежняя жёсткость, и с ней ушла былая лихость. Сюжет развивается неторопливо, в первой трети романа вообще ползёт. Дальше ускоряется, но и тут действие тормозится долгими беседами-воспоминаниями. Вообще-то, эти беседы не менее интересны, чем основной сюжет, и в детективе они уместны, но драйв уходит.