Роберт Харрис «Закон забвения»
Бурным выдался в истории Англии семнадцатый век. В 1649 году мятежники Кромвеля прилюдно отрубили Карлу I голову, а в 1660-м на престол взошел сын монарха, Карл II. Чтобы положить конец круговороту расправ, был принят закон, дарующий прощение всем участникам гражданской войны. Всем, кроме тех, кто подписал смертный приговор королю. Этих людей преследуют, ловят и подвергают жестокой казни. Двое из них, преданные сторонники Кромвеля, полковники Эдвард Уолли и Уильям Гофф, спасая жизнь, бегут на самый край света. Но даже там им не скрыться от проницательного Ричарда Нэйлера, чиновника Тайного совета, имеющего личные счеты к цареубийцам.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Вальтера Скотта / Walter Scott Prize, 2023 // Историческое произведение |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 16 октября 2023 г.
Поразительно, что Роберт Харрис — с его опытом, с его талантом — умудрился написать откровенно скучную книгу. При том, что задумка-то отличная — рассказать об охоте на убийц Карла I после реставрации. И фактура жирная, и время и тему автор хорошо исследовал, а истории — нет.
Ни один из трех основных персонажей не цепляет. Что охотник, что дичь — крайне неприятные фанатики, чья мотивация понятна, но более симпатичными от этого они не становятся. Иногда на периферии романа вдруг мелькают колоритные личности или положительные персонажи, но тут же пропадают в лондонском тумане.
Цайтгаст довольно слабо выраженный, хотя мог бы стать основным плюсом книги. Автор старается, но скорее рассказывает, нежели показывает — увы, Харрис не выдерживает сравнения ни с Мантел, ни с Симмонсом. Я не почувствовал ни людей, ни времени. Воспоминания о войне парламента с королем идут в проброс, хотя яркие флэшбеки могли спасти хотя бы вторую половину книги.
Действия по сути нет. Атмосферы нет. Населена англичанами. Унылое как американские пустоши повествование время от времени сменяется неясной возней в духе «в пять минут все было закончено». Одни скучные персонажи влекутся в непрекрасное далеко, другие не менее скучные персонажи влекутся вслед за ними, читатель одолевается зевотой. Сюжетные линии, которые могли бы украсить роман, если б Харрис дал себе труд (захват Нового Амстердама, засада на группу цареубийц), безжалостно затушевываются.
Кажется, автор намеренно писал так — мол, попробуйте радикальный протестантизм на вкус. Подобное меню мне не нравится, такая гадость эта ваша заливная рыба a-la Кромвель.