Рэй Нэйлер «Гора в море»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое | Экологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Подводный мир | В открытом океане | Остров вдалеке от континентов и цивилизации ) | Азия (Юго-Восточная Азия | Ближний Восток ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Недалекое будущее. Обнаружен новый вид головоногих моллюсков с уникальной системой коммуникации. Морской биолог доктор Ха Нгуен стремится изучить интеллект осьминогов, а корпорация «Дианима» изолирует их место обитания. Новая разумная жизнь означает и новые возможности, но не обязательно – возможности для людей.
Для тех, кому нравятся произведения Уильяма Гибсона, Питера Уоттса, Станислава Лема, Яцека Дукая, Урсулы Ле Гуин и Паоло Бачигалупи.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2023 // Дебютный роман | |
лауреат |
Subjective Chaos Kind of Awards, 2023 // Научная фантастика |
Номинации на премии:
номинант |
Книжная премия "Лос-Анджелес Таймс" / Los Angeles Times Book Prize, 2022 // Премия Рэя Брэдбери | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2022 // Роман | |
номинант |
Китчис / The Kitschies, 2022 // Золотое щупальце (дебютный роман) | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2023 // Научная фантастика | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2024 // Роман | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2024 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора |
FantLab рекомендует:
— Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море»
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Т. Черезова (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 27 декабря 2024 г.
Несмотря на то, что уважаемые лаборанты уже оставили на роман Рэя Нэйлера «Гора в море» несколько прекрасных отзывов, а в книжном клубе ФантЛаба состоялось достаточно бурное обсуждение данного произведения, пришло время и мне отметиться с отзывом, дабы, так сказать, не нарушать отчётности.
Отмечу сразу, что книга заинтересовала меня ещё в момент публикации анонса, так как я всегда неровно дышал к осьминогам и прочим головоногим. Меня буквально завораживает мысль о том, что по-настоящему с этими созданиями человечество познакомилось менее сотни лет назад, со времени изобретения полноценных аквалангов, а до этого момента повседневная жизнь этих созданий была полна различных предрассудков. Именно поэтому пропустить книгу про попытку установить контакт с разумными осьминогами я попросту не мог и шибко обрадовался, когда её выбрали в книжном клубе для чтения в декабре.
По итогу прочтения могу сказать, что мои ожидания были удовлетворены не в полной мере, но это ни в коей мере не делает роман хуже. Потому что «Гора в море» — не только и не столько про попытку полноценного контакта с представителями иного биологического вида, сколько про понимание и принятие чего-то, что выходит за рамки обыденного.
Основных сюжетных линий в романе три — доктор Ха Нгуен прибывает на архипелаг Кондао, превращённый в охраняемый заповедник могущественной корпорацией «Дианима», чтобы разобраться, что скрывают окрестные воды; молодой японец Эйко, который должен был на эту самую корпорацию работать, оказывается захвачен в рабство и трудится на рыболовецком судне, управляемым ИИ; талантливый хакер Рустем получает задание от таинственных нанимателей на взлом чрезвычайно сложной системы, не до конца понимая, что именно ему поручено взломать. Есть и второстепенные герои, из которых никак нельзя не упомянуть Эврима — единственного в мире андроида, наделённого разумом, намного превосходящим «простые» ИИ, используемые во всех сферах жизни — от создания виртуальных «половинок» (по описанию — нечто вроде продвинутой «Алисы», с которой поболтать можно, только выглядит как голограмма человека) до полноценного управления кораблями или автомобилями.
Мир описан довольно скупыми мазками, но это и не удивительно, так как представляет он собой не более, чем декорации. Государства распались на мелкие части типа Астраханской республики или Свободной торговой зоны Хошимина, какой-то властью, вроде бы, обладает ООН, очень далеко вперёд в плане технологий шагнула независимая Тибетская республика, но основными игроками в мире становятся могущественные корпорации. Одним словом, эдакий традиционно киберпанковский расклад на минималках. Не сомневаюсь в способности Нэйлера расписать политическое устройство и ужасы победившего дикого капитализма более внятно, но такой задачи перед автором, насколько я понимаю, не стояло, потому как роман, повторюсь, о попытках понять друг друга различными формами разума, а не о том, как мир дошёл до жизни такой. Хотя сюжетная линия с рыболовецким судном, на котором проще менять рабов, чем ремонтировать роботизированную технику, разрушающуюся от солёной воды, впечатляет, чего уж там...
Сюжета как такового, чтобы с погонями и перестрелками, в романе, по большому счёту, нет. Ха Нгуен изучает осьминогов. Осьминоги явно понимают, что их изучают, и это их как-то не сильно радует. Хакер Рустем пытается понять, что именно ему подсунули и постепенно осознаёт, что ввязался в очень опасные игры. Эйко потрошит рыбу и пытается придумать, как спастись с судна. Эврим пытается понять, что он из себя, собственно, представляет. И все герои при этом как-то не слишком сильно заботятся о тех, кто их окружает. И вот тут-то и кроется основной (на мой взгляд) посыл «Горы в море» — куда уж нам понять подводных обитателей, которые видят то, что для нас — остров в море, как гору, уходящую куда-то вне пределов их понимания, если мы — человечество — и друг друга-то понять не способны? Недаром практически для всех героев-людей автор отчётливо прописывает момент, в который они ВНЕЗАПНО осознали, что вокруг — такие же люди, как они сами, что они принадлежать к некоей общности, будь то запертые на рыболовецком сейнере бесправные рабы или человечество в целом. И вот тут-то, как мне показалось, Нэйлер вплетает в повествование ещё одну тему, помимо одиночества главных героев, которое всячески подчёркивается. Как отмечали авторы предшествующих отзывов, психологически уравновешенные герои нынче не в чести, поэтому автор щедро насыпал героям душевных терзаний, но помимо ощущаемого собственного одиночества все герои ещё и «другие». То есть поднимается тема не только одиночества, но и собственной инаковости, которая в чём-то и помогает героям стремится к постижению чего-то, непонятного большинству, будь то устройство нейронных интерфейсов в линии хакера или чуждого осьминожьего разума в линии доктора Ха Нгуен.
Написан роман хорошо. В кои то веки ловил себя на мысли, что буквально заставляю себя откладывать книгу, дабы не прочитать её сегодня, здесь и сейчас! Чувствуется, что автору действительно есть, что сказать, и что темы, на которые он пишет, ему действительно близки и интересны. Разумеется, чувствуется и то, что «Гора в море» — дебют. Это проявляется и в местами излишне долгих диалогах, и в не совсем внятно прописанных сюжетных линиях (я, например, так до конца и не въехал, кто именно был нанимателем Рустема, хотя — признаю! — возможно, проблема на моей стороне), и в излишнем драматизме подростковых переживаний доктора Нгуен, и много в чём ещё, но роман почему-то совершенно не хочется критиковать. Потому что это очень уютное, если можно так выразится, чтение, несмотря на некоторые довольно кровавые и жёсткие эпизоды. С удовольствием прочту другие произведения Рэя Нэйлера, если таковые выйдут на русском языке (на что были определённые намёки от самого автора).
В заключение нельзя не упомянуть, что роман «Гора в море» обладает одним весьма положительным и довольно редким по нынешним временам качеством — он заставляет думать и желать узнать больше о прочитанном. В послесловии Нэйлер упоминает некоторые книги, которые послужили для него вдохновением, и по удачному стечению обстоятельств две из этих книг, «Чужой разум « Питера Годфри-Смита и «Душа осьминога» Сай Монтгомери, я приобрёл ещё до того, как начал знакомиться с романом, поэтому читал все три книги параллельно. Незабываемое, скажу я вам, ощущение, когда читаешь художественное переложение того, что постепенно узнаёт современная наука не только об осьминогах, а о животном разуме вообще. Ну а после прочтения, плюнув на временные финансовые затруднения, заказал себе ещё несколько книг на темы, поднимаемые в романе. И как по мне, если по итогу прочтения книги тебе захотелось узнать больше про какую-либо тему, в ней озвученную, книжка однозначно у автора получилась! А значит и 10 баллов — не жалко!
Зеленый клоун, 25 декабря 2024 г.
Плюсы (что понравилось).
Идея. Все философские размышления на тему восприятия мира людьми, другими существами, искусственным интеллектом, всё ради чего и писалась книга, всё это выглядит самым проработанным и детально изложенным элементом книги.
Сюжет и его построение. Параллельное развитие трех сюжетных линий с ожидаемым соединением их в конце выглядит увлекательно и любопытно. Действий много, они динамичны и разнообразны.
Минусы (совсем не понравилось).
Персонажи. Самый большой недостаток– это скучные, шаблонные, болванистые персонажи. Совершенно не получается им сочувствовать или переживать, как будто плохие актеры отыгрывают монотонно свои роли. У автора не получается создать живых, запоминающихся героев в которых можно было бы поверить, а в результате чего и за сюжетом уже, как-то не особо интересно следить.
Мир. Совершенно не внятный и не атмосферный новый мир, если бы действия происходили в нашем мире, вопросов бы не было, уделять ему время было бы не обязательно, но тут мир совершенно другой и хотелось бы знать его получше. Как работают отдельные узлы и перемычки этого мира нужно складывать из кусочков и обрывков знаний отдельных героев, в результате чего складываются отдельные сегменты мира, но в единую картинку сложить их так и не получается. Как работает корабль управляемый искусственным интеллектом в открытом море, не понятно. Просто работает! Почему общество не принимает искусственный интеллект, автор отвечает, но ответ не убеждает и совершенно не вяжется с миром, где посредине дня человека могут похитить, и никто его не будет искать. У меня не получилось поверить в мир созданный автором.
Стиль изложения. Не получается проникнуться и рационально воссоздать происходящее в книге в полном объеме за счет своеобразного стиля изложения. Много коротких, тезисных предложение создают иллюзию краткого пересказа происходящих событий. Как будто ты находишься не внутри истории, а сидишь рядом с человеком, который рассказывает тебе эту историю. (Его звали Томасом. Он из Лондона. Завязалась дружба с Эйко. На 28 день попали в шторм. Провисший канат ударил Томаса в грудь и отправил за борт. Пропал.)
В итоге книга мне не понравилась, перечитывать ее не хочется, (мне она напомнила фильмы, в которых много дорогих спецэффектов, с плохой актерской игрой). Смыслы, идеи, посылы вложенные автором похвальны и интересны, но указанные выше минусы не позволяют их реализовать в полноценное и достойное литературное произведение, которое хотелось бы любить и перечитывать.
k2007, 20 декабря 2024 г.
Палка, палка, огуречик — получился человечек. А теперь добавим ножек — получился осьминожек.
Книжка про людей (и немножко про осьминогов). Про людское одиночество и цинизм, про жажду познания, заставляющую закрывать глаза на все, и про защиту окружающего мира, ради которых можно убить все человечество («они будут плакать над убитой лошадью, а павшего солдата не удостоят и взглядом»), про то, какие мы все разные и какие все-таки одинаковые.
Это роман в первую очередь про познание человеком себя и про реакцию людей на внезапное появление другого разума.
Ну и по структуре — в романе три сюжетные линии, главная — про исследование осьминогов людьми и людей осьминогами. Две другие — про хакера и раба на рыболовном судне — вроде бы не нужны, но они расширяют и обогащают мир книги и показывают, что автор может рассказывать о разных людях, не только о высоко образованных ученых.
Эпиграфы к главам прекрасны. Отмечу так же, что по прочтении романа я купил некоторое количество научно-популярных книг про осьминогов, так что книжка безусловно хорошая, есть желание и дальше читать автора
Ученик Дьявола, 17 декабря 2024 г.
Читать «Гору в море», которую выбрали в книжном клубе «ФантЛаба» на декабрь, я не собирался – всей душой болел за «Звезды» Ци Юэ в их последней попытке, а за книгу Нэйлера даже не голосовал. Но, видимо, идея разумных осьминогов (это было известно из аннотации) запала мне в душу, и, когда через несколько дней случилось проходить мимо одного из магазинов сети «Читай-город», я решил поинтересоваться, есть ли там в наличии «Гора в море». Оказалось, есть. Я решил, что это знак судьбы, купил книгу и приступил к знакомству с осьминожьим разумным житьем-бытьем. И скажу сразу: не разочаровался. Книгу я проглотил буквально за один вечер – читается она легко и увлекательно. Главы очень коротки, действие перескакивает между местами и персонажами, а напряжение событий постоянно нарастает. Мне показалось (а потом такое мнение было высказано и на форуме), что основная причина всего этого – ориентированность на экранизацию. Здесь же стоит упомянуть убедительные и красочные описания мест действия – при работе над фильмом не придется прилагать чрезмерные усилия, автор уже позаботился о фоне и декорациях.
Места эти, надо заметить, не самые веселые: заброшенный, медленно разрушающийся курортный отель и управляемый искусственным интеллектом траулер с командой из рабов. И даже где-нибудь в уютном стамбульском кафе нет мира и покоя: недобрые таинственные незнакомки скрывают свои лица и голоса, а в воздухе в любую секунду может появиться искусственная оса со смертоносным ядовитым жалом. Добавим сюда общую обстановку в мире близкого будущего: распад крупных государств, войны, исчерпание природных ресурсов, гигантские корпорации, которым не писан никакой закон… Что ни говори, а «Гора в море» – это все-таки порождение современной фантастики, для которой беспросветность, тоска и ощущение уязвимости – неотъемлемые атрибуты.
Так вот, об осьминогах. «Гора в море», как оказалось, вовсе не о них. Точнее, о них, но Octopus habilis – это не основная тема, а лишь средство ее раскрытия. По моему мнению, Рэй Нэйлер рассказывает прежде всего об одиночестве мыслящих существ в познании мира и себя в нем. О том, что в одиночку (будь то один человек или все человечество) никогда не получится осознать окружающую действительность во всей полноте. Об этом говорит само название: то, что мы видим как остров, чьи берега уходят в глубину моря, обитатели этого же моря воспринимают как гору, поднимающуюся все выше, куда-то за пределы их мира. В целостности гору-остров не видит, таким образом, никто. Всегда нужна полноценная вторая точка зрения: одному человеку – другого человека, человеку как виду – другого разумного вида. Надежды на искусственный интеллект как на помощника не оправдываются и не могут оправдаться, и Нэйлер не скупится на примеры, чтобы это доказать. «Слабый» ИИ – безмозглая узкоспециализированная функция – для этого явно не пригоден: он не только не даст новое знание, но и может стать попросту опасным. В описанном в книге будущем такой ИИ выродился в собеседников-«половинок»: общение с ними – это, по существу, разговор с самим собой, переливание из пустого в порожнее, – или в траулеры-автоматы, единственная цель которых – улов и прибыль, а люди – расходный материал.
Путь же создания «сильных» ИИ – тех, которые смогут сами задаться вопросом о своей разумности, – человечество само себе закрыло законодательно: андроид Эврим остался единственным носителем такого искусственного разума. Злая ирония: из-за иррационального страха перед человекоподобным существом, не являющимся человеком, запретить все дальнейшие работы в этом направлении, но продолжать собственными руками плодить себе врагов – как активных (беспилотники-убийцы или траулеры-рабовладельцы), так и пассивных («половинки», дающие суррогат общения и понимания). Впрочем, даже Эврим – не более чем усовершенствованная версия человека: его разум «сшит» из разумов нескольких людей, его взгляд – дальнейшее развитие человеческого, принципиально нового в нем нет ничего. Это скачок не столько качественный, сколько количественный: мыслить быстрее, не нуждаться в отдыхе, ничего не забывать… Проще говоря, перспективы Эврима в деле объединения «горы» и «острова» весьма сомнительны. Лишь обнаружение на Земле другого разумного вида – Octopus habilis – дает надежду на прорыв в познании.
Помимо одиночества экзистенциального, здесь присутствует и одиночество личное: психически здоровые и уравновешенные персонажи нынче не в чести, у каждого должна быть какая-нибудь душевная травма, и чем она глубже, тем более актуальным и верным это считается. Здесь дела обстоят именно так: все основные действующие лица (включая Эврима) мучаются тяжелыми воспоминаниями, сомневаются в себе, мечутся от отчаяния к надежде, а главное – страдают от одиночества, каждый по-своему. Хотя причина в общем-то одна: собственные переживания для них, пожалуй, важнее всего остального. Океанолог Ха Нгуен постоянно вспоминает, как ею пренебрегли в юности или как она невольно оказалась причиной гибели сообщества морских каракатиц; Алтанцэцэг, сражавшаяся в китайско-монгольской войне, до сих пор мысленно воюет против всего мира; доктор Минервудоттир-Чан, создательница Эврима, просто яростно зациклена на собственном одиночестве – настолько, что даже выплеснула это на страницах своей книги о конструировании разумов. И все сильно переигрывают при этом – до уровня неубедительности. Что ни говори, а сложно представить себе ученую с мировым именем, доктора наук, которая чуть ли не каждый день на протяжении многих лет с болезненным самобичеванием вспоминает, как ее отверг понравившийся парень во время школьной экскурсии. Впрочем, не думаю, что такое переигрывание только лишь дань современным тенденциям – скорее, тот же расчет на экранизацию, ведь мысли не передашь на экране, придется делать это через образы-воспоминания – а значит, их должно быть как можно больше.
К чести Рэя Нэйлера, он вставил эти муки одиночества в сюжет явно не ради слепого следования конъюнктуре. Именно собственное человеческое одиночество и безразличие к каждому человеку по отдельности заставляет исследователей особенно остро ощущать взаимосвязь всего со всем в масштабах всей планеты и тот цикл разрушения и потребления, в который превратилась человеческая цивилизация. Пытаясь войти в контакт с осьминогами, исследователи надеются обрести возможность рано или поздно увидеть гору и остров одновременно во всей своей полноте и найти выход из замкнутого круга. (Подумал, кстати, что «Гора в море» – отличная иллюстрация законов диалектики, хотя сам автор, наверное, ни о чем таком не думал, когда ее писал.) Если рассматривать «Гору в море» именно в этом ключе, то один из основных символов осьминожьей «письменности» – знак в виде двух дуг («садов осьминога») – означает не содружество и контакт, как предполагают ученые, а, наоборот, одиночество – кого-то, кто забрался в свою собственную нору (мысленно, конечно), сам изолировал себя от всех, сидит там безвылазно и от этого мучается. И не ждите при чтении, что одинокие, но умные и находчивые исследователи быстро найдут с добрыми осьминогами общий язык. Осьминоги Нэйлера – это вам не дельфины Артура Кларка, тут не будет пожелания доброго утра профессору на пиджин-инглише или совместных игр в бассейне. Представители Octopus habilis враждебно относятся к попыткам войти с ними в контакт (даже их первое «послание» означало что-то вроде «убирайтесь отсюда») и убивают людей просто потому, что это кажется им уместным и целесообразным. Налаживание общения с такими существами, как легко понять, будет делом не самым простым и быстрым, и в сравнительно короткую книгу его не уместить. Уже задолго до последних страниц я понял, что события «Горы в море» – не более чем подготовка к тому самому Контакту с большой буквы. Я знаю, что Рэй Нэйлер присутствует здесь, на «ФантЛабе», и, вполне вероятно, прочитает этот отзыв. Так что обращаюсь к нему напрямую: Рэй, вы написали хорошую и умную книгу, но не закончили ее – фактически вы ее только начали. Вы поставили немало вопросов, на которые не дали ответов; обозначили проблему, но не решили ее. История, начатая вами, требует продолжения – например, под названием «Гора-остров» или «Остров-гора», – где знак в виде двух полуколец будет означать уже не одиночество и замкнутость, а синтез знаний, сообщество и сотрудничество.
Green_Bear, 12 декабря 2024 г.
Политическая карта Земли в романе «Гора в море» Рэя Нэйлера рассыпалась на разноцветные лоскуты. Республики и содружества, транснациональные корпорации и олигархаты. Взмывают к небу сияющие небоскребы, тянутся к портам вереницы кораблей и яхт. Бороздят моря рыболовные суда под управлением ИИ с командой рабов на борту — хищный оскал дикого анархо-капитализма, помноженного на киберпанк. А в тихих заводях заповедного архипелага, недрах затонувшего грузовоза скрытно наблюдает за окружающим миром чей-то новый, доселе незнакомый разум.
Описываемый Нэйлером мир чрезвычайно походит на пестрое смешение наций, верований и кибертехнологий в «2048» Лехи Андреева. С той разницей, что в «2048» декорации брызжут аляпистыми красками и эмоциями, а в «Горе в море» Нэйлер предпочел более приглушенную и мягкую палитру с редкими проблесками красной краски. Однако в обоих случаях ведущие государства утрачивают былую хватку, даже неразумные ИИ оттяпывают себе все более значимые роли в повседневной жизни, и в дебрях коммуникационных сигналов и хранилищ памяти рождается нечто большее, чем исполняемый код.
Первый узел — история Рустема по прозвищу Бакунин. Широко известный в узких профессиональных кругах хакер, специалист по взлому нейронных сетей. Мастер визуализации их запутанного строения и ориентирования в самых сложных паттернах. Самородок, открывший для себя нейросети с помощью старых допотопных терминалов и выработавший уникальные навыки от крайней нужды. Второй узел уже перебрасывает нас во Вьетнам. Доктор Ха Нгуен, блестящий исследователь морских обитателей, но также и автор концепции чуждого для нас разума, возможно сформировавшегося у головоногих благодаря удачному стечению эволюционных обстоятельств. Третий узел отправляет нас в самые далекие от науки условия, на борт нелегального траулера, которым командует ИИ, лишенный каких-либо этических ограничений.
Посвященные подводному миру и колонии осьминогов главы напоминают документальные книги команды Жака Ив Кусто. Без лишней суеты герои планомерно обследуют предполагаемый ареал обитания, наблюдают за подводной жизнью, выдвигают гипотезы, но в то же время ясно видят и высоко ценят красоту морских созданий, сознавая их хрупкость и уязвимость перед технократией. Однако у исследователей в романе стоит задача не только следить, но и распознать, оценить разум, скрытый в нечеловеческом теле.
В отличие от книги Джеймса Камбиаса «Тёмное море», в которой автор воссоздает мышление инопланетного океанского вида в терминологии, близкой к человеческой, хотя и пропустив ее через призму иных органов чувств, Нэйлер ограничился гипотезами о смыслах и значениях символов осьминожьей коммуникации. Тем самым сохранив ореол тайны и удержавшись от соблазна испортить достоверность и научность картины неуместным человекоподобием иного разума.
С точки зрения сюжетной и жанровой архитектуры «Гора в море» напоминает китайский «Мусорный прибой» Чэнь Цюфаня. В обоих случаях авторы взяли острые социальные и экологические проблемы, отказались от серьезных погружений в глубины твердой НФ, ограничившись развернутыми экскурсами на уровне ближнего прицела и обращением к философским и психологическим вопросам.
В благодарностях к роману Нэйлер прямо перечисляет список научно-популярных трудов, послуживших источниками вдохновения. Действительно, порой «Гора в море» очень сильно напоминает старательный и вдумчивый конспект с обзорных лекций по философии разума и анатомических особенностей головоногих. Это вполне согласуется с отсутствием ярких пиков на интеллектуальном уровне — да автор и в остальном не балует нас особым драйвом, словно нехотя накаляя атмосферу в символической кульминации в финале.
Но можно ли считать недостатком отсутствие фейерверка прорывных и спорных концепций, как в романах Уоттса, или философской монументальности, как у Дукая? В отличие от них Нэйлер предлагает жаждущему интересного чтения об осьминогах читателю питательный бульон научных и философских рассуждений, полный риторических и дискуссионных тем субстрат для споров и самостоятельных поисков, выводов и размышлений. Размышлений о разуме и смыслах, о том, как они рождаются из нейронных вычислений в мозге, из звуковых колебаний и разноцветных пятен. О том, как мы осознаем и создаем себя, осмысляем и постигаем мир. О том, как брать на себя ответственность за свои поступки и четко проводить грань между навязанным и собственным выбором. С этой точки зрения «Гора в море» добротно выполняет свою задачу.
Итог: научно-популярная фантастика о сходствах и различиях ИИ, осьминогов и людей.
Manowar76, 2 декабря 2024 г.
Глоток свежего воздуха после унылого «Корабля» Брандхорста.
Важно отметить, что Нэйлер, как и Бачигалупи, монетизирует/беллетризирует свой опыт жизни в экзотических местах. У Бачигалупи был живой, аутентичный Бангкок, у Нэйлера — Вьетнам: «Во Вьетнаме был сотрудником по вопросам защиты окружающей среды, развития науки, технологий и здравоохранения в консульстве США в Хошимине. Работал международным советником в Управлении национальных морских заповедников при Национальном управлении океанических и атмосферных исследований.»
В романе есть Вьетнам, Хошимин, морские заповедники.
Дистопичный мир будущего: практически все страны развалились на забавные осколки, вроде Астраханской Республики, Уральского Содружества, Автономной Торговой Зоны Хошимина или Тибетской Буддийской Республики.
Весь транспорт автоматизирован: от тук-туков и вездеходов, до вертолетов и гигантских рыболовецких траулеров и кораблей-фабрик.
Процветает human traffic — людей похищают и используют как рабов, ведь это дешевле, чем обслуживать роботов.
Вьетнамка-учёная Ха Нгуен, татарин-хакер Рустем, молодой раб-японец Эйко, первый и единственный андроид Эврим, его создательница и глава транснациональной корпорации Арнкатла Минервудоттир-Чан.
Роман очень своевременный, даже где-то визионерский. В момент написания, в 2022-м году, тема llm-систем не была на слуху, да и дроны показали себя только во время очередного карабахского конфликта. В 2024-м тема осознания, смысла встает очень остро.
«Мы разобрались в кодировке ДНК, в укладке белков при строительстве клеток организма, и – во многом – даже в том, как эпигенетические переключения управляют этими процессами. И тем не менее мы все еще не понимаем, что происходит, когда мы читаем предложение. Смысл – это не нейронные вычисления мозга, не аккуратные пятна чернил на странице, не светлые и темные области на экране. Смысл не имеет массы или заряда, не занимает некое пространство – и тем не менее смысл определяет все на свете.»
Это один из эпиграфов-цитат из выдуманных научных работ персонажей романа. Оказывается, не только GPT-боты не понимают, что они генерируют, но и человек не особо понимает чудо возникновения смысла.
Ещё одна сквозная тема романа — одиночество. Автору-дебютанту, возможно, не хватает тонкости в подаче этой темы, поэтому он заходит в лоб, прямо говоря, что герои одиноки, отстранены от мира по тем или иным причинам. И каждый, иногда вынужденно, разбивает скорлупу своей солитарности.
А что же осьминоги? Они прекрасны. Автор пересказывает много занимательных роликов о находчивости октопусов, которые можно посмотреть и сейчас, если работает ютуб. Несколько лет назад в Альпине вышла научпоп книжка про осьминогов — «Душа осьминога». Читал промоотрывки — восхитительно! (О! В послесловии автор прямо ссылается на эту книжку, как и на пару других.)
Нэйлер делает совсем небольшое допущение и перед нами Octopus habilis, к тому же овладевший абстрактной символьной системой.
Говорят, что роман не НФ. Более, чем НФ, только наука в романе не физика глубокого космоса, а био- и киберсемиотика, наука о межвидовых коммуникациях, концепция коннектома, проблематика сознания. Научную часть автор, сам близкий науке проработал на отлично.
Очень умная, добрая, гуманистическая книга. Без соплей и сюсюкания, написанная взрослым осознанным человеком, пытающимся нас не столько развлечь, сколько поговорить с читателем на волнующие его темы.
Все премии и номинации роман получил заслуженно. Единственный прогиб под конъюнктуру — то, что в героях три азиата (из них две женщины-ученых с психологическими проблемами) и татарин.
Небольшой слабостью композиции можно назвать то, что дае объемных сюжетных линии нужны, по большому счёту, только для пары финальных эпизодов. Никак больше с основным повествованием они не связаны.
В романе есть шикарный диалог с андроидом, где его убеждали, что он человек. Вот, думаю, скормить этот диалог чатботам, вдруг и они себя личностью осознают.
10(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО)
genametr, 14 февраля 2025 г.
Бла-бла-бла одиночество. И все вокруг от него страдают. Докторица, искин, хакер, украденный пиратами студент и даже охранница на острове. А ну да где-то там еще осьминоги. Задумка вроде неплохая но к середине книги персонажи автора совсем увязли в самокопании, хотя поначалу история читалась живенько и даже местами увлекательно. Опять же тема Искусственного Интеллекта (и разума в целом) у всех на слуху да и мне интересна. Увы. Надежд книжка не оправдала. Красивая обложка, и название автор придумал зачетное. Вот только гора родила что-то не то. Ну а то что «участников фантлаба» расперло так я и не особо удивлен. Похоже мои вкусы опять оказались слишком специфичны :)
skravec679, 16 ноября 2024 г.
С первых строчек ясно, что автор хочет создать настоящий киберпанк, потому старательно копирует канонические образы.
«НОЧЬ. Третий район автономной торговой зоны Хошимина.
По пластиковому навесу кафе струился дождь. Под этим укрытием окутанные кухонным паром и людской болтовней официанты сновали между столами с исходящими дымком мисками супа, стаканами холодного кофе и бутылками пива.
За стеной дождя скутеры проплывали мимо, словно светящиеся рыбы.
«Лучше о рыбах не думать».
Вместо этого Лоуренс сосредоточил внимание на женщине, сидящей за столом напротив него и протиравшей палочки ломтиком лайма. Разноцветный рой на абгланце, скрывающем ее лицо, перемещался и шел рябью.
«Как будто под водой…»
Лоуренс впился ногтями себе в ладонь.
– Извините… у этой штуки нельзя поменять настройку?
Женщина переключила маску. Абгланц застыл в форме невыразительного женского лица. Лоуренс видел бледные контуры ее собственного лица, плывущие под маской.»
Получается картинка из «Бегущего по лезвию бритвы», к ней добавлен единственный элемент — голографическая маска
Все прочие составляющие жанра так же вводятся по ходу текста:
— распад политических систем мира, уцелевшие государства противостоят корпорациям. Есть Астраханская и Стамбульская республики, нация-государство Москва, равно как и Берлин, намек от отсутствие США. Упоминается монголо-китайская война. Корпорации могут позволить себе покупать архипелаги. А океаны бороздят автоматизированные сейнеры с пулеметами и насильно завербованными командами. Правда есть ООН и некие «всемирные заповедники», но дикой природы очень немного осталось, потому что нормально охранять её можно только с дронами и реактивными снарядами;
— искусственный интеллект. Он тут так себе. То есть заморочить голову отдельному человеку — да. Быть многолетним психотерапевтом (при осознанном желании клиента) — да. Но настоящий андроид тут только один, это эксперимент корпорации, причем не очень ясно, что с ним, таким хорошим, делать. Автор явно читал про тест Тьюринга и «зловещую долину», но в материал не углублялся. Достаточно сильный образ с ИИ — это автоматизированный сейнер: команда порабощенных людей перебила своих охранников, но ничего не смогла сделать с бронированной рубкой, где был сервер, продовольствие и пулеметная турель. И корабль, без особых ухищрений, просто снизив пищевую пайку, уже через несколько дней заставил людей вернуться к работе, ловить и замораживать проклятую рыбу.
— хакер. Автор явно что-то читал про нейронки, потому эта модная тема превратила обычного специалиста по кодам и паролям 1980-х в продвинутого «нейрохакера». Суть его работы не очень понятна, но есть попытка показать, что взаимодействие человека с машиной теперь требует телесных аналогий. Командир охраны заповедника, Алтанцэцэг управляет боевой системой из бака с «коннективной жидкостью», потому что должна чувствовать информацию и отдавать команды буквально всем телом. Идея сильная, однако немедленно всплывает вопрос: что насчет неинвазивных интерфейсов в виде шапок, обручей и тому подобного? «Мир Дикого запада» машет белой шляпой. А новости современных разработок поддакивают. Автор понимает, что телесность в общении с ИИ дает какие-то преимущества, пытается проводить аналогию с осьминогами, но сконструировать ситуации, где телесное общение с ИИ становится решающим фактором борьбы или просто конкурентным преимуществом, у него не выходит. Без таких ситуаций (желательно, совмещенных с кульминацией) вся телесность ИИ становится просто элементом декора, узором на стене;
— ученая, которая занимается экзотической проблемой, в данном случае, разумными осьминогами. Классическая женщина без личной жизни, с фанатичной жаждой познания и крупными психотерапевтическими тараканами.
Какое-то время пытаешься понять, что там вообще творится? Почему андроид только один? Почему война разведок отдельных государств не уничтожает корпорации? И почему «супер-мега-интернациональная» корпорация по итогу оказывается колоссом на глиняных ногах? Ведь она, фактически, претендует на полугосударственный статус, у неё должна быть не одна женщина охранник, а серьезные военизированные структуры. И тут выясняется, что у корпорации начинают отжимать дочерние фирмы, чисто юридическими средствами, а та ничего не может сделать. Шпионские комбинации вокруг хакера тоже скорее напоминают ХХ-й век, чем мир, где служебные ИИ могут становиться идеальными соглядатаями.
А когда мозаика собирается, «Гора в море» ложится камешком в понятный узор. Увы, блеклым и не раскрывшимся.
Некоей антитезой ко всей книге видится «Остров дельфинов» Артура Кларка: не счастливое спасение в катастрофе и обретение себя в контакте с дельфинами, а долгий и тяжелый побег от рабовладельцев, который, да, приводит персонажей к месту, где изучают новый разумный вид осьминогов, но очень вряд ли беглецы там останутся.
Роль недосягаемой вершины играет «Война с саламандрами» Карла Чапека. Тут показано самое начало — новые разумные виды еще слишком малочисленны, но люди, отчаянно воюя между собой, истребляя и порабощая друг друга, уже открывают дорогу своим конкурентам.
Прямым аналогом на поле киберпанка можно назвать «Заводную» П. Бачигалупи — и как жанровая литература «Заводная» изрядно выигрывает.
В чем проблема текста?
Почему энергичное двустишье:
. Эффект для мозга дает
. бомбический
. Киберпанк вьетнамский,
. океанический
ну никак не подходит к тексту?
Дисбаланс между заявленным чудом — блин, у вас новый разумный вид, и даже два разумных вида! — и фактическим отсутствием настоящего конфликта.
Взрывы где-то далеко. Хакер в Стамбуле уворачивается от смерти и закрывает сознание андроида от внешнего вмешательства, но сколько еще можно понаделать таких вот андроидов, уже с кнопкой в голове? Два настоящих ученых на острове — а их только двое, таких осведомленных — понимают, что у Octopus habilis весьма малые шансы на выживание, и очень опасаются корпорацию, которая их наняла и фактически заперла на острове. Но глава корпорации лично приезжает на остров, и оказывается, что это уставшая популяризатор науки, у из-под которой сейчас эту корпорацию уводит кто-то могущественный (Тибетская республика). Однако и новые хозяева острова не торопятся убивать осьминогов, одновременно не понимая, зачем они собственно этот остров приобретали.
Тут хорошо видно разницу между писателями первого ряда и остальными.
Рэю Нэйлеру очевидно недостает погружения в тему. Не чувствуется сотен прочитанных сообщений о передовых разработках современных ученых, как у Питера Уоттса. Нет сплетения политических интриг и системы научных открытий, как у Нила Стивенсона. Нет стильного конструирования предметов и деловых комбинаций Уильяма Гибсона. Нет жестокого юмора и бронебойного цинизма, которые должны работать оболочкой новой проповеди, как у Пелевина. Нет тонкой игры с культурными аллюзиями, как у Йена Макдональда.
А есть три сюжетные линии — ученая, раб на сейнере, хакер — почти пустой остров и знаки, которые рисуют осьминоги.
И острое нежелание автора не превышать градус психологического напряжения. Неторопливая тоска вместо приступов паники, вот его принцип. Повторение старых образов, вместо выдумывания новых, будто на китайско-монгольской войне погибли все ученые, порезаны все фонды на разработку, и теперь в мире воспроизводят технологии прошлого десятилетия, но скачок на новый уровень сделать не получается.
Обывательская научная фантастика в декорациях киберпанка, вот что такое «Гора в море».
Однако же при всех перечисленных недостатках Рэй Нэйлер написал вполне себе книгу, и там есть история о сострадании к другому разуму и попытках понять иных существ. Это роман с постепенным нагнетанием и развязкой. Автор выдумывает новые слова, пытается разнообразить речь персонажей. Заигрывает с разными культурами и все-таки создает образ неряшливой и опасной глобальности — от Стамбула до Вьетнама, от Рейкьявика до Елабуги, повсюду царит неустойчивость, бедность, тирания вперемешку с терроризмом.
«Важные вопросы искусственного и нечеловеческого интеллекта», о чем кричит обложка, книга не поднимает, а скорее затрагивает: видно отсутствие самодостаточности. Люди больше не могут без ИИ: семья, общество, государство, работа — все пронизано синтетическими полуразумными структурами, которые из костылей постепенно становятся ногами. Но сами компьютерные разумы пока не стали новым видом разумных существ. Есть «Адам», которому лучше вообще не показываться на глаза толпе, толпы его ненавидят. Ну а разумные осьминоги, вроде целостные сами по себе, но их крошечный мир, с ножами из ракушек и подобием искусства, готов лопнуть в любую секунду. Разум либо станет неким межвидовым свойством, и существа смогут договариваться вне зависимости от своего происхождения, либо начнется война, в которой победят жесткие пирамидальные структуры: полуразумные исполнители во главе с управляющими носителями воли.
Но, повторюсь, эта проблема не обсуждается персонажами в лоб, она идет фоном текста.
И если вы не хотите глубоко нырять в проблемы искусственного интеллекта или задумываться о балансе сил в «дивном новом мире», а желаете прочитать историю в привычных киберпанковских декорациях, то эта книга — ваш выбор.
heleknar, 30 декабря 2024 г.
Отзыв написан в рамках Книжного Клуба Фантлаба.
Обидно, что заявленной теме романа: «разумным осьминогам» посвящено меньше всего времени.
На курсах писательского мастерства автору внушили, что в романе должно быть много сюжетных линий и психологизм. Вот он и отсыпал щедрой рукой психологизма и линий. Части с Рустемом и Эйко, легко можно было бы сократить до пары глав, особенно части с Эйко,
Психологические рефлексии Ха, Эврима и Алтанцэцэг занимаю львиную долю глав про осьминогов. В результате весь контакт — это обмен парой символов: «иди сюда / иди отсюда».
Тибетская Народная Республика, которая стала передовым заводом по выпуску искин-дронов и их АСУ, это отдельный гэг в романе. Идея что Тибет, где главную часть экономики составляет нетоварные сельское хозяйство и животноводство, сможет в разумные сроки прокачаться до таких высот — фантдопущение большее, чем разумные осьминоги.
Как первая часть цикла — неплохо.
Как самостоятельная книга — водянисто.
Lilian, 28 декабря 2024 г.
Фантастический роман, исследующий вопросы разума, коммуникации между принципиально разными видами, одиночества, изоляции и равнодушия. Здесь прекрасные эпиграфы к каждой главе, выдержки из двух не существующих, но всё же содержащих интересные идеи научных работ. Отдельные высказывания-размышления оттуда хочется цитировать:
…
«На земле существует много уровней сознания. Многим животным присуща та или иная степень самосознания. Однако мы ищем не сознание, а культуру. Не иной разум или иное «я» – которые есть повсюду, – а другое общество.»
…
«Вот тайна, в которую мы врываемся: одиночный нейрон не осознает своего существования. Зато ее осознает сеть из миллиардов бессознательных нейронов.»
…
«Но что может быть иллюзорнее мира, который мы видим? Если на то пошло, во тьму внутри наших черепов ничто не проникает. Там нет ни света, ни звука – ничего. Мозг живет один, во мраке – таком полном, каким он бывает в пещере, – и получает извне только переводы, которыми его питает наша сенсорика.»
…
«Я мыслю и, следовательно, сомневаюсь, что существую».
…
Вместе с тем перед нами разумеется не научпоп, а художественное произведение. Динамичная история, состоящая из очень коротких глав и показывающая трёх очень разных, практически не пересекающихся друг с другом главных героев. Их истории не равнозначны по влиянию на сюжет, тем не менее они дополняют общую картину мира и показывают взаимосвязь на глобальном уровне.
Мир будущего, изменившаяся политическая картина, глобальные корпорации, истощение природных ресурсов, экологические проблемы, технологический прогресс — особенно в сфере искусственного интеллекта и дистанционно-управляемых систем. Декорации отчасти условны и на самом деле не столь важны.
История кинематографичная, пускай и не наполненная экшеном. Образы и типажи зато сразу цепляют внимание — талантливая ученая с проблемами в социализации, первый разумный андроид, талантливый хакер-одиночка, раб на рыболовецком судне, управляемом ИИ. Здесь почти все персонажи так или иначе травмированы и одиноки, но всё же постепенно приходят к пониманию, что пора меняться и учиться не быть столь равнодушными. И через то приходят к своим, весьма неплохим итогам.
Главная же приманка этой истории (кому как, конечно, но мне так точно) — осьминоги. Точнее некий новый вид осьминогов, чью разумность стремится изучить и понять небольшая команда исследователей. Эти существа и так интересны, необычны и полны удивительных особенностей. Так добавьте сюда в качестве фантастического допущения символьный язык, зарождающуюся культуру и сложности в восприятии друг друга двумя потенциально разными видами. Это интересно.
Вместе с тем, задавая много интересных, в том числе научных и философских вопросов, автор на мой взгляд не стремится дать на них однозначные ответы. А если воспринимать историю через призму простого фантастического романа, то самое главное сюжетное противостояние завершается довольно поспешно и почти неправдоподобно счастливо (хотя будь здесь более печальный и жестокий финал, претензий от меня было бы больше). Ну а научная линия с налаживанием взаимодействия между учеными и осьминогами по сути пока только в начале своего пути, тут уж точно никаких итогов — только гипотезы, опасения, надежда и много сложной работы впереди.
Мне книга понравилась, но скорее как плацдарм для идей и размышлений. А все другие составляющие романа просто не мешают быстрому и увлекательному чтению.
acidAnn, 7 апреля 2025 г.
Прочитала отзывы здесь и не могу удержаться, чтобы не добавить свои «пять копеек», но коротко:
* НФ здесь только как инструмент автора для создания нужных особенностей и обстоятельств;
* не нашла в книге темы одиночества и пр., одиночество здесь вполне такое же, как и у нас сейчас. Зато страданий, самоколупаний и рефлексии здесь, как в женском романе, только они еще все скучные, типовые и не вызывают сопереживания (недавно прочитала «Гордость и предубеждение» — там таких страданий куда меньше, а это женский роман!);
* осьминоги — самое большое огорчение этой книги. Самое НФ-допущение романа в том, что осьминоги научились формировать и записывать сообщение для другого вида (человека), чтобы передать это сообщение. Допустим, но почему-то это вообще ни на что не повлияло в жизни осьминогов. Как будто Бивис и Батзед внезапно поумнели и все равно остались залипать в телек, сидя на диване и гыгыкая;
* неплохо написанный текст, любопытные мысли местами, живые, не картонные персонажи, сама задумка — реальные плюсы романа.
В целом же после прочтения остается ощущение пустоты. К чему все это, в чем главная мысль и что хотел автор донести? Концы сюжетных линий выскользнули и ушли куда-то в воду, оставив разочарование от слабо раскрытой темы осьминогов и блеклого андроида. Было бы интереснее, например, пронаблюдать взаимодействие андроида и осьминогов, которое заметила бы только Ха (ведь она настоящий ученый), и закончилось бы это тем, что осьминоги не смогли бы провести человека, и в результате наладилось бы некое сдержанное уважительное общение. Ну и с андроидом тоже что-то получилось бы.
Bladeness, 20 марта 2025 г.
Давно хотелось почитать необычной совеременной фантастики в духе Ложной слепоты, так что когда увидел рекламу романа о контакте с разумными осьминогами, то купил его не раздумывая.
Вот только реклама оказалась обманом. Эта книга о шаблонной злобной корпорации, которая убивает всех направо и налево, об андроиде, который не может понять мечтает ли он об электроовцах, об автоматических траулерах с рабским трудом, о философских рассуждениях на тему разума, об одиночестве и совсем немного о контакте с осьминогами и расшифровке их языка. Если убрать все, кроме осьминогов, то останется лишь большой рассказ, даже на повесть не хватит. И это самый главный минус романа, потому что во-первых, мне обещали осьминогов, а во-вторых, все кроме них достаточно вторично. Все темы уже не раз пережевывались в фантастике. Кроме разве что развития нейросетей и их влияния на жизнь — это выглядит хотя бы немного свежим.
Еще сильно раздражает это современное соевое нытье о плохих человеках, которые загадили всю планету и поэтому надо платить и каяться (пусть оно тут и не так явно подается). и когда только успели американцам привить такое глубокое чувство вины?
Сюжет в книге довольно вялый — главная героиня в отрывах от рефлексии изредка изучает осьминогов, злобная компания злобно убивает случайных людей пачками, кулхакер в отрывах от рефлексии что-то там неторопливо взламывает, а раб на траулере в отрывах от рефлексии пытается обрести свободу. Причем арки хакера и раба можно и не читать, на сюжет они влияют слабо, да и то в самом конце (впрочем, арка раба местами весьма интересная, если пропускать бесконечные самокопания). Возможно все эти размышления и было бы интересно читать, не будь они такими одинаковыми (почти все сводится к теме одиночества у всех героев) и такими заезженными (ну, камон, тему может ли робот быть человеком обмусолили еще 30 лет назад).
Из отдельных плюсов для меня — колорит. Красивый тропический остров с подводными рифами, Стамбул, читая будто сам оказываешься в этих местах. Есть в этом какое-то эстетское удовлетворение.
В целом же книга написана хорошим языком, не слишком увлекательная, но все же читается с интересом. Эдакая медитативная философская фантастика, не очень оригинальная, но по-своему интересная. Но зайдет далеко не всем, так что я рекомендовал бы не вестись слепо на хвалебные отзывы, а хорошо подумать, интересно ли подобное чтиво.
neli mustafina, 14 марта 2025 г.
Вот и я добралась до рекомендованной фантлабом книги.
Эта книга о том что такое разум, о том — можно ли считать искусственно созданный организм не просто разумным, но человеком; что такое язык и как он помог развиться разуму; чем разум отличается от человечности и о том сможет ли человек смириться с иным разумом — нечеловеческим...
Мы ищем и ждём инопланетян...
А они вот — рядом. Эволюция их шла параллельным путём человеческому пути. Одновременно, а возможно и гораздо раньше осьминоги научились говорить. Только способ речи у них иной. А океан — для нас до сих пор как чужая планета.
Книга скорее — рассуждение на эти темы. А действующие лица тут — как фигуры в театре теней слегка картонны и плоски. Им не сопереживаешь...
Итак, недалёкое будущее. Мир, где некоторые люди и компании имеют больше власти, чем многие государства, и не связаны никакими ограничениями и
главная из них — создательница разумов — доктор с труднопроизносимым именем Арнкатла Минервудотир, владелец корпорации «Дианим» и создатель андроида Эврима (сама более похожая на андроида). Она выкупила остров Кондао (выселив их жителей) для исследования осьминогов и для защиты «негуманоидов от гуманоидов».
Наняла для этого доктора биологии Ха Нгуен, автора книги «Как мыслят океаны» и виртуозно управляющую дронами
монголку Алтанцэцэг (кстати, я легко перевела её имя, а значит татарский и монгольский схожи), а также Эврима — её создание, более похожего на бога, чем человека. Ни журналисты, ни корабли не могут приблизиться к острову.
А на кораблях, управляемых роботизированными системами трудятся люди-рабы, среди них японец Эйко и вьетнамец Сон, бывший житель острова Кондао.
И талантливый хакер Рустам, из астраханской республики (Россия видимо распалась...вот уж неймётся некоторым), который взломал тибетские чипы «коннекты», а теперь охотится за Эвримом.
В книге всего несколько действующих лиц, деятельность которых повлияет на жизнь друг друга, однако каждый из них — одинок по своему.
А вот какую роль здесь играют осьминоги...? Роль завязки сюжета видимо... Их контакт с людьми, их повадки и язык — увы, про них автор слишком мало написал.
В общем-то мир этого будущего по сути уже существует: тотальная слежка за всеми более менее значимыми людьми; в Японии давно создан электронный собеседник по вкусу заказчика; чип вживили в мозг в компании Маска одному смелому бедняге; дроны размером с пчелу — есть в недрах силиконовой долины; есть попытки создать компьютер на основе пока лягушачьих нейронов
Каждый раз, читая очередной фантастический рассказ, роман, написанный в 21 веке, веке — который мы так ждали, с недоумением понимаю — почти все они, нынешние творения фантастов пессимистичны.
Что послужило причиной такого явления? Как думаете? Неужто такое пишется по заказу? Или усовершенствование жизни человечества хорошо служит и устранению жизни человечества?
Автор — бывший дипломат, исколесивший вдоль и поперёк Россию и страны бывшего СССР. Наверняка знает о чём пишет...
А как у него вьетнамка Ха выражается: давно пора забыть как американцы мучали вьетнамцев...
Может холокост и фашизм тоже тогда пора забыть?
Канадский дипломат начал писать своё видение будущего мироустройства — где многие страны «рассыпались» как Югославия (но не США!).... И осьминоги тут — только дополнение.
В одном он точно прав — чего бы не придумали инженеры, это обязательно используют военные для убийства.
Да, я весь отзыв свела к политике, а не терзаниям «одиночества разума».
Но книга — отличная.
Shining, 25 января 2025 г.
Неплохо, но недостаточно.
«Гора в море» — это, увы, не «откровение» и не «новое слово в жанре». Это всего лишь фильм «Прибытие» Вильнёва, только в киберпанк-сеттинге. Наверное, я пришёл бы в восторг, прочитай эту книгу лет 20 назад. Но сейчас бесконечные философские рассуждения героев на откровенно банальные, по тысяче раз обмусоленные темы вызывали одну только скуку.
Но вы не думайте, книга не плохая. Проблема в том, что настоящего содержимого в ней в лучшем случае на повесть. Всё остальное — скучные эпиграфы (кроме тех, что идут в самом начале, об осьминогах), переливания из пустого в порожнее и всё такое. Однако когда дело доходит до настоящего сюжета, до попыток установить контакт с чуждым разумом, всё написано классно, не оторваться. Понравилась и сюжетная линия Эйко, хотя
Ga_Li, 23 декабря 2024 г.
Это было интересное и увлекательное чтение. Из запутанного клубка современных проблем автор романа протягивает ниточки в недалекое будущее. Ниточки сходятся, расходятся, исчезают, путаются, завязываются в узелки, не все из которых развязываются, а многие образуют новые клубки. Современный «информационные пузыри» схлопнулись до общения с идеальными «половинками» которые отнюдь не помогают решить проблему одиночества. ИИ может вполне автономно существовать, работать и принимать решения, но возникают проблемы взаимодействия с искусственным разумом. Человеческая жизнь по прежнему ничего не стоит, а за сохранением популяции черепах следят роботы. Проблемы деколонизации ко времени действия романа уже решена (или близка к завершению) государства рассыпались на множество отдельных образований, но в полный рост встает проблема власти денег и суперкорпораций. Люди с трудом договариваются между собой, но не оставляют попытки понять чуждый разум.
В эпиграфах к главам представлены еще два произведения, где в работах женщин ученых, биолога и программиста противопоставляется природный разум и разум искусственный. Оба чужды человеку и непонятны. Эти эпиграфы настолько интересны как самостоятельные произведения, что их хочется еще раз перечитать, что бы получше разглядеть и понять тот полупрозрачный фон, который, как в рисунках Певца, почти не заметен, но добавляет главному произведению что то неуловимое и важное. Роман не вызывает сильных эмоций, но располагает к размышлениям и вызывает желание побольше узнать о затронутых темах от нейросетей до жизни осьминогов. Безусловно рекомендую к прочтению.