fantlab ru

Наталия Осояну «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы

Монография, год

Аннотация:

Многие века румынский народ жил на перекрестке культур, и в их взаимном влиянии сформировалась причудливая картина румынской мифологии. Многое в ней кажется знакомым, а многое — непривычным. В ней есть свои драконы — балауры, колдуны — соломонары и жар-птицы — маястры. В ней Бог и дьявол создавали землю сообща. А за маской знаменитого графа Дракулы скрывается переплетение нескольких фольклорных мотивов, одинаково далеких от образа аристократического кровопийцы.

Писательница и переводчик Наталия Осояну берет на себя задачу показать эту замысловатую красоту и самобытность, открыв читателю дверь в доселе неизведанный мир.

© издательство

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2022 // Лучшая литературная критика (книги)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наталия Осояну известна, прежде всего, как переводчица. Именно благодаря ее работе по-русски заговорили персонажи Брендона Сандерсона, Аластера Рейнольдса, Роберта Джексона Беннетта и многих других звезд современной англоязычной фантастики. Менее известно, что и сама Осояну занимается сочинительством: помимо рассказов и повестей на данный момент она выпустила фэнтезийную трилогию «Дети Великого Шторма». А еще в 2023 году в серии «Мифы от и до» «Манн, Иванов и Фербер» издали ее книжку в жанре нон-фикшн «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы». Интерес автора фэнтези к мифологии, пусть и столь экзотичной, естественен и логичен, то, что он выразился в том числе и в специализированной книжке по теме, тоже не вызывает вопросов. Тут любопытно, что сама Наталия Осояну родом из Молдавии, а, следовательно, все эти румынские сюжеты, мотивы и обряды известны ей с детства. В таком случае в пусть и популярное по стилю изложения, но академическое по наполнению исследование неминуемо проникает личная интонация. И она здесь есть, хотя ее и сложно заметить за всей этой фактологией. Возможно, исследовательница и не планировала такой кунштюк, но в любом случае вышло душевно, что редко встретишь в подобных книжках, которые очень часто являются всего лишь компиляциями из статей энциклопедий по типу «Мифов народов мира». Можно предположить, что именно личное отношение к материалу и не пустило в книжку тему похоронных обрядов, пусть она и заслуживает хотя бы небольшого параграфа. В любом случае «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы» получились столь хороши, что попали в длинный список XVI сезона премии Дмитрия Зимина «Просветитель». В общем, не проходите мимо.

Культура Румынии весьма драматично формировалась на перекрестке самых разных культур. В ней обнаруживаются отзвуки античности, мощнейшее влияние христианства, переклички с мифами других славянских народов. И да, не нашлось еще того, кто систематизировал бы все эти сказания, свел бы к одному канону, в общем, сделал бы то, что когда-то провернули исследователи античных мифов. Хотя Мирча Элиаде вроде бы пытался. Потому книжка Наталии Осояну очевидным образом не может быть похожа на сборники адаптированных и обработанных древнегреческих мифов того же Николая Куна. Наоборот – в ней можно обнаружить ощущение текучести и противоречивости мифа, который всегда в движении, всегда в становлении, но при этом всегда отвечает на самые важные вопросы. Да, Осояну пересказывает те или иные сюжеты, но при этом не устает приводить их в разных вариантах, отмечать региональные нюансы. И не только сюжеты находятся в фокусе ее внимания, тут же и всевозможные суеверия, обряды, бытовые детали, ведь миф пронизывает повседневную жизнь человека от и до. Потому, с одной стороны, мы узнаем, что Еву сотворили из собачьего хвоста, так как ребро утащила та самая собака, чей хвост позже использовали, а с другой – нам расскажут, что по румынской традиции нельзя в праздник Богоявления оставлять белье на просушку вне дома, так как в рубашки могут вселиться черти. Вот вам и сотворение человека вместе с бытовым правилом.

Книжку Наталии Осояну, вообще, хочется пересказывать, уж много в ней всяких чудесных легенд, преданий и диковинок. Вот, например, по румынским поверьям люди изначально был чернокожими, а побелели из-за того ужаса, который испытали, когда Каин убил Авеля. А невероятная разветвленность низшей мифологии дарит нам бесконечное количество самых удивительных и парадоксальных существ. Тут только оборотней три вида: приколичи, триколичи и вырколаки. Но пересказ – всегда дело неблагодарное. К тому же Осояну излагает все это с поразительной легкостью, с большим вниманием к деталям и с известной долей иронии, так, как у нее, в любом случае не получится, потому имеет смысл остановиться. Дальнейшее – уже дело читателя, если удалось пробудить в нем аппетит, найдет рассматриваемую книжку и ознакомится с ее содержанием сам.

Потому, пожалуй, стоит еще сказать только про структуру, дабы потенциальному читателю стало уж совсем ясно, что ждет его под обложкой. И тут опять же можно дать слово самой Осояну: «…мы сперва узнаем, что собой представляют фракийский и римский мифологические субстраты, из которых во многом выросла румынская мифология, какие в ней существуют космогонические мифы и кто входит в квазихристианский пантеон ( см. главу 1 «Мир румынского фольклора: ориентиры для первооткрывателей»). Далее нас ждет обзорная экскурсия по мифическому миру, включая те части, что предназначены для сверхъестественных существ и усопших, а также его опоры: Мировое древо, Субботнюю воду и четыре столпа мифического самосознания румынского народа, четыре важнейших мифа (глава 2 «Где обитают герои румынских мифов и сказок»). Мы познакомимся с духами, которые населяют и олицетворяют четыре общеизвестные главные стихии – огонь, воду, землю и воздух, — а также природу, время и болезни (глава 3 «Духи стихийного мира»). Нам предстоит встретиться с главными и второстепенными героями румынских сказок <…> (глава 4 «Пути героев и героинь») с урситоареле, стригоями, соломонарами и кэлушарами (глава 5 «Колдуны и ведьмы: особенности румынской магической традиции), с чешуйчатыми, крылатыми, мохнатыми и бестелесными созданиями (глава 6 «Монстры и прочие небывалые существа в румынских мифах и сказках»). Закончится наше путешествие кратким рассказом о румынской повседневной магии, включающей множество обрядов, традиций и правил (глава 7 «Ритуалы и поверья»)».

В общем, путешествие и впрямь предстоит захватывающее, проводник у читателя самый наилучший, рассказывает увлекательно и не даст свернуть на опасную тропу. Так что, дорогие читатели, вперед! И не оглядывайтесь. Думается, все знают, чем это чревато, когда вступаешь в мифологическое пространство. И да, не надейтесь, что будет много традиционных вампиров (ну, тех, кто пьет кровь и превращается в летучих мышей). Как раз с ними в румынской мифологии, что бы там ни думали иностранцы, туго.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта монография — сжатый, но информативный рассказ о мифах румынского народа, стремление дать представление как об их противоречивости и разнообразии, так и об их основе и общих чертах. Сотворение мира, архетипичные герои сказок и преданий, разнообразные волшебные существа, система поверий и народных ритуалов. Написано информативно, но не сухо (что и не удивительно).

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх