Мартин Эмис «Ночной поезд»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Детективу Майк Хулигэн приходится расследовать загадочную смерть Дженнифер Рокуэлл, застрелившей себя из револьвера.
Жертва — молодая и талантливая, влюблённая и любимая, необыкновенно красивая девушка, у которой отсутствовали мотивы для такого поступка.
Теперь Майк предстоит выяснить, было ли это самоубийством...
Экранизации:
— «Из ниоткуда» / «Out of Blue» 2018, Великобритания, США, реж. Кэрол Морли
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 21 января 2020 г.
Не последним достоинством этого романа является лаконичность, логическая завершенность в раскрытии собственно темы. Данилкин в своей рецензии приписал книге достоинства чрезмерной многослойности и сложности, но фактически это ложный детектив, в котором нуарная тетка-детектив разбирается с метафизикой. В послесловии к американскому изданию Лолиты Набоков пишет о первом рисунке обезьяны — ожидаемо это оказалась клетка. Вот и центральная рассказчица расследуя обстоятельства смерти все никак в толк не возьмет отчего, занимаясь стандартными детективными поисками, кто да зачем. Как в случае с Пикником у висячей скалы, вопрос мотива провисает, а попытки приписать попытки компрометации и что-то сказать выжившим характеризуют ту самую обезьяну с клеткой. Эмис прекрасно нагнетает безысходность атмосферы , ну и центральный образ ночного поезда как самоубийства убедителен. Эмоционально тоже цепляет, а общая угрюмая тональность соотносится с лучшими страницами серии Таны Френч, допустим. Эмис к барочности тяготеет, а этот роман сделан аккуратным и цельным.
Сноу, 17 ноября 2016 г.
Я понял. Не сразу, правда. Вчера вот перечитал во второй раз, но и так понимание пришло не сразу. Вертелось на языке, бродило вокруг да около, но все же не давалось. Поглядел на отзывы, на намеки Данилкина... подумал: ну что, что же я не могу уловить в этой чудовищно прекрасной книге? Чую, что оно есть, вот где-то там, совсем рядом... но ухватить не получается. Потом поглядел на отзыв Йокумона, вспомнил пару подчеркнутых карандашом фраз — и все встало на свои места. Вот это да. Вот это горечь и ужас. Вот это безнадега.
Блестяще.
Rheo-TU, 3 августа 2016 г.
Каждую ночь детектив Майк Хулигэн подолгу не может заснуть; лежит в постели и ждет, пока не задрожат стены и не зазвенит посуда – пока за окном не прогрохочет последний ночной поезд. А просыпаясь поутру, встречается взглядом с призраком Дженнифер Рокуэлл – и понимает, что несущийся в никуда поезд смерти по-прежнему рядом…
Красавица, умница, скромница Дженнифер – найдена в квартире обнаженной. Выпустила себе в голову три пули – так, во всяком случае, дело обстоит на первый взгляд. Что это – невероятно безумное самоубийство или все же убийство? И если убийство – то кто убийца, а если самоубийство – что толкнуло девушку на этот дикий поступок? Мартин Эмис в «Ночном поезде» старательно делает вид, будто пишет детективный роман, воспроизводя классическую идею идеального преступления и полицейского расследования, и с маниакальной дотошностью окружая ее всяческими фишками, живописующими быт американских копов. Однако любителям классического детектива я бы рекомендовал эту историю в последнюю очередь. Слишком много в Хулигэн рефлексии, последовательность ее действий местами хромает (это ж надо было позабыть об одной из ниточек, выбранных в самом начале, чуть ли не на полкниги!), ну а финал, пожалуй, и вовсе способен привести читателей в ярость. Все дело в том, что загадка нужна Эмису для того, чтобы рассказать историю собственно Майк; так, начиная со второй части роман уверенно выворачивает на стезю психологической драмы и держится ее до самого конца.
Кто такая Дженнифер? И кто такая Майк? Ключ второй к победе заключается в том, что она неосознанно идентифицирует себя с первой – с жертвой? с (само)убийцей? – однако а ее победе заключено и ее роковое поражение. Как психиатр сходит с ума, пытаясь проникнуть в тайны подсознания пациента, как полицейский под прикрытием порой перестает понимать, на чьей он стороне, так и Майк, ползущая по карандашным заметкам в книжечке «Осмысление самоубийства», постепенно перестает ощущать реальность вокруг себя, взамен постигая нечто сверхчувственное, нечеловеческое.
«Ночной поезд» нарочито прост, невыразимо короток, на его страницах нет ничего лишнего – кроме, возможно, точки в конце последней главы – но бьет он наотмашь, словно пуля, выпущенная в упор. Мартин Эмис вообще, судя по его текстам, знатный циник, ну а этот роман прямо-таки пропитан черной мизантропией без какого-либо намека на свет в конце тоннеля. Безусловно, страшно внезапно постичь темную сторону идеала, к которому стремишься всю жизнь – но куда тяжелее то, что уготовил для своей героини автор. Да и что такое совершенство, что красота в масштабах Вселенной, пульс которой колеблется с частотой в восемьдесят миллиардов лет?
Несомненно, что для самого Эмиса этот роман тоже своего рода «Осмысление самоубийства». Жутко. Безнадежно. Нет, мне категорически не хочется рекомендовать его ни любителям детектива, ни любителям легкого чтива в принципе. «Ночной поезд», на мой субъективный взгляд, скорее для тех, кто отчего-то позабыл или лишний раз хочет напомнить себе об истинном своем месте в этом мире.
йокумон, 25 ноября 2013 г.
Отзыв наверное получится несколько сумбурным, поскольку и впечатления от книги еще не остыли и однозначная картина описанного пока не сложилась. Книга непростая. Где-то в середине романа у меня появилась и постепенно крепла парадоксальная мысль, что сама детектив Майк и является виновницей «самоубийства» Дженнифер Рокуэлл, но, ближе к концу, эту мысль я отбросил. Так что исхожу из версии,которая сейчас кажется мне правильной.
Может, если б она выросла в менее обеспеченной семье, ей было бы к чему еще стремиться, может, если б она была, что называется, одержима наукой все тоже повернулось бы иначе, а так.. Все лучшее на земле она уже изведала — достаток, любовь мужа и родителей, любимое дело — что еще остается? Топить жизнь в пустых развлечениях, как это делает «золотая молодежь»? — она слишком умна для такого. Вселенная пульсирует с частотой 80 миллиардов лет — и все снова повторяется. Так и в ее жизни — ничего действительно нового и лучшего уже не будет. Сплошное повторение, даже каждодневный секс, люди любящие ее, но изученные вдоль и поперек и вначале неосознанно, но уже презираемые.
(«Может, она пришла из будущего?») А может вообще родилась не в том мире. Может и не ее вина, что окружающие казались ей не слишком умными и совершенными (хотя большство сказали бы «с жиру бесится»), но я так не считаю. Ее вина — только в недостатке любви, любви, которая заставила бы Дженнифер жить ради тех кто любит ее. Но, всю жизнь притворяться — тоже не выход. Наверное, хороших выходов в этой ситуации просто нет.
По крайней мере Дженнифер Рокуэлл постаралась устроить все как можно лучше для всех. Даже подискала для Хулигэн кавалера — в качестве гонорара за возню с собственным самоубийством — но тут Дженнифер просчиталась, она неумышленно показала детективу Майк какого она мнения о вкусах и умственных способностях Хулигэн.
И,может, в этом ее самый большой грех — потому что, боюсь я, она подтолкнула нашего детектива ближе к тому самому ночному поезду, в который месяц назад села сама. Судьба у Майк Хулигэн и так была настолько не сахар.. а тут еще лишнее свидетельство подобного отношения к себе и наглядный пример той. чья жизнь для детектива Майк казалась раем... но может я и ошибаюсь, и все ограничится барами вдоль Бэттери. Просто мне не понравились слова «Позвонить Трейдеру Фолкнеру попрощаться».
Что касается моей фразы в начале, что детектив Майк, возможно, и является истинной виновницей «самоубийства» Дженнифер Рокуэлл, то я основывался на постоянном сравнении детективом обстоятельств собственной жизни и жизни Дженнифер, на том как Майк рвало когда полковник Том назвал ее «своей», как она хотела иметь нормального отца. «Мне хотелось одного — чтобы у меня был отец. Итак, что мне светит после того как полковник Том схоронил дочь? [...] Хочу сменить имя. Например детектив Дженнифер Хулигэн.» Вот из таких фраз и появилось мое ошибочное предположение. Подумалось, может в каком-то помрачении Хулиген убила настоящую Дженнифер и обставила все как самоубийство — при такой профессии опыт у нее был. Но, как видим , моя версия не подтвердилась — чему я лично рад. Судьба Майк Хулигэн тронула меня гораздо больше чем судьба Дженнифер Рокуэлл. Еще подумалось — если бы их при рождении поменяли телами — жизнь каждой сложилась бы не так трагично.
Что-то сильно много я накропал, так что закругляюсь. Читайте, может вы увидете свой вариант событий.
P/S Еще, забавная деталь — буквально парой фраз автор превратил реалистичный роман в фантастический. Хотя, может это была просто газетная утка :).
Eldritch, 29 марта 2012 г.
Роман «Ночной поезд» по стилю полицейская детективная драма,не настолько все плохо.Повествование от первого лица Майка Хулигэна,женщины детектива из убойного отдела,ее рассказ о самом тяжелом деле,которое ей приходилось расследовать,которое сказалось на ней лично хуже некуда.Странное самоубийство(самоубийство ли?) знакомой,дочери коллеги Майк.Добропорядочная молодая,красивая и здоровая девушка с успешной научной карьерой стреляет трижды в рот из пистолета.Для Майк,очень необычной героини с интересным характером и тяжелым прошлым,начинается безумная одиссея в жизнь и окружение Дженнифер(имя погибшей).Странные картины,образы,эмоции,воспоминания.Мрачный и затягивающий калейдоскоп,множество противоречий,фальши и декораций.Чем ближе разгадка,тем ниже в пучину вязкого прошлого погружается Хулигэн.Попытка разобраться в причинах самоубийства,тягучие кадры с видео вскрытия,отчуждение,ожидание ночного поезда,чтобы потом можно было спокойно заснуть.У Фрейда,образ поезда тесно связан со смертью,думаю Эмис ловко обыгрывает эту концепцию.Чтиво увлекательное,оторваться невозможно.Текст как вы поняли насыщенный.Концовка весьма неоднозначна,выводы делать тебе читатель.Очень понравилась история,такая себе притча,рассказанная Трейдером(дружок Дженнифер)Майку(о старом почтальоне,вспомнили?)..
Для любителей интеллектуального детектива.
sham, 1 февраля 2011 г.
В предверии выхода книги в Корпусе взялся прочитать старое издание Махаоновское. Это чтение стало знакомством с творчеством Эмиса, которое, безусловно, можно назвать успешным! Книгу проглотил буквально за два вечера. Если бы не работа, то и за день можно, ибо она очень небольшая и крайне интересная.
Сюжет книги детективный. Находят мертвую девушку. Главная версия — самоубийство. За дело берется мужикоподобная следовательница Майк Хулигэн. И понеслось... Весь роман — это воспоминания следователя, написанные от первого лица. В них прослеживается всё свойственное этой профессии: тяжелые будни, человеческая грязь и пр. С каждой страницей Эмис накручивает сюжет, запутывая его до невозможности, не забывая при этом показать не самые приятные моменты в жизни полиции. Также в романе просто куча всякой информации о преступлениях. Особенно очень много посвящено самоубийствам.
Есть в романе и мистические моменты, когда призрак жертвы является к следователю, но описания эти мимолетны, на сюжет не влияют и в принципе их можно списать на разного рода миражи.
В целом роман получился очень жестким и динамичным. Книга мне понравилась всем! Финал также очень удался, и автор вроде искуссно все завершил, но тут черт меня дернул почитать отзывы (хорошие люди подсказали). И после чтения их я понял, что ничего не понял из романа.
Цитата Льва Данилкина:
«Будьте готовы к тому, что придется перечитывать — с первого раза можете просто не понять, в чем состав преступления. Весь «Ночной поезд» строится на обманках и неувязках: можно игнорировать их и расценивать их как нерелевантные, но если в какой-то момент предположить наконец, что же произошло, — картинка сложится мгновенно, и каждое слово, каждая проговорка, каждая историйка получит свое объяснение: удовольствие потрясающее».
Отзыв данный читать ПЕРЕД знакомством с романом не советую... перечитал роман, как и завещал нам товарищ Данилкин, — яснее не стало!
В итоге очень хочется поговорить со спойлерами и цитатами с теми, кто читал, чтобы так сказать глаза раскрылись окончательно...
PS Читать автора постараюсь продолжить, тем более в ИБ его изданно прилично + сейчас уже 3 новых романа вышли в Корпусе!
Dead_Anarchy, 30 июня 2011 г.
Сперва я поставил оценку 9, но после понял, что склоняюсь к десяти.
Меня заинтересовало описание вроде «начинается как детектив, но потом вовсе не детектив...» Да вся книга детектив, только с уклонами в психологию/философию.
Итак.
Что особенно понравилось в книге: в ней нет положительных героев. Я имею ввиду тех, кто вызывает симпатию. Все, включая главную героиню, погрязли в дерьме того или иного сорта.
Сперва я думал, что действие происходит в поезде (ну, по названию). Прочитав книгу, я понял, что не совсем ошибся — все сидят в этом поезде, который несётся в никуда, сокрушая всё на своём пути. Никакие маячки и ограждения «конец дороги» его уже не остановят, и так будет, пока он с треском не слетит с обрыва, запаковав в свою жесть всех пассажиров.
Также к плюсам: хорошая читабельность, интересный слог, простой, но серьёзный сюжет, и просто интересно читать. Учитывая размер, можно прочесть за вечер.
Книга оставляет после себя впечатления и даже даёт некую пищу для размышлений. Я бы порекомендовал неглупым людям прочитать. Любителям добрых романчиков пробежать мимо.
ЗЫ. Никак не могу отделаться от ощущения, что на обложке Махаона не поезд, а машина с длинным капотом.