Мариэтта Чудакова «Воланд и Старик Хоттабыч»
Входит в:
— сборник «Мирные досуги инспектора Крафта», 2005 г.
— сборник «Новые работы. 2003-2006», 2007 г.
— антологию «Первое открытие», 2020 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
voroncovamaria, 20 октября 2012 г.
Идея сравнить Воланда и Хоттабыча грандиозна. Но автором статьи тема загублена. Чудакова отталкивается от обстоятельства, что написан «Старик Хоттабыч» одновременно с «Мастером и Маргаритой» и говорит о деятельности нечисти в России тридцатых годов. Проигнорирован факт, что оба духа рождены не в России и имеют давнюю и богатую историю своего существования. Воланд представляет Запад, Хоттабыч — Восток. Бес родился в средневековой Европе, джинн — на не менее суеверном доисламском Востоке, скорее всего в каком-нибудь Магрибе, верования которого мы бы забыли (усилиями радикальных исламистов), если бы не уцелевшие божественные сказки. Воланд всегда источает зло. Он лишь мирится с существованием Мастера, над которым не подшучивает так же жестоко, как проделывает это с другими людьми. Хоттабыч добр. Воланд царит над человечеством. Хоттабыч — слуга людей. И джинна, и черта человек должен вызвать, сами они не материализуются. Воланд появился подле Берлиоза, привлеченный беседой на определенную тематику между мужчиной, стоящим на пороге смерти, и материалистом, стоящим на пороге безумия. Хоттабыча выпустил из сосуда мальчик. В сказках джиннов всегда вызывают по неосторожности, потому что не знают предупреждающих знаков и заклинаний, в науку о которых посвящены мудрецы, соприкасающиеся с миром духов осознанно. На Востоке человек всегда подчиняет себе джинна и начинает его эксплуатировать. Западные черти ублажают грешника, но в конечном итоге получают его душу. Бес не становится рабом, он только потакает порокам своей жертвы. Джинн, служа господину, не губит душу последнего. Поэтому книга о Хоттабыче — веселая сказка, а не мрачная история современного Фауста. Воланд облачен в одежду готик стиля, Хоттабыч забавен в костюме пенсионера времен социализма. Воланд только говорит, что власть его ограничена Христом, а сам демонстрирует в романе всевластие, Хоттабыч действительно только и может, что попадать в комичные ситуации и совершать ляпсусы. Сравнительный анализ можно было бы продолжать до бесконечности. Мальчика, освободившего джинна, зовут Волька. Это уменьшительное от древнего имени Вольга, которое носил возглавлявший дружину вольный человек. В книге Лагина то же имя напоминает о том, что пионер подчинил духа своей воле. Мастер не подчинил себе Сатану, он умер и довольствуется скромной избушкой в чистилище, где ему позволено жить после смерти с Маргаритой, тоже оказавшей Сатане определенную услугу.