Виктор Толстых «Приглашение в гости»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Один мальчик решил написать долговеченое послание будущему и назначил ему встречу, а потомки тоже хотели найти мальчика, пусть и с другой целью. Возможно ли путешествие во времени или нет, зачем они могут встретиться в прошлом об этом эта небольшая миниатюра.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век 2009'09», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 26 марта 2023 г.
Я бы назвал данное произведение «рассказом про идею». А идея тут такова: письмо в будущее с просьбой о встрече в настоящем. Неплохо, хотя и не оригинально — подобные идеи лежат в основе почти каждого произведения о путешествиях во времени (возьмите, хотя бы, сравнительно свежий телесериал «Ля-Брейя»). Главное в подобных случаях — не просто высказать эту самую идею, а развить ее «вширь и вглубь», т.е. адаптировать к сюжету. Но в данном случае адаптация оказалась чисто формальной: будущее ответило, но совсем не так, как это следовало бы сделать. Даже если считать, что путешествия во времени невозможны по физическим принципам. Я бы на месте автора придумал бы следующий вариант. Поскольку луч света — единственный объект, которому теория относительности разрешает путешествовать и в будущее, и в прошлое, ученые далекого будущего посылают в указанный момент прошлого световой сигнал — к примеру, пишут на фоне темного неба текст «Будущее приветствует тебя, мальчик!» По-моему, получилось бы не только оптимистично, но еще и правдиво. Но авторское решение противоречит его же установке (машина времени невозможна). В общем, после прочтения у меня лично появилось ощущение, что меня банально обманули, показав вместо увлекательного боевика тривиальную «мыльную оперу».
------------
РЕЗЮМЕ: размышления о проблемах диалога с будущим с учетом запрета на путешествия во времени. Автор выступает здесь в роли своеобразного научного эксперта, хотя на самом деле является техническим специалистом в области защиты информации.
mputnik, 23 декабря 2023 г.
Тема: «Отправка сообщения в будущее (послание на практически вечной дюралюминиевой пластине с предложением «дать знать» в определённый день и час — в надежде на то, что потомки изобретут-таки машину времени)». Идея: «Наши потомки утратят пассионарность, им будет интересна любая зацепка за конкретику личности своих предков, чтобы понять — как мы смогли выжить, что нами двигало». ФантДопущение: «Путешествия в прошлое невозможны, однако движение вспять по ветви дерева эвереттовских миров — вполне реализуемо, надо только точно привязаться к конкретному объекту».
Субъективный фактор (нравится/не нравится): желание перечитать — нет, но текст произвёл благоприятное впечатление. Такая, вся из себя, лирическая история. Легкая, жизнеутверждающая, хотя и не без огрехов. Художественная ценность — есть. Небольшая, но есть. Некие авторские находки в стиле, образности.
Убедительность – на балл выше минимума («…тема (идея), имеющая литературное обоснование. Такая тема (идея) снабжена внешне правдоподобными «доводами», «доказательствами», но при ближайшем рассмотрении оказывается все же очень далекой от правдоподобной реализации, хотя и не мешает наслаждаться «плавным течением сюжета…».
Человековедческая ценность – на балл выше минимума («…о человеке (обществе) сказано уже известное, но есть новые детали, особенности и т.п. В частности, новые ощущения человека в обычной (либо – напротив – необычной) обстановке, нетрадиционная реакция…». Попытки идентификации поведенческой мотивации далеких потомков — это всегда интересно, однозначно. Удачны попытки или нет — это уже другой вопрос.
Новизна – на два балла выше минимума: «…прототип изменен так, что появились новые аспекты восприятия…». А прототипов — да, множество, в частности — в этом же журнале, только в период 2010-2011 годов, тексты про «капсулы времени» для будущих поколений. И это — просто в качестве примера регулярности таковых текстов в потоке публикаций. Не новость — встречаются довольно часто.
Претензий к грамотности, корректности и адекватности текста — нет (в аудиоварианте — повторюсь они практически маловероятны). Здесь же аудиовосприятие — за счёт специфической лиричности — дает ещё и некий бонус к общему впечатлению. Зато к ритмичности и целостности — претензии есть, завершение — чуть ли не внезапное. Смазывает общее впечатление
Seifer, 8 сентября 2009 г.
Достаточно интересный рассказ, в дух совесткой фантастики. Оригинальная, как мне показалась, идея, но сам текст перегружен, сильно перегружен вещами, которые к повествонию не относятся (например, это описание ножей, или дюральалюминя...) И ещё, как мне показалось, в рассказе есть логическое противоречие. То ли послание дошло, то ли его сжег робот, или это так и задумано, мол, единого будущего не существует. :smile:
Не хотелось бы выступать суровым профессором, но «за изобретение пять, а вот за экзамен (читай: реализацию) неуд!».
vnt, 30 января 2010 г.
От автора. Думаю и надеюсь, что эта пластинка всё еще находится на пути в будущее — я действительно ее закопал у обочины дороги, где точнее не скажу ни за что! А уж что с ней случилось или случится...
То есть детская часть повествования, включающая царапанье ножом, сидение на крыльце и странный, на всю жизнь запомнившийся, бег с последующим полетом — это всё чистая и неприукрашенная правда.
Спасибо за высокую оценку! :super:
drogozin, 15 декабря 2009 г.
А мне понравился этот маленький рассказик. Может быть тёплой атмосферой. Может лаконичным и гладким стилем, напоминающим старую фантастику. А может отличной идеей, делающей фантастику ближе.
Мне даже самому захотелось испробовать сей нехитрый и доступный каждому способ контакта.