Надя Сова «Станция Лихо»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Героическое фэнтези | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век | Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Путешествие к особой цели | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература | Любой
Роман в жанре фольклорного фэнтези, лауреат читательской номинации конкурса НДК-2021 издательства «Росмэн». Каждый из нас наверняка задавался вопросом: а что будет, если заснуть в метро и уехать в депо? Яна обязательно узнает это, ведь однажды она окажется в другом мире… Или не совсем другом, но измененном почти до неузнаваемости. Там обитает то, что угрожает самой реальности, а сам мир плотно заселен существами, о которых в нашем мире говорят с опаской и уважением. Возможно ли выбраться из этого странного мира и вернуться домой целой и невредимой? А если и возможно, то есть ли шанс остаться прежней?
Входит в:
— цикл «Ладный мир»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
porcufine, 24 ноября 2022 г.
« — Ба-аб, где твоё успокоительное? — Я бросилась к всевозможным пузырькам. — Сколько капель?
— Десять.
Вся кухня пропахла волокордином, пока я трясущимися руками отсчитывала несчастные десять капель.
— Домовому дай понюхать.»
Прежде чем перейти к самому роману, следует пару слов уделить изданию – оно прекрасное. Художнице — Лидии Магоновой — ответственной за обложку, бесконечное уважение. Читающим этот отзыв стоит вбить в гугл написанное выше имя и полюбоваться на крутейшие арты. Мне захотелось купить книгу, чтобы просто поставить на полку как элемент декора. Как же это все-таки стильно выглядит: колосья, темный силуэт, панельные дома, покрытые руническими знаками. А чего стоит форзац со стаей ворон на фоне панельки, а иллюстрации перед главами, ммм! Короче, книга таким образом себя однозначно продала.
Но теперь к самому роману. И тут все ой как не гладко. Также спешу предупредить тех, кто захочет ознакомиться с историей из-за аннотации — не торопитесь, аннотация… лукавит. Ладный мир не стремится подменять наш, отнюдь. Может возникнуть впечатление, что место, куда попадает героиня — темная версия нашей реальности, населенная фольклорными тварями, но нет. Там тоже есть люди и, более того, основными действующими лицами будут именно они.
Первая треть маскируется под магический реализм с фолк-хоррора, дарит пару-тройку крутых и очень атмосферных эпизодов:
Главная героиня — Яна, художница-интроверт, без друзей и счастливой жизни, живущая с бабушкой и находящая утешение в рисовании. Повествование вроде бы и строится поначалу вокруг ее последней картины, но тайна раскрывается уже спустя пару десятков страниц.
А дальше происходит резкий разворот. Так вот, роман – классический фэнтезийный young-adult с присущими атрибутами: невольно избранный на спасение мира не геройский главный герой, высосанная из пальца младенца любовная линия (хорошо еще, что не совсем банально обыгранная), злой злодей с жаждой власти и отсутствием внятной мотивации, необъяснимая магия, которую необходимо принять на веру (автор прямым текстом говорит, что магия тут так и работает) и… внезапная жестокость. В «Монстрологе» Рика Янси, несмотря на множество читательских претензий, жестокость смотрелось уместно, история без нее бы просто не работала. Да, «Станция Лихо» достаточно мрачная, от нее веет холодом и безысходностью, но если «Монстролог» накидывал сплаттера регулярно с начала и до конца, то тут подобные эпизоды редки и выделяются белыми пятнами на общем фоне. Внезапно выпиливаются персонажи, к которым ты только успел привыкнуть, как автор закидывает новых и опять убивает некоторых из них. Но, стоит отдать должное, оба раза это работает. Во второй раз даже немного выбивает из коллеи. Собственно, как автор и задумывала.
Следующая претензия – копия Москвы в Ладном мире выглядит картонно, игрушечно. Ближайшая ассоциация – игры с пустым open-world’ом, где гигантские города населены парой десятков человек. Возможно, это проблема моего восприятия, но погружение в мир очень сильно страдает.
Проблемы есть и с законами сего мира: в разные моменты они работают по-разному, но всегда – в ущерб логике и в угоду сюжету. И тут тоже не без проблем. Еще с завязки проскакивают околополитическое мотивы с раздражающими странными намеками на бесполезность и ненужность оппозиции
«Люди тебе больше не верят. А в любой оппозиции главное — чтобы люди верили. Есть прогресс или нет.»
ее продажность и т.д. и т.п. Вырулить такой концепт в сторону классического истории про борьбу со злом – наилучшее решение. Не нужны здесь гвардейцы, революции и игры во власть.
Еще иногда создается впечатление, что книга не вычитана на предмет структурных проблем: то ли крайне важная сюжетная информация донесена с шероховатостями, то ли где-то за кадром условия игры меняются, а читателю об этом не сообщают. Это происходит и по отношению к главному макгаффину! Надя, так нельзя! Часть эпизодов вообще забывается автором по ходу повествования, оттого неясно, зачем они вообще были нужны. Постоянное забрасывание крючков приводит к ОЧЕНЬ неубедительным ответам.
Концовка. Ну что тут сказать? Она является в первую очередь завершением той самой надуманной любовной линии. А еще перед ней вас ждет блеклая, увы, экшн сцена: битва с каррикатурным главным злодеем, которого непонятно как сюда занесло из второсортного фэнтези. Лихо вообще еще со середины книги потихоньку уезжает на своих лыжах куда-то на задний план, из жуткой потусторонней твари превращаясь в несуразную декорацию на фоне. Все боятся даже имя его в слух произносить, а оно *spoiler*. Жаль.
Как итог, может показаться, что книга плоха, однако нет. Есть в истории один персонаж, за которого не жалко и балл докинуть к итоговой цифре — это рыжий кот. Больше ничего не скажу, но он однозначно удался как персонаж и, пусть появляется нечасто, тащит на себе треть книги как минимум. Его образ тесно связан с Мировым Древом, соединяющим миры — Иггдрасиль, привет. С котом любая книга становится лучше.
Отсюда вытекает второй плюс — Надя точно знает фольклор. То, как ловко он вплетен в повседневную реальность, действительно достойно похвалы. Грустно, что посвященное этому повествование быстро обрывается — душевные перебранки с Домовым, Кикимора, портящая в магазине продукты – вот чего больше хочется от книги. Отношения Нади с бабушкой тоже прописаны неплохо и играют для персонажа важную роль. Сюжетный поворот во второй половине книги, связанный с главной героиней, немного предсказуем, но до конца не верится, что автор на него решится. А нет, решается, и за это спасибо.
Да и рассказано все грамотно и красиво (использование сленговых неологизмов даже не вызывает стыд!). Эмоциональную связь с рассказчицей спустя какое-то время все же удается установить не в последнюю очередь благодаря слогу. Сама Надя в интервью говорит, что «Станция Лихо» — отражение ее личных переживаний, которые необходимо было выплеснуть. Что ж, поздравляю автора с успешным закрытием гештальта и с победой на НДК. Ведь, как говорил классик, «если опыт не превращен в текст, он даже не становится прошлым».
В общем и целом, концепция с Великим Древом, множеством миров, знатками, столетницами, рогатым вороном и прочими всякими-разными выглядит интересно и, пусть раскрыта на пол-шишечки, в зачатке своем уже увлекательна и требует развития. Эта книга хуже смотрится как отдельная, обособленная и законченная история — уж очень роман короткий. Ее хочется воспринимать как часть большой вселенной, введение в нее. «Станция Лихо» – и есть аннотация к Ладному миру. Надеюсь, Колесо повернется еще разок.
Наверное, справедливая оценка — баллов 6 максимум, но за дебют в таком замечательном издании, за легкий, приятный слог, за холодную атмосферу, за рыжего кота, за смелость в некоторых эмоциональных моментах и с целью поднять средний балл на сайте:
mist, 9 июня 2024 г.
На мой вкус сыровато. Автор переносит собственные психологические проблемы и переживания на героиню. Всё это очень похоже на подростковые терзания по поводу неустроенности и не понимания своего места в жизни. Героиня бежит от настоящей жизни в параллельный мир, где её жизнь имеет смысл, а для реального мира погибает.