Моисей Марков «Ошибка физиолога Ню»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Контакт | Ксенофантастика | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Единственная в русскоязычной литературе попытка написать непрерывную историю будущего цивилизации длиной в миллион лет, сопоставимая с творчеством Олафа Стэплдона.
Желаете узнать, что ждёт человечество в случае неуправляемого прогресса? Пообщайтесь с остатками марсианской цивилизации.
Повесть написана в 30-х годах.
Входит в:
— журнал «Наука и жизнь № 10, 1985», 1985 г.
— журнал «Наука и жизнь № 8, 1985», 1985 г.
— журнал «Наука и жизнь № 9, 1985», 1985 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 16 марта 2016 г.
Герои повести едут в поезде и неторопливо сочиняют непрерывную (то есть буквально событие идет за событием без разрывов на невообразимом интервале времени) историю Марса от момента появления там человекообразных марсиан до гибели их последней цивилизации спустя миллионы лет: в некоторых эпизодах события прошлых эпох воспринимаются самими марсианами как нами воспринимаются библейские истории. По масштабам и некоторым сюжетным деталям (коллективный разум, киборгизация, телепатия, крылатые люди, генетические эксперименты, освоение космоса) произведение удивительно напоминает роман Стэплдона «Последние и первые люди». Написан в 30-е годы, в то же время, что и произведения английского «коллеги» (сам автор писал, что «до Мастера и Маргариты», до 1940г) однако пришел к читателю лишь в 80-е. Это единственный уникальный образец детальной истории будущего считай что человечества (марсиане не отличаются от людей, а люди — их потомки) в советской НФ, ничего общего не имеющий с фантастикой ссср ближнего прицела.
В повести чувствуется некоторое влияние идей К.Э.Циолковского и теоретиков биокосмизма 30х годов, что позволяет отдать Маркову лавры первого в русской литературе философа-трансгуманиста, не уступающего британцам вроде Стэплдона,Холдэйна,Бернала и Хаксли.
С литературной точки зрения текст примитивен и перемежается неуместным и странным по сегодняшним меркам гротеском. Например посадочное поле для корабля пришельцев заботливо прикрывают «красивым ковром» (хорошо хоть котиков на него не сажают). Также логика повествования хромает — Марков проговаривает футурологические концепции и философские системы , не обращая внимание на детали сюжета: цивилизация, дошедшая аж до технологий создания с нуля генома человека не смогла обеспечить себе бессмертие, хотя знала, что это возможно на двух конкретных примерах. Или того хлеще — пронесла ненависть к инопланетянам в течении геологических эпох.
Сюжет имеет смысл пересказать, т.к. 99% читателей вряд ли заинтересуются этим советским ламповым ретро, устаревшим даже на момент издания, одновременно наивным и тяжеловесным, как советский утюг.
В мировой литературе именно непрерывных летописных описаний будущего на миллионы лет вперед очень немного — Стэплдон («Последние и первые люди»),отчасти Фламмарион («Гибель мира»), Станислав Лем («Осмотр на месте»), Альфред Деблин, Гастон де Павловски и наш Марков полностью исчерпывают список подобных авторов. Оценка 5 баллов — за первый в русской фантастике образец трансгуманизма и головокружительные масштабы изображаемого.