fantlab ru

Елена Михалкова «Тигровый, черный, золотой»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
18
Моя оценка:
-

подробнее

Тигровый, черный, золотой

Роман, год; цикл «Расследования Макара Илюшина и Сергея Бабкина»

Аннотация:

Новое дело Макара Илюшина и Сергея Бабкина началось со лжи. Частные детективы, специализирующиеся на розыске пропавших людей, берутся найти исчезнувшие из музея картины. Мир людей искусства полон неприглядных тайн, интриг и подводных течений, заблудиться в нем легко, а вот найти выход – сложно.

Как разобраться, кто талантлив, кто бездарен? Чьи работы стоят дорого, а чьи – не окупят и потраченных красок? Как связаны кража картин и жестокое убийство? Об этом – в детективе Елены Михалковой «Тигровый, черный, золотой».

Обидеть художника может каждый? Попробуйте. Если не боитесь.

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Тигровый, черный, золотой
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка, которая детектив, разворачивающийся в среде художников, не могла пройти мимо меня.

Сюжет таков. Есть некий местечковый союз художников, на одной из выставок которого пропадают две картины. Автор работ – его член, самодеятельный художник спорных (если не сказать сомнительных) талантов, но зато бизнесмен, и не очень жаден в отношении упомянутого союза. За что и держат. Впрочем, быстро выясняется, что упомянутого деятеля большинство побаивается (мотивы этих страхов несколько притянуты за уши, но тем не менее). Очаровательная девушка-искусствовед Анаит (помощница того самого бизнесмена) нанимает Бабкина с Илюшиным искать картины. Дело движется медленно, пока вдруг не упирается в несколько трупов. В духе «ничто не предвещало». Ну и до кучи красавица Анаит вовлекается в романтическую историю, не лишенную доли патоки.

В общем, мы снова имеем довольно типичную для автора схему – толпа людей с разными характерами, меж которых вьется расследование. В этот раз неторопливо.

Из плюсов – паноптикум художников, описанных со свойственной автору иронией, местами граничащей с цинизмом, два кота — Тиран и Мучитель, а также прекрасные выражения типа: «творческий акт постмодернистской импровизации», «колористическое решение свидетельствует о переосмыслении традиционных образов и уходе в авангардизм для усиления изобразительного воздействия полотна».

Из минусов — детектива здесь оказалось исчезающе мало, а мотивы большинства участников безобразия – близки к уровню аргументации субъектов детского дошкольного учреждения.

По описанию вроде как все ожидаемо симпатично, но, как ни странно, книжка читалась медленно и без особого увлечения, хотя и не без удовольствия. А обычно детективы Елены Михалковой проглатываются за пару дней. Пожалуй что, романтическая история тут лишняя. Но зато почти не было Маши :)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Волшебная сила искусства

«Хорошо шли кони, но не на скалах, а среди колосящихся полей. Конь должен быть могучим жеребцом с такими переразвитыми мышцами, словно он не носился по вольным пастбищам, а таскал тяжелую упряжь. Вороной конь ценился больше белого. И никаких косичек из гривы, боже упаси!

Между прочим, она заметила, что чем обильнее грива у коня, тем больше вероятность, что покупатель окажется лыс.»

Очаровательный ироничный детектив. Не «иронический», прошу заметить, в каковом жанре блистала Дарья Донцова сотоварищи, добившись за многие годы эксплуатации стойкого рвотного рефлекса, на словосочетание «иронический детектив» (выражаю только свое мнение, если кому заходит — на здоровье).

Елена Михалкова, при не меньшей плодовитости, талантлива и остроумна. Хотя склонность эксплуатировать хайповые темы у нее не меньшая, а количество романов по числу прожитых лет поражает воображение. Про выбор беспроигрышно-популярных тем — это особенность мейнстрима, работать с тем, что интересно большинству. Про «быстро и много пишет» — был Энтони Троллоп с его полусотней романов, и это при том, что писал чернилами, при свечах, в свободное от работы время. Дай ему компьютер и редакторов издательской группы «Эксмо-АСТ», он бы всю сотню наваял. И главное — заниматься любимым делом легко и приятно, а писать Михалкова совершенно точно любит.

Итак, «Тигровый, черный, золотой»: из Имперского союза художников, накануне зарубежной выставки, украдены две картины, которые предполагалось экспонировать. Харизматичный интуитор Макар Илюшин и брутальное добро-с-кулаками Сергей Бабкин берутся за дело, погружаясь в хитросплетение интриг тесного, но яркого круга живописцев. Попутно, как водится, раскрывая множество других преступлений.

Галерея образов людей искусства необычайно хороша: вот возомнивший себя анималистом торговец сантехникой Бурмистров — это его картины похищены, хотя по общему признанию коллег самым ценным в них были багеты. Вот его референт Анаит, искусствовед с отменным вкусом, но без возможности устроиться на пристойное место.

Вот пчелка Майя, поставившая на поток штамповку натюрмортов с пионами, а в исполнении Игоря Князева так и вовсе великолепна. А вот ее потерявшийся в новой жизни муж Колесников. Охальник Ломовцев (но талантлив, чертяка), сын знаменитого художника и сам замечательно талантливый, которому отец не только не помог, но сделал все, чтобы сын не пошел по его стопам Акимов.

А есть еще богиня хайпа Рената Юханцева (да-да, успешно эксплуатирующая то, что любит публика, на недавнем вебинаре один.хороший писатель сказал. что всех героев пишет из себя, похоже не он один). Гордая носительница полутора мозговых извилин Голубцова, городская сумасшедшая Фаина, функционеры от искусства, кормящиеся при нем, как водится, более богато и разнообразно, чем творцы. Скандалы, адюльтеры, безобидное читерство, откровенное мошенничество, циничное злодейство.

Анекдотичный повод для расследования обрастает подробностями: не менее анекдотичными, трогательными, пугающими. Все вместе производит отличное, хотя несколько винтажное, впечатление. Слушая аудиокнигу в блистательном исполнении Игоря Князева, была уверена, что написано это в тучные нулевые, а антураж современности добавлен постфактум. Однако атмосфера, настроение, глубинные реалии времени — оттуда, тогдашние. Интересно, это только мое впечатление или другие тоже обратят внимание?

Отличный роман, напоминающий, что детектив может быть интересным без расчлененки, гниющих останков сексуально эксплуатации детей и вот этого всего, в таком множестве представленном в современных произведениях жанра.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍֍֍ МНОГОХОДОВЫЕ ИНТРИГИ, или «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» В МУЗЕЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА ֍֍֍

«– Работа называется «Бенгальские тигры», – сдержанно ответила Анаит.

Бабкин издал горловой звук, который свидетельствовал о сильном воздействии искусства на его неокрепшую душу. Илюшин благоговейно помолчал.»

Роман «Тигровый, чёрный, золотой» Елены Михалковой – «новое из Михалковой», вышел в 2022 году.

Спасибо, Елена Ивановна, что не ставите точку в цикле «Расследования Макара Илюшина и Сергея Бабкина». Думаю, что я – не единственная поклонница Вашего творчества и полюбившихся персонажей этой серии.

Даже не заметила, как прочитала один за другим все романы о незаурядном дуэте частных сыщиков и невероятной интуиции лидера в расследованиях – симпатичного и обаятельного «вечного студента» Макара Илюшина. «Медвежонок» Сергей Бабкин любим не меньше Макара. Сама удивляюсь, как персонажи книг, когда читаешь циклы (серии) постепенно становятся твоими друзьями.

***

Сразу же порадовало, с первых страниц, что Елена избрала юмористический стиль повествования. Очень мило. Тут же вспомнился «Человек в коричневом костюме» Агаты Кристи, любимый писателями-детективщиками, пишущими в «лёгком» детективном жанре. Достойная учительница – королева детектива Агата Кристи. Маленький поклон в её сторону (оммаж) – это тоже приятно.

Меня зацепило с конца 1-ой главы: хорошо цепляет. Ну, а дальше всё покатилось, как по маслу. Прям наше женское всё: хлебом не корми – дай поскандалить, или со стороны посмотреть, как другие «грызутся». Как «мышь музейная» – Юлия Кулешова – фу-у-у … и впрямь мышами запахло! Умеет же Елена Ивановна настолько быть выразительной и убедительной …

… Идея романа проступила довольно скоро и отчётливо: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Пробьются, если у них имеются деньги и связи. До Парижской выставки в Лувре дойдут. Были бы деньги… Так и пускают пыль в глаза. А народ, кичась своим «пониманием» живописи, или любой иной формы искусства, в котором не понимает абсолютно ничего, будет напускать на себя важный вид знатока …

Кстати, вспомнилась совсем небольшая, аналогичная по идее, вещица о художнике: «Рождение знаменитости» Андре Моруа (1957).

***

Что же относительно самого романа? Общее впечатление: книга понравилась. Но осталось какое-то чувство маленькой неудовлетворённости. Как будто книгу начинал один автор, а закончил другой. Это сугубо личное впечатление. Возможно, из-за того, что слишком крутая и стремительная развязка. А может быть так и было задумано автором.

Елена Михалкова, на мой взгляд, не написала ни одного, похожего на другой, романа. Все они разные. Цельные. И этот – не исключение.

На этот раз автор решила погрузить своего читателя в сферу «интеллектуальной» художественной элиты. Бомонд. Для меня художники – народ ещё более непонятный, чем музыканты. Искусство – вообще фантастическая область. Каждый видит и понимает его по-своему. Я преклоняюсь перед людьми, чья профессия – искусствовед. Хорошо знакома с одним из них. Ходячая энциклопедия. Много надо было учиться. Очень много знает человек. Ещё бы! Работает в Эрмитаже. При этом очень скромно живёт. Кстати, похожа на Анаит.

А кто из людей искусства живёт богато? Каким путём достигается это богатство? – Об этом, главным образом, роман «Тигровый, чёрный, золотой». Елена сведёт нас с такими персонажами, которым самое место за решёткой.

Но есть и положительные герои. Очень живой и яркой получилась 25-летняя искусствовед – Анаит. Чудо, как хороша. А характер какой!

В романе много персонажей. У Елены всегда так: большая компания. Сюжетная линия одна – музейная. Странное преступление произошло в музее: кража странных картин. Пачкотня предпринимателя Бурмистрова, разбогатевшего на продаже сантехники. Теперь – художник. От слова «худо». Но … В общем, читать надо.

Сюжет закручен хитро и умно. Получилась «богатая» криминальная история. Елена Ивановна на этот раз поражает познаниями в области не только живописи, но и ювелирного искусства. Здесь «подружились» два направления тонкой сферы человеческой: создание картин и украшений. Украшения жизни. Вложение капитала. Бизнес. Преступления на почве алчности. Самая реальная тема для лучших детективных историй: деньги, нажива.

А ещё в этот раз МНОГО Бабкина и Илюшина. Класс! Я упивалась встречей с любимыми героями. С самого начала и до конца они не исчезали со страниц романа. Это было впервые.

Автор показывает их в развитии. Всё-таки время движется неумолимо. Да и сама Елена в своей творческой ипостаси тоже меняется: чувствуется зрелость автора в сочетании с молодостью. Она по-прежнему неистощима на выдумку сюжета. В постоянном поиске.

Хорошая книга во всех отношениях для своего жанра. Есть о чём подумать после прочтения. У меня всегда так бывает после встречи с Михалковой – исследовательницей человеческих душ и характеров.

P.S.

«Подведем итог: минус три игрока и зачищенное поле. Меня смущает в этой картине только одна деталь…»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх