Джо Холдеман «Камуфляж»
Два чужака так давно живут на Земле, что уже позабыли, кто они на самом деле и откуда пришли. Оба способны менять обличье, но одному для этого достаточно мгновения ока, и он способен превращаться только в людей мужского пола, а другой может стать хоть большой белой акулой, хоть земляным червем, хоть подставкой под телевизор. Один бродит среди людей с тех пор, как Homo sapiens выделился в самостоятельный вид, другой меньше века назад впервые выполз на сушу из океанских глубин. У них очень мало схожего друг с другом, кроме пристрастия к оборотничеству. Но теперь появилась и общая цель.
На Земле должен остаться только один бессмертный пришелец, ведь на дне Тихого океана у берегов Самоа его ждет потерянный ключ к собственному прошлому...
Входит в:
— антологию «The James Tiptree Award Anthology 2», 2006 г.
— антологию «Nebula Awards Showcase 2007», 2007 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2004 | |
лауреат |
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2005 // Лучший роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 2005 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第39回 (2008) // Переводной роман |
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 17 ноября 2011 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2ODNmsU).
По форме эта книга относится к довольно редкому, но не всегда питательному субжанру — фантастический хоррор на условную тему «Чужой и Хищник против Прометея», но написана еще до того, как подобные кроссоверы стали мейнстримным явлением с подачи Мarvel. Эта реализация одна из лучших в своем роде после пальповой классики 1950-х от Хола Клемента («Игла») и исполненного презрения к возрастным рейтингам боевика 1980-х с Кайлом Маклахленом («Скрытый враг»), хотя, будем откровенны, самые мощные страницы книги не содержат почти ничего фантастического, а относятся к Батаанскому маршу смерти во времена Второй мировой, ведь именно там Холдеман щедро делится с персонажами своим жизненным опытом героя вьетнамской войны.
Много миллионов лет назад в далеком регионе Галактики развилась раса бессмертных существ, способных принимать почти любую форму и неуязвимых для большинства видов оружия — убить подобную тварь, конечно, можно, однако после смерти она соберет себя заново, даже если сжечь ее в пепел. Одно такое существо завербовалось в местную Группу Свободного Поиска и обнаружило дочеловеческую Землю. Мир этот ему понравился, и оборотень принял обличье животного, стоявшего в то время на вершине пищевой цепочки, а именно гигантской белой акулы. Так и дожил до наших дней, вконец забыв, откуда прилетел и с какими именно целями. Но в 1931 году псевдоакуле вдруг захотелось выйти на сушу — посмотреть, что за странные безволосые обезьяны возомнили себя владыками мира. Возможно ли понять, как мыслят эти забавные невкусные приматы и к чему стремятся?
В эту основную сюжетную линию (назовем ее условно «Сферический Чужой») вливаются еще две. Одна повествует о том, как в 2019 году на дне Тихого океана у побережья то ли Тонга, то ли Самоа (Холдеман иногда путает эти два архипелага между собой) нашли затонувшую американскую подлодку, а заодно — странную, примерно сферической формы, вундервафлю из сверхплотного вещества, непрозрачную для всех форм электромагнитного излучения и ломающую на осколки алмазный бур. Кто сказал «Крайтон»? Назовем эту линию «Сферический Прометей».
Во второй — назовем ее «Сферический Хищник» — нас словно бы задним числом (общий недостаток сюжетной архитектуры этой работы) информируют о том, что тварь из глубин космоса на Земле не одинока. Есть еще как минимум один представитель сходного (но не вполне идентичного) вида, живущий среди людей и способный принимать только человеческую форму. Зато почти любую и в мгновение ока, в то время как оборотню № 1 для этого требуется долго и нудно прыгать через пень и реконфигурировать костно-мышечную структуру. Еще одно радикальное отличие сферического Хищника в том, что он убивает ради забавы (и нанимается, к примеру, ассистентом доктора Менгеле в Освенцим), а бывшая акула, учась имитировать людей, начинает проникаться их эмоциями и испытывает ко всем формам убийств неподдельное омерзение.
А теперь вы сами попробуйте догадаться,