fantlab ru

Лэрд Баррон «Инициация»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.79
Оценок:
238
Моя оценка:
-

подробнее

Инициация

The Croning

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Странные вещи таятся на периферии нашего существования, охотясь за нами из тьмы, неподвластной свету наших огней. Черная магия, странные культы и кое-что похуже – все это обитает в тенях. Дети Старого Кровопийцы живут рядом с нами с незапамятных времен. И они любят нас.

Дональд Миллер, геолог и ученый, ходил по краю бездны большую часть своих восьмидесяти лет, ведя жизнь, мечущуюся между трогательной рассеянностью до губительных для рассудка прозрений. Теперь все должно подойти к завершению. Дональд узнает темные секреты о свой жене Мишель, о своих детях-близнецах, обо всех, кого он знает и кому верит. Ибо Дональд раскроет тайну Ведьмоства… Лэрд Баррон, автор “The Imago Sequence” и “Occultation”, представляет свой дебютный роман о космическом ужасе — “The Croning”.

© Перевод аннотации geralt9999

В произведение входит:


6.25 (4)
-

Входит в:

— условный цикл «Pacific Northwest Mythos»


Номинации на премии:


номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Нокт / Premios Nocte, 2015 // Зарубежная книга

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Инициация
2017 г.
Инициация
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Croning
2012 г.
(английский)
The Croning
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

После сумбурного «Режима забвения» и абсолютно невнятного «Северного сияния», Баррон смог меня приятно удивить!

Настоящие удовольствие для любителя тягучей атмосферы! Здесь гораздо больше Лавкрафта, чем в большей части современных «Мифов Ктулху«!

Начинается всё с пересказа сказки про Румпельщтильцхена, точнее… по мифологии книги – изначальной истории, которая легла в основу сказки. Большую часть этой главы занимает путешествие сына мельника, который пытается выяснить имя карлика. Первое время эта глава мне не очень понравилась – слишком много упора на «грязный» аспект средневековья – не люблю подобное смакование. Но потом наш герой приходит в отдалённую деревню с некоторыми странностями… и становится свидетелем ритуала. И вот по мере того, как он уходит всё дальше от центра королевства, вся эта грязь уступает место почти Говардовской мрачности. Даже вспомнились вещи вроде Чёрного Камня и Червей Замли.

Ну и конечно реальная история имела намного менее счастливый конец, чем известная нам сказка.

После этого мы переносимся в наше время. Нашего героя зовут Дон Мельник – и тут, думаю, почти всем будет понятно, что он потомок того самого мельника из пролога. Он — бывший геолог, но на момент повествования ему уже за 80, к тому же страдает провалами в памяти. Его жена Мишель – антрополог, когда-то она плотно занималась поиском пропавшего племени, «маленького народа», и была сторонницей теории полой Земли, за что подверглась освистанию большей части научного сообщества. Вся молодость супругов прошла в экспедициях, а Мишель продолжает в них ездить и в преклонном возрасте.

Повествование постоянно прыгает во времени – то нам рассказывают о том, что происходит «сейчас», то переносит во флэшбеки Дона – как правило в 80-е – время его наиболее активной жизни. И вот в этих флешбеках изначально и происходит большая часть «интересностей», так как почти в каждом из них в конце герой попадает в передрягу и сталкивается с какой-то жутью. Причём нагнетается она хорошо, постепенно. На пример: вначале Дон попадает в компанию мутных личностей, похожих на головорезов, потом один из них вдруг между делом поёт замечательную песенку «Крутится-вертитсяя шар голубой, славу Червю воздадим мы с тобой!»… и вот нашего героя уже несут в пещеру, намереваясь принести в жертву.

Кстати интересно, уж не тот ли это Червь, чьи тайны описаны в том самом БОГОМЕРЗКОМ гримуаре? Ответа на этот вопрос нам не дадут.

Но, как бы то ни было, всякий раз после этих событий Герой очухивается в полу-бессознательном состоянии, все странные события кажутся ему не то сном, не то глюком, а потом и вовсе забываются… Амнезииия!

В наше же время…

Долгое время кажется, что вообще ничего не происходит – люди просто живут своей повседневной жизнью, к нашим старикам приезжают в гости взрослые дети, они общаются, делятся воспоминаниями… В этом месте в середине книги она может показаться довольно затянутой, но на самом деле там есть детали, на которые стоит обратить внимание. Да и вообще, мне кажется, что эта затянутость намеренная и сделана она для того, чтобы усыпить бдительность и как бы поставить читателя на место живущего размеренной жизнью Дона.

И постепенно появляется ощущение, что… что-то не то… На уровне каких-то странностей на границе зрения, приоткрытой двери в погреб, недосказанностей, и чем дальше, тем больше это всё начинает походить на какой-то спектакль для героя. Как будто всё вокруг-декорации, построенные специально для Дона, а многие из тех, кого он знает – актёры. И иногда у этих актёров начинают немного съезжать маски, а декорации – покашиваются, и за ними начинает проглядывать Нечто…

И на самом деле это всё прям очень по-Лавкрафтовски! Эта хрупкость мира чувствуется, и чем дальше, тем сильнее, особенно когда частички мозаики начинают сходиться в общую картину. Чем дальше наш герой открывает тайны и погружается в них, тем больше его мозг начинает отказывать. Есть тут очень хорошая фраза, описывающая механизм безумия не только Дона, но и многих героев Лавкрафта

«Его сознание оценило уровень угрозы, которую несло в себе это попрание здравого смысла, и решило притушить огни и вывесить табличку «не работает»»

Но на самом деле есть тут и ложка дёгтя, хотя и довольно странная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я давно говорил, что иногда лучше не объяснять всё, что происходит и оставить недосказанность. Когда Баррон объясняеьт нам намерения «ужасно иных, космических, чуждых человечеству и невообразимо богохульных в своей мерзости» существ, то намерения эти оказываются не такими уж чуждыми, иными, а вполне себе земными. Штука, к сожалению, довольно распространённая среди «последователей» Лавкрафта.

А странная эта ложка дёгтя по тому, что… как будто и герой и автор сами понимают эту проблему. Вот высказывание Дона, которое полностью передаёт мои мысли.

— И это всё? Я подозревал, что у вселенной есть какой-то грандиозный план на наш счёт, либо она монументально равнодушна к нам. Но та фигня, которая происходит в Олимпии, меня разочаровала.

Но, надо отдать должное – всё это раскрытие происходит ну прям совсем в конце и при этом книга ухитряется сохранить атмосферу.

Рекомендовать книгу, или нет.. не знаю.

Хороших атмосферных моментов в книге очень много, особенно ближе к концу – это и описание иного мира, и преображения некоторых персонажей, и более экшеновые моменты (побег из дольмена!!). Местами она действительно очень Лавкрафтовская, местами отдаёт Говардом и даже Мэкеном – особенно что касается темы «маленького народа». Жести и садизма особо нет, за что автору отдельный плюсик от меня!

Но книга эта очень долго раскачивается и любители быстрого действия явно заскучают. Вещица такая, обволакивающая очень постепенно. Язык тут… разный. Иногда очень простой и разговорный, даже с ругательствами — когда он, собственно передаёт речь героев и описывает какие-то бытовые моменты. А иногда бывает и вполне поэтичный, с красивыми метафорами и т. п.

Оценка была бы 8 если бы книга была написана давно, но для «современного хоррора» это точно 9!

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно скучное и растянутое произведение. Страниц 300 из 430 — это просто какое-то размытое повествование, наполненное картонными персонажами и мистикой среднего сорта, которая, по всей видимости, должна взбудоражить читателя, но из-за все той же растянутости это невыполнимая задача. Видимо, автор хотел таким образом создать должную глубину, но уместить в одну книгу и «Будденброков» и сборник Лавкрафта ему, увы, не удалось: вся глубина здесь показушная, экскурсы в личности вскользь упоминаемых персонажей не несут ничего, кроме скуки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельно в этом плане хотелось бы упомянуть 4-ю главу («Спиритический сеанс») — это вообще бессмысленный кусок книги, в котором того спиритизма — кот наплакал, и все сконцентрировано, опять же, на описании ничего не значащих деталей
Из плюсов сюда можно добавить, разве что все эти описания достаточно красочны, отчего темнота, лесные запахи, краски, таинственные дольмены, пещеры и шершавые валуны живо встают в воображении.

Конечно, для «затравки» Баррон нагоняет немного жути в начале, потом ещё немного, и ещё, но делает чересчур пространственно: история с тайным культом, амнезией, заговорами — это прекрасно, но когда одно и то же пережевывается с десяток раз, а до настоящего действия дела так и не доходит — уж простите. Ужимки и «подкаблучничество» (прошу прощения) главного персонажа вкупе с каким-то навязчивым муссированием его «склероза» и рассеянности порой до того раздражают, что пропадает желание читать вовсе. Хочется сказать: «Лэрд, да мы поняли уже, что вокруг творится какая-то чертовщина, хватит ходить припугивать нас, приоткрой завесу и напугай по-настоящему!». Но нет, автор остается верен себе и продолжает толочь воду в ступе практически до самого конца, где действие (пускай и картинно, с «партийной» речью злодея) хоть немного разгоняется.

Сзади на обложке значится, что Баррон — «признанный мастер рассказа» и, стоит признать, что если сократить «Инициацию» на 90% — мы получим интересное произведение с уже знакомой, но все ещё щекочущей нервы идеей о «those who came before us». Но в том виде, который всё же представлен нам, мы имеем посредственный роман с вялым сюжетом и мистикой постольку-поскольку. Бодрое начало с вольным пересказом известной сказки в духе «Сказок сироты» Кэтрин М. Валенте (это комплимент, если что) и неплохая концовка, но между всем этим — трехсот страничные «прозревания» старика, который вдруг опомнился в 80 лет, что что-то нечисто — нужно ли вам это?

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то тут писал, что это БЕССВЯЗНАЯ книга. Да, немного неудачно выбраны переходы на воспоминания. До середины книга кажется бессмысленной. Но подумайте- главному герою восемьдесят и у него деменция( хотя вконце ему Бронсон Форд скажет, что это лишь Прикосновение к Великой Тьме.) Его рассудок прояснится, только когда это нужно Детям Червя. Затем он словно покрывается плёнкой.

Книга начинается с... Сказки на новый лад!

А потом из Мерзкого средневековья автор переносит читателя в наши дни, временами кидая его в омут памяти Мельника, а не Дамблдора.

И половина таких падений сходные с Алисой в стране чудес.

Что особенно хочется выделить- атмосферность сцены в лесу и около карстового разлома. Кажется, будто эти места автору удалось передать визуально. Страх, почти как у Рэндольфа Картера, когда Дон слышит голос в телефоне : Бросай Хэнка и спасайся! Беги! « У дольмена, как его преследует голос жены..

Кстати, его жена- это главный Ужас, который идёт через всю книгу. Некое доминирование( не только в спальне, когда она поимела его, как конь) отсылает к матриархату, феминизму.

А Карлик из пролога приходит к старику и вконце, делая предложение обессмертить его за жизнь ребёнка. Финал мрачнеет, тени сгущает.

Амнезия и всякие фантасмагорические ужасы восприятия мира на месте, так что Лавкрафт был бы доволен.

Автору удалось соединить современные технологии с ужасом перед тьмой , неизвестностью. Открытая дверь в подвал и вывенченные лампочки сейчас редко пугают. А главный герой боится темноты, потому что в ней живут Чужие, питающиеся страхом муравьишек. То есть людей.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В процессе чтения ощущения и впечатления от прочитанного менялись.

Начинается роман очень интригующе: с событий, происходивших в «стародавние времена», ну то есть, то ли на самом деле это происходит, то ли это красивая и жуткая сказка про зловещего карлика, который, некогда заключив договор с королевой, явился в назначенное время забрать свою дань, новорождённого ребенка королевы. Зачем он понадобился карлику, мы узнаем в самом конце книги, и знание это не для слабонервных.

Далее идет тоже очень интересная и многообещающая глава про приключения тогда еще молодого главного героя по фамилии Мельник (так-то он Миллер, но переводчица осознанно перевела фамилию, чтобы сохранить смысл происходящего в первой главе) в Мексике: исчезнувшая жена, какие-то мрачные криминальные личности, темный ритуал, едва не завершившийся гибелью ГГ.

Далее события перемещаются в более позднее время (1980 год и наши дни), и тут повествование несколько увядает. Собственно, причиной тому излишнее нагромождение подробностей, повышенное внимание автора к несущественным деталям. Одним словом, та самая «вода», которой пропитаны многие произведения Кинга. Можно смело убирать добрую часть текста, и сюжет от этого ничего не потеряет. Но все же интрига постепенно закручивается, завеса тьмы сгущается над главным героем и его близкими, но до поры до времени она довольно зыбкая, и остается только гадать, какие же именно чудовища, какие земные или неземные ужасы за ней скрываются.

Раскрываться же карты начинают где-то в последней четверти романа, и вот тут уже скучать не приходится. А приходится время от времени испуганно озираться по сторонам: не подкрадывается ли кто из темноты. Страху Баррон нагоняет мастерски. Обещают нам в рецензии «ужас воистину космических масштабов», и его мы сполна и получаем, причем в самом буквальном смысле, ибо Зло, как и у Лавкрафта, является из невообразимых глубин Вселенной. Да, влияние ГФЛ явственно прослеживается, хотя и не в таком прямом заимствовании, как, например, у Мастертона в «Жертвоприношении». Здесь оно тоньше, но от этого становится только еще более жутко. За внешне безобидным фасадом скрываются невообразимые ужасы. Всплывет в положенное время и таинственный карлик, и та старинная история окажется неразрывно связанной с настоящим.

Да, на все происходящее можно взглянуть и с несколько другой стороны. Главный герой постоянно обильно употребляет алкоголь, курит травку, и все происходящее можно было бы списать на алкогольные и наркотические галлюцинации, но данная версия происходящего не кажется ни капельки достоверной. Здесь все же самое что ни на есть чистое Зло, и в который раз мы убеждаемся, насколько тонкая грань отделяет привычный нам мир от Неведомого и Запредельного.

Добротный атмосферный хоррор без хэппи-энда. То, что доктор прописал.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Терять память. Страшнейшее бедствие, грозящее каждому — угасание воспоминаний. Смерть при жизни. Некроз частичек всего, что составляло твой мир, тебя самого. Как часто, блуждая по коридорам памяти, ты останавливаешься на пороге комнат, погруженных во мрак первозданной пустоты. Если в этот момент твое сердце пропустит удар, его можно понять. Утрата тяжела и невосполнима. Но бывают случаи, когда тьма — благо. Если ты собираешься зажечь свет, подумай дважды. Если ты намереваешься шагнуть во тьму, умоляй ее остаться.

Поверь, тебе не нужно видеть то, что в ней прячется.

Говорят, старость — не радость. Дону Мельнику перевалило за восемьдесят. Где тот спелеолог, без страха забиравшийся в разверстые пасти пещер? Куда подевался авантюрист, сплавлявшийся по Юкону в компании ящика виски? О, нет, нынешнему Дону по душе блага цивилизации, удобное кресло под седалищем и пара бокалов винишка с друзьями. И кто его упрекнет — по мерке большинства он прожил достойную жизнь. Неплохая репутация в научных кругах, двое успешных детей, супруга — очаровательная Мишель, звезда антропологии. После стольких лет их союз крепок на зависть.

Единственное, что омрачает благостный вечер жизни Дона, все чаще возникающие провалы памяти. Старческая деменция наконец-то взялась за свое и на пороге призрак Альцгеймера? Ночные кошмары, чья суть ускользает при пробуждении, оставляют его с колотящимся сердцем. Боязнь темноты побуждает пренебречь счетами за электричество. Отлучки по-прежнему деятельной Мишель в очередную экспедицию порождают паранойю и страх за нее.

Приложив усилие, я понимаю, почему «Инициация» может вызвать неприязнь: в ней как будто ничего не происходит, а так называемая «движуха» начинается где-то за пару-тройку шагов от финала. Слово «идеальный» очень громко вопит, но лично для себя не берусь определить как-то иначе стиль, в котором написана «Инициация»: минимум действия, плотная гипнотическая проза, по-лавкрафтовски насыщенная атмосфера. Всепроникающее предчувствие неумолимой близости края бездны. Обреченность.

Не нужно спешить, торопиться добраться до момента, «когда покажут монстра». Разве это главное в хорроре такого рода? Этой книге нужно отдаться целиком: вязкий плотный слог автора и умение работать с деталями создают угрюмое, тяжелое, натянутое до дрожи предгрозовое настроение. Возвышающиеся в чаще текста дольмены и жертвенники, шныряющий за буквами маленький народец и черви, прокладывающие слизистый путь между строк, пробуждают в памяти что-то из Говарда. Кажется, вот-вот заледеневшую в ожидании тишину разобьет бой барабанов, идущий словно из-под земли...

Тогда очевидно, что «Инициация» изобилует жуткими ситуациями, и, окажись вы на месте главного героя, то вмиг бы сбросили пару-тройку килограмм. Туманные намеки, отсутствие конкретики — вы не знаете, на что обратить пристальное внимание, откуда, образно говоря, ждать удара. Коллекция кукол на чердаке. Внушающие тревогу картины. Детали постепенно сплетаются, а некоторые тропки так и остаются ложными. История одного дурацкого спиритического сеанса. Взгляд в пустоту карстового разлома. Вывернутая лампочка. Воспоминания мелькают, накладываясь одно на другое. Агенты спецслужб. Культы. Исчезнувшее поселение. И... Господи, почему эта чертова дверь погреба опять приоткрыта?!

«Инициация» — это история человека, который всю жизнь прожил на краю бездны, не подозревая об этом. Но пелена спадает, и в этом случае поздно ничуть не лучше, чем никогда. Незнание — благо. У Баррона человек не имеет ни единого шанса противостоять вторжению сверхъестественного. Хуже — человек, низведенный до ничтожества, и есть цель, ресурс, пища, забава. И от откровенных признаний древних сущностей в любви к нам почему-то не становится легче. Читайте, кормитесь, насыщайтесь этой книгой. Страх придает мясу особый оттенок вкуса.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация обещала историю погружения в безумия, медленный распад личности, галлюцинации и припадки... Дряхлеющий геолог сходит с ума и в предсмертных видениях обнаруживает, что его мир совсем не такой, как кажется...

Ничего этого, по сути, в книге нет. Я сильно ошибся — и прочитал один из лучших романов ужасов, которые за последние годы издавались на русском. Конечно, роман этот — вызывающе немодный, а с точки зрения «гендерного баланса» и вовсе запредельно архаичен. Но в целом культ Великой Матери всегда остается на заднем плане повествования — а культ этот с точки зрения мужчин всегда выглядел зловеще. Баррон генерирует страхи не в сознании герои, а во враждебном внешнем окружении; конечно, образ жены Мельника — поистине кошмарен, странно, что многие этого не замечают. И вообще женские образы иногда гораздо страшнее чудовищ под масками людей, разного мерзкого отродья, выползающего из дверей в стволах деревьев, карликов, обитающих в пещерах — и прочей сказочной атрибутики, отсылающей к архаичным верованиям.

Поначалу книга кажется собранием рассказов на близкие темы, условно связанных и подогнанных под рамку романа. Баррон рассказами и повестями известен, романов написал только два — и структура этого романа сложнее, чем может показаться. Вязкое ощущение ужаса возникает постепенно — и выглядит куда убедительнее, чем у Лиготти, положим. Но сравнения с Лавкрафтом и Мейченом не должны обмануть читателей — книга написана в ином ключе и той глубины осмысления мифологического материала, которой добивался Мейчен, у Баррона искать не стоит. Антропология подчас выглядит весьма сомнительно, а связь геологических и антропологических выкладок скорее намечена, чем воплощена в тексте. Неувязка возникает и с Великими Древними: если у Лавкрафта силы макрокосма вызывают ужас, то Баррону приходится изобретать разные физиологические приемы для возбуждения страха — иначе несопоставимость сил людей и их противников уничтожает всякое напряжение. Как с этим бороться, скажите на милость? Вопрос риторический — и ужас, как во многих пост-лавкрафтианских романах (в «Странных эонах» Блоха, к примеру) сменяется недоумением

Некоторые сюжетные условности были отмечены другими рецензентами: Мельник на девятом десятке демонстрирует молодую прыть, секретных агентов становится так много, что они перестают быть сколько-нибудь секретными; роли посредников совершенно непонятны и т.д.... Но книга интригует — и читается с огромным удовольствием. Не знаю, когда я соберусь ее перечитать — но на полке оставил рядом с «Церемониями»; больше ни одна книга из серии «Мастера ужасов» такой чести пока не удостоилась

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, на сегодняшний день это одна из лучших книг серии «Мастера ужасов». А самое главное — это одна из тех книг, которые нужно дочитать до конца, чтобы понять замысел автора. Начинается всё задорно и динамично. Ритуалы, демоны, культисты — ну, думаю, Лавкрафт встречает Родригеса. Затем долго ничего не происходит — ну, думаю, тоска зелёная. Да сколько ж можно уже описывать скучные будни главного героя!? Ну камон, уже несколько сотен страниц прошло! А потом случается финалочка. И вот тогда я понял, почему книга написана именно так, а никак иначе. Всячески рекомендую.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень специфическое произведение. Настоящий деликатес для гурманов — любителей атмосферного хоррора.

Всем прочим советую даже не приступать к чтению, — будет сплошное разочарование. И проклятия на голову автора за зря потраченное время. Ибо большую часть романа сюжет в буквальном смысле слова стоит на месте: ничего не происходит, никто никого не пугает, кровь не льется, монстры не выпрыгивают. И вообще непонятно: кто, куда и зачем.

В подобных произведениях главную (и, пожалуй, единственную) роль играет саспенс. Читателя не пугают напрямую, ему не показывают монстров, не шокируют кровавыми подробностями. Только намеки: мелькнувшая тень, приоткрытая дверь, внезапно погасший свет, странные звуки в темноте, не успевший остыть след, не успевший выветриться запах. Смертельного ужаса как такового нет: только ожидание чего-то страшного, постоянная тревога и смутное необъяснимое беспокойство. Тяжелая, гнетущая, липкая и изматывающая атмосфера непонятного страха, от которой нет спасения. Тихий, но при этом темный и очень глубокий омут, в котором известно кто водится. И здесь от автора требуется особое мастерство и недюжинный талант. Он в буквальном смысле слова должен провести читателя по лезвию ножа: малейшая ошибка — и читатель заскучает и закроет книгу.

Справился ли в данном случае автор со своей задачей? На мой взгляд, справился. Причем справился на отлично. Я настолько погрузился в атмосферу романа, что финальная развязка вызвала даже некую досаду: пусть бы все так и оставалось в подвешенном состоянии. В подобных случаях я предпочитаю неизвестность, а не раскрытие тайн. Впрочем, концовка все же оставляет некоторое пространство для догадок.

Единственный, на мой взгляд, минус романа — возраст главного героя. Трудно поверить, что речь идет о 82-летнем старике. Если бы автор прямо не указал возраст, я бы подумал, что речь идет о мужчине средних лет — чуть за пятьдесят. Но кто их знает, может у них там все старики такие бравые? Но это уже — придирки. В остальном роман мне понравился. Я бы даже сказал — очень понравился. Ей-богу, чуть не до слез не хотелось расставаться с главным героем. Душа требовала продолжения.

Шедевр? В определенном смысле — да. Но шедевр — сильно на любителя. Соблюдайте осторожность.

Поставлю, пожалуй, 10 баллов.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока паровоз имени «Мастеров ужасов» мчится в кошмарную мглу (в хорошем смысле этого слова), я потихонечку вдыхаю первые пары серии. «Ритуал» Нэвилла был весьма неплох. «Жертвоприношение» Мастертона вызвало восторг. Вот настал черед и «Инициации» Баррона. Правда, отзывы на книгу были ну очень средние. Некоторые поклонники ужастиков называют ее чуть ли не самой слабой книгой серии. Но я привык мыслить позитивно и надеяться на лучшее!

Перед нами раскрывается история престарелого геолога Дональда Миллера. Ему 80+, если мне память не изменяет, он женат на хорошей женщине-археологе, у пары есть дети. Вроде все хорошо, жизнь движется к закату, много чего сделано, много чего открыто. И на мир посмотрел, и семья хорошая. Но вместе с этим есть в жизни Дональда дыры, которым нет объяснений. Эти дыры подаются нам отдельными главами, в которых Дональд вспоминает прошлое.

А в прошлом были очень странные моменты, которым нет объяснения. Странные новые знакомые, приглашение на шабаш к культистам, закрытая вечеринка у любителя искусства, на которой, кажется, у одного из гостей лицо съехало, а за лицом выглядывал омерзительный червяк... Или же это просто последствие алкоголя? Да, точно, это та самая дурь подействовала, которой угостил странный грустный парень. Да и жена какая-то странная на самом деле. Уж не демон ли она?.. Хотя... в каждой женщине есть что-то демоническое=)

Мой энтузиазм относительно этого романа таял, начиная со второй четверти. Интригующее начало, культисты, Мексика, людочерви. Кто-то преследует главного героя всю жизнь, жена странно себя ведет. Кажется, с каждой новой главой сюжет будет раскрываться и ближе к концу мы получим что-то страшно-кровавое, в котором старикашка постарается не захлебнуться и выйти героем. Но к середине мне откровенно стало скучно. Баррон пошел тропами Лавкрафта, у которого все странное было неописуемо ужасным, а сюжет раскрывался только сквозь призму космического бытия. Вот и у Баррона все где-то рядом, где-то шепчет, мелькает среди толпы. «Мы за тобой придем, Дональд!», — слышит голоса герой, но они все не приходят. А когда приходят, то оказывается, что это просто посталкогольные страхи.

Книга разочаровала, к сожалению. Даже у Лавкрафта повеселее все, с учетом времени написания и значка пионера ужасов на груди Говарда. Я честно очень хотел рассмотреть в книге жемчужину, но мне было откровенно скучно ее читать. Перечитывать нет смысла, советовать никому не буду. Проходняк.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Инициация» Лэрда Баррона – вторая книга, вышедшая в серии «Мастера ужасов», первой были «Судные дни» Адама Нэвилла. И если с творчеством Нэвилла я был знаком ранее, то произведения Баррона читать не доводилось. Забавно, что, несмотря на большое различие между книгами, у серии — по крайней мере пока — можно выделить общие тенденции в выборе романов. Это ужасы современных авторов, ранее не издававшиеся в нашей стране. В основе сюжетов лежат культы/секты, упор делается на психологический ужас и переживания героя, а не на обилие насилия и натуралистические подробности. У книг очень стильные и крутые обложки, благодаря которым эти томики хочется приобрести себе в коллекцию. Этому желанию способствует и демократичная цена. Лично для меня главная беда серии в том, что от современного хоррора я жду немного другого, и тема таинственных культов меня вообще не привлекает. Впрочем, разговор о серии в целом продолжим как-нибудь в другой раз, тем более выпуск третьей книги, «Жертвоприношения» Грэма Мастертона, обещают уже в апреле этого года. Скажу только, что пока я гораздо охотнее приобретаю себе в коллекцию книги серии «Самая страшная книга», нежели этой.

«Инициация» (в оригинале — «The Croning», но перевести это название на русский очень проблематично, т.к. crone — старуха, карга, а вариант «Остарушивание» совершенно не благозвучен, так что адаптация названия неплохая) – это первый и пока единственный роман Лэрда Баррона. Его жанр можно определить как смесь ужасов с вирдом (так называемой «странной прозой»). Сюжет вертится вокруг Дона Мельника, восьмидесятилетнего геолога, которому повезло жениться на Мишель и прожить с ней в любви и согласии несколько десятков лет. Правда временами в памяти Дона всплывают обрывки видений жутких событий, на периферии зрения возникают страшные образы, а в повседневной жизни происходит какая-то чертовщина. Но все это мелочи, всего лишь старческая деменция. Или все-таки нет?

И да, сюжет в этой книге именно «вертится». Роман пестрит огромным количеством деталей, наблюдений, побочных историй, которые играют на атмосферу и раскрытие персонажа, но к сюжету имеют лишь косвенное отношение. И для меня это стало серьезной проблемой. Я не люблю книги без интриги, не люблю во время чтения задаваться вопросом, что вообще происходит, и не люблю, когда экспозиция романа длится добрых 250 страниц (это при общем объеме в 440 страниц). И все, что я не люблю, «Инициация» берет на вооружение как особые фишки. А сюжет благополучно отходит на второй план и не возвращается оттуда вообще.

Зато у нас есть превосходная темная и мрачная атмосфера. Угнетенность и напряжение впрыскивается в читателя помаленьку, но очень эффективно. Острых ощущений страха от книги ждать не стоит, а вот вязкого и тягучего ужаса, который обволакивает, но не давит на болевые точки, будет в избытке. Персонажи раскрыты в достаточной мере, хотя по-настоящему живыми получились только главный герой и его жена. Все остальные будто фигуры в тумане, что также играет на атмосферу. Действительно страшных моментов в книге нет, если только не считать весь роман за очень растянутый страшный момент.

Пожалуй, главной отрицательной чертой романа для меня стали бесконечные недомолвки в духе Лавкрафта. Все эти «он увидел существо, это был не слон и не ленивец» и «он заглянул в пакет и пришел в ужас, после чего плохо спал всю ночь» без конкретных описаний ужасов я плохо перевариваю. Многое автор дает на откуп фантазии читателя, но я в этом плане человек простой: нет описания того, чего бояться, — значит, нечего бояться.

Книгу рекомендую всем любителям произведений очень насыщенных в плане атмосферы, не боящихся пустоты в плане сюжета.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадокс книги в том, что она очень интригует, вызывает неподдельный интерес и держит в напряжении при том, что в ней множество деталей, которые попросту раздражают. Самой концепции хватает на рассказ или небольшую повесть, но автор решается на роман, начиная растягивать произведение и наполнять прогалины противоречивыми подробностями, а иногда и излишней пошлостью, как то описание людей и быта прошедшей эпохи. Собственно и концовка произведения — это конец рассказа, не романа. Когда мы узнаём о монстрах, их мотивации и местах их обитания подробнее, наступает разочарование.

Книга радует там, где повествование оставляет множество вопросов. Это плюс безусловный. Барашек из «Маленького принца». И совсем не радуют объяснённые моменты. Описание среды обитания монстров – хорошо для ужастиков эпохи немого кино. Мотивы столь могущественных существ примитивны и нелепы, что лучше бы они оставались в коробочке того самого барашка. Мне развязка напомнила «Бессонницу» Кинга, только с той поправкой, что главный злыдень у Кинга страшен и убедителен своей непостижимостью, а у Баррона – практически фанерная карикатура на устрашение. Опереточный злодей – очень точное описание этого персонажа.

Многие сетуют, что книга скучна и в ней ничего не происходит. Если честно, я это узнал из комментариев только. :-) Вполне себе насыщенное действием повествование.

А ещё странно, почему никто не обратил внимание на то, что делает герой перед каждой кульминацией:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если отбросить в сторону оценочные суждения поступков, которые даёт сам Мельник, мы увидим некоторые нюансы происходящего. У меня сложилось впечатление, что всё произошедшее с героем последствия какого-то отклонения вкупе со всякими пагубными пристрастиями.

В Мексике Дон набирается до поросячьего визга перед тем, как становится частью ритуала.

Что делает главный герой перед гибелью Плимптона? Плавает на плотах со спиртным и посасывает пейотль. Если вникнуть в суть действия растения, то окажется, что «угар» от одиночного употребления пейотля может длиться даже три дня. Напоминаю: отбрасываем объяснения самого Дона, зачем он это делал, и пытаемся сами проанализировать сам факт.

В поместье Волвертонов перед превращением Бронсона Форда Мельник пьёт опять и курит травку. С ним охотно курят два спецагента, появление которых вообще никого не смущает на закрытой вечеринке «для своих» вдали от цивилизации. Не стыжаются они и открыто говорить при Бронсоне Форде. Неужели ни у кого такие эпизоды не вызывают сомнения?

Опять же в наше время Дон и другие продолжают регулярно выпивать и не похоже, что для аппетита. А перед спуском в подвал престарелый герой съедает горсть таблеток, которую запивает хересом.

Вокруг героя постоянно происходит что-то странное, где бы он ни находился (взять хотя бы эмигрантов, которые встречаются возле, внимание, обработанной пестицидами территории). Некие мотивы алко/наркопутешествия, согласитесь, на лицо.

Я не жалею, что прочёл эту книгу, и советую с ней познакомиться широкому кругу почитателей жанра, но предостерегаю: не пытайтесь осмыслить то, что увидите. Это прекрасное путешествие, полное эмоций и красок, пейзажей и захватывающего мироощущения, а все эти компоненты не друзья холодному рацио. Принимайте всё прочитанное за сказку. Не даром же с неё всё и начинается.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что не так с этим романом? Кажется, идея хороша, вполне годный параноидальный хоррор. Но что-то не клеится. И дело не в излишней многословности и ненужных отступлениях. У меня родилось три гипотезы, почему роман вышел не важнецкий.

1) С самого начала автор задает сказачно-фэнтезийную рамку. А потом добавляет к ней кислотности. А это снижает градус саспенса. Гораздо интереснее было бы начать с реалистических вещей — например, изобразить стареющего персонажа на грани деменции или алььцгеймера, который постепенно осознает, что на самом деле скрывается за его провалами памяти. Собственно, видимо в этом и была изначальная идея.

2) Чудовищ нам тоже показывают, ну или хотя бы рассказывают о них, тоже с самого начала. Не интересно. Вспоминаю «Челюсти», в которых акулу мы видим только под конец — вот это да, это классика. Монстра надо уметь подать и подготовить читателя/зрители к встрече с ним. Но на первом свидании ни-ни.

3) Персонажи и ситуации слишком экзотические — по жанру роман ближе к приключениям или шпионскому роману, да и просто к фантастике. Сложно отождествить себя с персонажами. А без этого нет эмоциональной зацепки. Да и персонажи картонные — см. пункт 1.

В общем, я прочитал книгу по рекомендации Джона Лэнгана в его послесловии к «Рыбаку», но оказалось, что это произведение с какого-то совсем противоположного полюса жанра. И если у Лэнгана многостраничная тягомотина работает и дает нужный эффект, то у Баррона — увы нет. Не рекомендую.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я одолел со второй попытки. Тягомотина, болото, нудятина и прочие синонимы. Назвать это хоррором вообще нельзя, просто попытка напугать. Единственное что по настоящему пугает в этой книге — тягучее занудство в размере романа. Только в последней четверти книги сюжет чуть-чуть ускорился, но под конец снова заглох. Концовки у книги нет. Там в принципе у каждого эпизода нет концовки: они просто обрываются, а ГГ все забывает. А что, удобно. Но лучше уж писать провальные концовки как Литтл, чем даже не утруждаться завершать сюжет как здесь.

Очень сильно жалею, что начал читать эту книгу, потому что имею привычку дочитывать книги до конца. Было мучительно.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бездонная пустота, кишащая потусторонними тварями, на которую, как на пресловутую небесную ось, налетела наша Земля. Ведьмы, иллюминаты, пришельцы, лавкрафтовские монстры — все смешалось в доме Облонских. Повествование лоскутное, все части мозаики выстраиваются в нужное изображение к концу книги. К сожалению, текст местами очень нудный и безликий, много американщины, но если стиснуть зубы и продраться сквозь эти дебри, то произведение может показаться даже достаточно ярким, и, безусловно, оставляющем след в сознании. При этом автор немного играет с читателем, поскольку, если хорошенько подумать, то главный герой попадает в неприятности чаще всего после приема алкоголя и/или всяких веществ, и тут еще старик-Альцгеймер подступил и обнял костлявыми руками, так что еще непонятно, взаправду ли все это или померещилось. Мне кажется, читателю предоставляется возможность решать, реальность ли это или плод воображения больного разума, и в этом заключается своеобразный юмор автора романа.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга подобна наркотику, «нектару пустоты», который сначала вызывает у тебя ослепительную эйфорию, а затем погружает в беспросветную депрессию: постоянно интригует новыми поворотами запутанного сюжета, вместе с тем заставляя продираться через описания различных деталей и фактов из жизни главного героя, словно через бесконечные переплетения гниющих лиан, укрывающих собой умирающие миры.

Речь идет о романе Лэрда Баррона «Инициация», рассказывающем о престарелом геологе по имени Дональд Мельник (Миллер), которого начинают посещать подавленные воспоминания о неких загадочных происшествиях, случившихся с ним в прошлом и тесно связанных с ужасной тайной, уходящей корнями в глубину веков, когда люди были еще «сгустками протоплазмы, покачивающимися вдоль линии прибоя».

Собственно, книга представляет собой набор флешбэков, изредка прерываемых сценами из настоящего.

Причем, экскурсы в историю семьи Мельников получились настолько подробными, что иной раз приходилось приложить усилия, чтобы вспомнить, на чем же последний раз оборвалось повествование в «нашем времени».

С одной стороны подобная высокая детализация минувших событий делает текст более достоверным и атмосферным, но с другой стороны утомляет, распыляя внимание на миллион мелочей.

А поскольку заранее неизвестно, какая из этих мелочей будет важна для понимания сюжета, то приходится стараться запомнить их все, отчего голова в определенный момент начинает идти кругом.

«Инициация» — дебютный роман Баррона, при создании которого он совершил типичную ошибку многих авторов, впервые пробующих себя в крупной форме: решил показать все, на что он способен как писатель.

В итоге книга оказалась перегруженной и тяжеловесной.

Но при этом и очень интересной и разнообразной в плане локаций, персонажей и ужасов, творящихся с ними.

И хотя главный герой (как и его семейство) не вызвал у меня особых симпатий, в процессе чтения я весьма привык к нему и поэтому искренне переживал за него вплоть до самого финала, вызвавшего противоречивые чувства.

Меня порадовало, что он не дал четкого ответ на вопрос о том, какой же выбор сделал Дональд, стоя пред лицом Великой Тьмы, но и огорчило, что кульминация вышла не слишком впечатляющей, несмотря на то, что Баррон старательно подводил читателя именно к яркой и масштабной развязке.

В целом, «Инициация» — это очень крепкий хоррор-роман, который наверняка понравится большинству поклонников жанра.

Особенно тем, которые ценят мрачные тягучие тексты, проглатывающие с головой в свои темные червивые чрева.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх