Алишер Бекет «Сэхсвет»
Добро пожаловать в будущее! В будущее, где не переживают о потерянных конечностях, а просто заменяют их. Где почти побеждены болезни, а импланты повышают качество жизни. Где смерть обрела физическое воплощение, и когда она приходит, есть 2 варианта: умереть или уйти в неизвестность. Детектив, жаждущий мести. Студентка, слышащая голос мёртвых. Нейрохирург, цепляющийся за жизнь. Их объединяет одно — они знают больше остальных и пытаются найти ответы на вопросы, которые терзают мир почти столетие. Книга содержит нецензурную брань.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Helena1996, 30 июня 2024 г.
В этой книге практически две книги. И это ощущение неспроста. Потому что вот ты вроде закончил читать об одном мире и тут же как продолжение начинается история о другом. Но в какой-то из точек эти миры сталкиваются. Не в прямом смысле... Хотя думается, лучше бы и в прямом... И возникает немалая этическая дилемма, и не одна. А пока — отличная история, которая захватит вас без остатка, прожует и выплюнет вас, и вы долго будете пытаться отдышаться и думать «а что это было». Но такими истории и должны быть.
Мир, в котором продвинутые технологии позволяют его жителям ставить себе импланты, и это не только руки-ноги-прочие органы, это еще возможность, например, менять цвет глаз на какой-нибудь другой, сшибающий с ног, или дополнительные функции, или компенсаторные возможности мозга, да что угодно. С этого и начинается история Джил, не подозревающей, в какую историю она благодаря этому вляпается.
Зато вторая часть истории напомнила мне романы, которые когда-то писали братья Стругацкие и где действие происходило на протяжении нескольких сот лет. Человечество на протяжение веков пытается решить свои проблемы на фоне, казалось бы, уже частично решенных, другой вопрос — насколько успешно, и удачны ли методы, какими это решается. И тут действительно очень уместно возникает аллегория на бабочек-поденок по отношению к человечеству. Поэтому обложка не просто так. Правда, финальный рассказ немного заманивает в дебри, хотя тоже объясняет своего рода эгоцентрическую систему того мира.
Neradence, 24 июня 2022 г.
Меня привлекло обещание киберпанка: в нынешних реалиях всё больше авторов уходят в сторону киберфантастики, а порой хочется новых неоновых пейзажей, хакеров-одиночек и философских рассуждений о том, где грань между человеком и машиной.
И что-то ну не то, чтобы я была прямо глубоко впечатлена.
Киберпанка не дали.
В принципе, у сюжета был потенциал, и первая треть книги, где флёр «Нейроманта» с имплантами, чёрными хирургами и прочей атрибутикой жанра чувствуется если не сильно, то хоть как-то, мне почти понравилась.
Но дальше стало похуже, и вторая часть поехала куда-то в сторону мистицизма, сектантов, магических способностей избранных; не хватило только какого-нибудь древнего пророчества, чтобы окончательно превратиться в технофэнтази. Я этот жанр недолюбливаю, но сквозь драматичные закатывания глаз в псевдорелигиозном угаре ещё как-то продралась.
Отчасти меня подогревал интерес, что же это за Старики такие на самом деле, потому что идея расы, достигшей в своём развитии симбиоза со смертью и избавления от её непредсказуемости, как минимум, заслуживает внимания. Это ж какое богатое поле для поднятия философских вопросов: невозможность предсказывать собственную смерть и её неотвратимость заставляли людей искать то религиозных откровений, то цифровых вершин.
Забавно, что этой темы в книге нет.
Цивилизация такая: а, ну да, теперь у нас есть Старики, теперь у нас нет экзистенциального кризиса смерти, теперь мы не умираем внезапно, ну ок, какая разница.
Допустим.
Но это было полбеды, потому что потом случилась третья часть, и... Ну, назовём это очень странным сюжетным ходом, который я не смогла оценить по достоинству. Настолько странным, что мне так и не удалось собрать рассыпающуюся логику повествования в одно целое: там и синтетики, и Матрица, и телепаты, и бессмертие, и духовная субстанция, и разумное облако космологических масштабов, и меметика, и всё это свалено в кучу.
Автор, надо отдать ему должное (и это без сарказма), очень постарался и тщательно обдумал последовательность событий, которая-де и привела человечество в текущее состояние, но мне не зашло. Поверить в правдоподобность такого сценария развития Земли не удалось, да и Сэх тоже меня как-то не убедила.
Возможно, у нас просто разный взгляд на технический прогресс и трансгуманизм как философию.
Однако больше всего мне не понравилось не это. Я достаточно часто не согласна с концепциями, выдвинутыми авторами — философских идей миллиард, suum cuique, вот это всё.
Мне не понравился стиль книги. Не понравился настолько, что к концу сильно хотелось читать по диагонали, лишь бы оно скорее уже закончилось к чёртовой матери.
Какой-то очень не очень язык повествования, рубленные фразы, безликие описания, вялые упоминания грязи, насилия и садизма, которые вызывают только тоску вместо ужаса. Мир — пустышка, в котором за внешними картонными стенами из мелких подробностей ничего нет — как раз то отсутствие проработанных экзистенциальных проблем.
Например,
В романе катастрофически не хватает глобальных подробностей, показанных изнутри, а не вяло упомянутых в разговорах. Божечки-кошечки, да тут даже феномен телепатии у человечества не раскрыт, он такой хоба! — и просто есть. Как работает, почему работает, с чем связан у такого маленького числа людей, способен ли создаваться искусственно, позволяет ли влиять на большие массы или нет, а если нет, то какими манипуляциями была захвачена власть, etc, etc, etc.
Но самое ужасающее — монологи в лучших традициях Айн Рэнд. Люди не разговаривают в жизни полотнами текста на десять страниц, ну серьёзно, это только у собаки или зеркала может хватить терпения выслушивать этот поток сознания. Автор постоянно рассказывает вместо того, чтобы показывать, и у нас километровые флэшбеки от хирурга, от студентки, от детектива, от Председателя, от советников, от Сэх, от пролетающей мимо мухи, и всё это монологами. Бесконечными.
Выглядит, как древнегреческая трагедия, разыгранная на сцене студенческим театром. Вроде и сюжет есть, а всё равно как-то не то, чтобы воспринималось всерьёз.