Стивен Прайс «Обыкновенные монстры»
Англия, 1882 год. Детективы Элис Куик и Джон Коултон путешествуют по миру, собирая «таланты». Но не они одни ищут детей с необычными способностями: повелитель пыли – таинственный и пугающий Джейкоб Марбер – идёт за ними по пятам, преследуя свои загадочные цели. И даже туманное поместье Карндейл, главное прибежище «талантов», уже не кажется таким безопасным, когда речь заходит о столкновении прошлого и настоящего, мира живых и мира мёртвых…
Входит в:
— цикл «Таланты»
Номинации на премии:
номинант |
Subjective Chaos Kind of Awards, 2023 // Смежные жанры (под псевдонимом Дж. М. Миро) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ZoRDoK, 6 июня 2023 г.
В чёрном-чёрном городе, в чёрном-чёрном порту чёрные-чёрные афроамериканцы грузят чёрный-чёрный уголь в полной темноте на чёрный-чёрный корабль. И грустят.
Так, нет. Хотел по-другому начать. *Кашляет в кулак* Стивен Прайс написал роман под псевдонимом Дж. Миро, давайте же пофантазируем на тему того, зачем писатели берут себе эти самые псевдонимы. Ну кроме варианта когда им совсем нечего делать, и они аки малые дети балуются с псевдонимами как с кубиками:
1. Женщина берёт мужской псевдоним, потому что пишет в жанре, где читают мужчин (привет, Гилбрейт и Хобб) и наоборот (примеров не знаю)
2. Автор не сможет издаться под своим именем из-за плохих отношений с лидером рынка (в литературе не знаю, а вот в настольных играх — да (John Bohrer))
3. Автор использует уникальные псевдонимы для разных жанров (Майлз Кэмерон)
4. Автора не покупают под оригинальным именем
И похоже, что у Стивена Пирса последний случай — даже на очень лояльном к авторам goodreads книги Стивена не набирают зачастую и 3.5 баллов. Монстры там числятся в момент написания этого текста за отдельной учёткой. В общем, именно этим я объяснил для себя основные проблемы книги.
Коих тут, собственно, две (опять списки!):
1. Сюжетно роман представляет собой X-Men, помноженный на Гарри Поттера, только в сеттинге викторианского Лондона (Шерлок х Потрошитель) — но очень-очень медленный, тягучий такой, с монотонными стенами экспозиции, применением всяких нубских приёмов вроде «погода-настроение» и «давайте заглянем в прошлое персонажа и вместе погрустим на 100 страниц... а потом бросим его на смерть за кадром и забудем». В общем, герои в красных трусах поверх штанов тут есть (в виде молодых и взрослых персонажей со сверхспособностями), но они все действуют так медленно, с такими многочисленными рефлексиями, будто попали в тело желейного куба или летаргический сон ленивца.
2. В романе всё страдает, всему плохо, везде темно, как будто мы смотрим старые фильмы 80-х, где актёры при свете огонька от лежащего на асфальте бычка могли минут 5 драться или звенеть упавшими кастрюлями, изображая бурную деятельность. Все болеют, пьют, умирают, болезненно рожают, «депрессируют», жертвуют собой, но минуту назад хотят спокойной жизни и денег, а «не вот это вот всё», спят в сараях, наступают в merde, видят как бьют детей в грязных подвалах, складах, тюрьмах — и всё обязательно в темноте, вечером, ночью, в сумерки.
Вот такой тут нуар. Впрочем, дорогой обозреватель, а почему 6, а не, скажем 2-3? У меня есть ощущение, что сам стиль изложения кому-то может понравиться, он такой, под настроение. Меланхолично сидеть в каком-нибудь средней шумности помещении, в полном одиночестве среди толп незнакомцев, и читать это, отстраняясь, убегая из суетливой реальности в не менее суетливую тьму комикса-переростка без картинок. Завидую тем, кто не я.
olga.sb, 11 февраля 2024 г.
Книги с пометками 18+ я беру с осторожностью, но темы уж слишком заманчивые – помесь людей Х с викторианским Лондоном. Конечно же, пройти мимо не могла. Да, 18+ вообще не зря стоит: история очень-очень темная, с кучей мерзейших подробностей, жестокостей и удушающей атмосферой застарелого страха.
Идея тоже сильно не нова: каждая вторая книга и каждый третий фильм рассказывают о школе одаренных детей. Действительно, академия профессора Ксавье сразу приходит на ум, да и кинговские «Институты» со «Странными делами» маячат на горизонте. Вот только история не просто не детская и не подростковая (и даже не для всех взрослых), даром что про детей и подростков, а даже совсем на супергероику не похожа, разве что в самых мрачных деклассированных вариантах (Пацаны, Академия Амбрелла, Готем…). Не могу сказать, что из множества основных персонажей хоть кого-то можно назвать целиком положительным. Ну, может, восьмилетнего Марлоу, и то с боооольшими такими оговорками.
Здесь с особым зверством убивают, расчленяют и сжирают детей. Да и сами дети вовсе не невинны – они тоже убивают, хладнокровно, без всякого сожаления, причем не всегда защищаясь и не всегда злодеев. Много раз подчеркивают: жестокий мир накладывает свой отпечаток. Этакие обыкновенные монстры – и это можно сказать обо всех. Не монстрами тут считают тех, кто не получает удовольствия, творя злодеяния. Мораль преступников.
Еще одна моя претензия – Джейкоб потрошитель. Ага, нельзя просто взять и пройти мимо знаменитого маньяка, не поюзав его образ. Вообще очень сильно по стилистике и вообще многими сюжетными особенностями напомнило цикл Софии Баюн. Кому понравятся «Монстры», не проходите и мимо нее.
Еще мне очень тяжело давались множественные ответвления от лица разных персонажей. Мало того, что зашли очень сильно издалека, так еще и разбавили десятками глав флэшбеков. Честно, я бы только порадовалась, если бы мне не пришлось читать про трудное детство всех подряд, от учеников пансионата, до маньяков. Если бы мне сказали, что основной сюжет начинается чуть ли не с середины (за минусом пары глав ближе к ней), то я бы оттуда и начала, потому как начало редкостно занудное (даже хотела бросать уже). И да, часть тех, от лица которых идет повествование, не доживут до финала. Хотя смерть – не самое страшное в этой книге.
Но всё же книга, несмотря на некоторые специфические моменты, вызвала интерес. И авторской подачей (хотя мораль очень спорная!), и оригинальным смешением нескольких мифологий (тут есть и ожившие мертвецы — личи, и другры, которых я мало у кого раньше встречала, и загробный мир), и сами таланты имеют четкую классификацию. В общем, навалом стоящих идей.
Плюс сюжет, пусть и безбожно перегруженный лишними деталями, побуждает внимательно следить за происходящим, строить догадки и иногда даже переживать за героев. Экшена здесь много, фильм получился бы действительно зрелищный. Концовка получилась мясорубочная, но яркая. И достаточно завершенная, хотя судя по тому, что это трилогия, будет продолжение.
Итоговую оценку мне довольно сложно поставить, как и определить, кому порекомендовать (захотят ли взрослые читать про детей? А детям давать точно нельзя), и всё же вещь хоть и крайне специфичная, но достойная внимания.
Visto.b, 21 июня 2023 г.
Всё новое — это хорошо забытое старое. Как по мне, то такой подход вполне рабочий. Циклично всё и даже читательские привязанности. Я действительно успех соскучиться по такому сюжету, который предлагает автор.
Викторианский Лондон 1882 года, Сан-Франциско, Токио и таланты, которые разбросаны по миру. Да, под обложкой тема уникальных способностей, добра и зла, героев и злодеев.
История двигается одновременно в настоящем и прошлом. Сюжет не балует динамикой, а скорее призван расслабить читателя и позволить продвигаться без резких движений. Динамика будет, но ближе к последней трети написанного. Почему-то вспомнил «Монстролога» Рика Янси, есть что-то общее в плане атмосферы.
«Обыкновенные монстры» — первый том цикла и это даёт определённый отпечаток в виде не до конца раскрытых персонажей. Видно, что автор создаёт некий задел на будущее и оставляет себе пространство, но не всегда это идёт на пользу.
Мрачная история, туманные города, нищета, предрассудки и экстраординарные способности — всего здесь в достатке. Не скажу, что «монстры» меня особенно впечатлили, но мне было приятно находиться в викторианской Англии и встречать новых героев. Хочется, чтобы продолжение подняло планку чуть выше.
Вот, как-то так!)