Анатолий Герасименко «Огонь сильнее мрака»
Мир, где магия под запретом. Мир, в котором на смену волшебным жезлам и энергетическим кристаллам пришли револьверы и паровые машины. Мир, где боги истребили друг друга, а люди строят новую жизнь на обломках цивилизации. Здесь водятся чудовища и творятся чудеса – обычно противозаконные. В общем, хороший сыщик всегда найдет здесь работу. И кое-что сверх того.
Входит в:
— цикл «Пневма»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Asumin, 13 марта 2023 г.
Как и многие хорошие книги, Огонь сильнее мрака — дитя смешения жанров. Автор умело использовал элементы классического и авантюрного детектива, нуара и неонуара, темного фэнтези и мистики. Это история, в которой зло обретает человеческое обличье, как и доброта тоже. Но в ней, на редкость для детектива, нет четко обозначенного антагониста. И вообще, является ли “Огонь” детективом? Давайте обо всем по порядку.
В произведении вы познакомитесь историей Джона Репейника и его подруги Джил. История эта разделена на четыре новеллы. С первых страниц нас встречает очень даже “ведьмачья” завязка истории. Главный герой набредает на деревушку, в которой надеется найти ночлег и с наступлением утра отправиться дальше по делам. Но выходит так, что в деревне нет трактира, чтоб переночевать, но у старосты есть дело для следователя — непонятная жуткая тварь терроризирует поселение.
Автор постарался рассказать эту историю детально и исчерпывающе. Здесь действительно очень хорошо передана атмосфера деревни, хорошо проработаны образы деревенских людей, поколениями живущих небольшим обособленным обществом. Это образы недалеких, неграмотных, но очень простых, физически сильных и приспособленных людей.
Наш главный герой оказывается очень кстати в этой ситуации. И взвесив все за и против, обратившись к своим жизненным и профессиональным принципам, Джон возьмётся за это дело. Во всех последующих историях повествование уйдет от подобных “ведьмачих будней”, и больше сосредоточится на образе нуарного сыщика, который ругается, ходит со щетиной, много курит и временами выпивает. Курение вообще можно расценивать как маркер эпохи. Мы ведь знаем, как в прошлом с появлением табака разрекламировали курение. Не только как не вредное, но даже как полезное для здоровья. Но я не могу представить лучшего начала для этой истории, нежели уже есть. Эта ведьмачья атмосфера действительно способствует естественному, увлекательному и непринужденному знакомству с миром магии, паровых машин и фантастических тварей. И позволяет наблюдать становление Джил — подруги главного героя, которая очень важна для последующего сюжета.
Итак, главный герой — Джон Репейник. Сыщик. И конечно же он необычен и странен. Странность важнейшая черта классического детектива. Насколько необычен сыщик, настолько необычным должны быть и дела, за которые он берется. А антураж стимпанка расширяет возможности необычного, фантастического и мистического.
Джон — обладатель невероятно полезной как для детектива способности — он может читать мысли людей прикосновением. И дар, и проклятье. С помощью этого он способен раскрывать дела и изобличать обман, но расплачивается он за это болью, мигренью, трудностями в интимных отношениях с женщинами, бытовой неудобностью тактильных контактов с людьми (например, рукопожатиями), которые не представляют о способностях Джона. Ведь он это тщательно скрывает. И не просто так. В Энландрии, в стране, где живет Джон, магия запрещена, а ублюдков — людей, наделенных магическими способностями, преследуют.
И не смотря на нелегкую судьбу, на трагическую историю его родителей, на необходимость всегда быть осторожным, скрывать свою способность, жить в тревожности, с опаской того, что его способность обнаружат, Джон доволен своей жизнью, он никогда не размышлял о том, чтобы расстаться с ней, и ему нравится быть следователем. Правда, в конце книги Джон признается, в первую очередь себе самому, что он был и счастлив, и в то же время глубоко несчастен. Это его внутренний конфликт, удивительный дуализм жизни.
Джил — персонаж, который полюбился мне больше остальных, даже больше Джона. Способная на язвительную шутку, дерзость и ругательство, она сочетает это в себе с обаянием, грациозностью и гуманизмом. Даже не смотря на все те страдания, которые она пережила по злобной воле односельчан, несмотря на то, что сама-то она не совсем человек, не смотря на глубокий, темный и кровавый омут прошлого — она все еще способна на сострадание и мысли о ком то, кроме себя. Это потрясающее милосердие, которое однако никак не связано с подставлением второй щеки. Джил способна наказать мерзавца и имеет очень крепкие убеждения о справедливости. Конечно же, Джон влюбляется в нее, в женщину-русалку, способную парализовать взглядом, у которой растут клыки, а сама она всегда пахнет тиной и кувшинками, прям как сиренью и крыжовником. У Джил действительно большое сердце, она могла бы обозлиться на всех людей за то, что они с ней сделали. Она могла бы проклинать своих родителей, что не защитили. Но вместо этого она в тайне наведывается к отцу и желает подарить бедной матери счастье.
И Джон и Джил имеют свои внутренние конфликты, и они как личности сбалансировали друг друга, свои недостатки и слабости. Джон не то чтобы загоняется размышлениями на счёт окружающих, гуманизма, всеобщего блага, не стремится делать что-то ради всего общества, ведь не причинять счастье — один из его принципов. Джил же готова пуститься в рискованную авантюру, даже со знанием того, что может не выбраться из передряги, даже если силы неравны, она чувствует ответственность за свои решения и думает о том, как они повлияют на окружающих. Этот морально-этический конфликт проявляется в одной из историй. И благодаря всему этому за развитием отношений Джона и Джил очень интересно наблюдать.
Лор истории подается нам постепенно, но это всегда очень уместно. Иногда это могут быть мимолетные детали, а иногда рассказ исторических событий, мифов, легенд, мнений и слухов, демонстрация законов и социального уклада, сложных взаимоотношений людей с богами. Иногда сюжет и история завязаны на фантастических деталях, о которых мы по ходу дела узнаем больше. И даже само название произведения — Огонь сильнее мрака — не просто так ради красоты. Это тоже связь с божественным прошлым мира, страны Энландрии и города Дуббинга.
Дуббинг — классический нуарный город, в котором трущобы соседствуют с богатыми районами, где реку Линни называют сточной канавой, где есть дневная рабочая жизнь и ночная, когда работают в основном проститутки, театры, кабаки, и нищие собирают то, что принесла им река Линни. Город, полный бюрократии и не самых честных и счастливых людей.
В данной вселенной очень много отсылок на реальные вещи из нашего мира, отдельную дань уважения автор конечно же выразил и пану Сапковскому, о чем я уже упоминала. И все эти детали очень акуратно и гармонично вплетаются в повествование. Остров Па — место из легенд, на котором по преданиям люди жили сотни лет, пошло на дно при землетрясении. Ничего не напоминает? Конечно, наша мифическая Атлантида. Яматские вещи и ширма, на которой изображён причудливый и жуткий сюжет, в кабинете начальника Джона. Ямато — это Япония, это и государственное образование в реальной Японии, и ее старое самоназвание, и религиозный мифический элемент — дух “Ямато” — дух Японии. Нинчу и ее желтокожие узкоглазые обитатели, изобретатели опия, который и сами активно курят — конечно же китайцы. И подобного еще очень много в тексте.
Но сейчас я хочу повнимательнее взглянуть на структуру повествования. Ведь любые попытки проанализировать то или иное произведение, не понимая его структуры, базы, могут навредить финальным выводам. И прочитав Огонь сильнее мрака, удивившись тому, как все обернулось в конце, я пораскинула мозгами и поняла, насколько здесь все интересно устроено. Некоторые другие рецензенты уже упоминали о четырех новеллах, четырех частях истории с точки зрения символизма и того, на что опирается история. София Баюн в своей рецензии расписала это таким образом:
В каждой из историй есть:
- расследование
- проблема главного героя (нарастающие по значимости)
- отображение добра и счастья (нарастающие по масштабу)
- персонификация самой истории, персонаж, вокруг которого история строится
И все это очень верно и правильно. Но я хочу пойти еще немного дальше и взглянуть на драматургический костяк повествования.
Завязка — Кульминация — Развязка. Все мы знакомы с этой стандартной европейской драматургической структурой, по которой строятся тысячи сюжетов. Но я пришла к выводу, что подробная схема совсем не подходит данному произведению и совершенно ничего не объясняет.
Но если посмотреть в сторону Азии и их драматургии, то можно увидеть нечто интересное. Большая часть сюжетных арок азиатских произведений очень отличается от нам привычных. Азиатские творцы сюжетов часто не замыкаются на истории одного персонажа и единственного центрального конфликта, а полагаются на экспозицию и контраст. И потому у них есть такая вещь, как Kishotenketsu.
Это те самые четыре части.
Ki — Вступление — это, как следует из названия, сеттинг: знакомство с персонажами, местом и временем действия, лором и так далее. Именно это и представляет из себя первая новелла.
Sho — Развитие — события, которые развивают взаимоотношения, характеры, сюжет в целом. Это вторая и большая часть третьей новеллы.
Ten — Твист- вот здесь все становится интересным. До сих пор история неуклонно развивалась и читатель может ожидать, что произойдет кульминационное событие, но вместо этого поворот меняет направление сюжета и представляет историю в новом свете. Может ли поворот быть вызван провоцирующим инцидентом? Конечно.
Ketsu -Заключение — история делает какие-то выводы, связывает события воедино. Концовка обычно открытая, как в нашем случае.
Структура Kishotenketsu похожа на упрощенную драматическую арку, которая состоит из аналогичных частей. Аналогичных, но других.
Поворот событий на третьем этапе драматической арки служит для разрешения конфликта. А вот в Kishotenketsu поворот событий служит для того, чтобы удивить, изменить ситуацию.
Kishotenketsu еще называют «сюжетом без конфликта». В нем по сравнению с более привычными нарративами конфликтный акт отсутствует, Конфликта не хватает не в истории, а в ее структуре.