Дмитрий Данилов «Саша, привет!»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия ) | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Дмитрий Данилов — драматург («Человек из Подольска», «Сережа очень тупой»), прозаик («Описание города», «Есть вещи поважнее футбола», «Горизонтальное положение»), поэт. Лауреат многих премий. За кажущейся простотой его текстов прячется философия тонко чувствующего и всё подмечающего человека, а в описаниях повседневной жизни — абсурд нашей действительности.
Главный герой новой книги «Саша, привет!» живёт под надзором в ожидании смерти. Что он совершил — тяжёлое преступление или незначительную провинность? И что за текст перед нами — антиутопия или самый реалистичный роман?
Награды и премии:
лауреат |
Ясная Поляна, 2022 // Современная русская проза |
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2022 | |
номинант |
Новые горизонты, 2022 // . Финалист (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 9 августа 2022 г.
Книга притворяется, что говорит о неких важных и актуальных вещах, но на самом деле не столько говорит, сколько забалтывает. Автор явно слышал, что сюжету нужен конфликт, и решил запихать его во все подряд. В результате конфликт в каждом диалоге, причем на ровном месте, бессмысленный и вздорный, как будто толпа склочников собралась, склочников интеллигентных, но все равно бесячих, из тех, что день прожитый без скандала, считает прожитым зря.
Все персонажи говорят одним и тем же голосом, с одними и теми же интонациями и с одним и тем же синтаксисом. Я бы даже сказал, что персонаж всего один, просто у него диссоциативное расстройство, как у Билла Миллигана. Хотя нет — на самом деле нет у него никакого расстройства, он хочет, чтоб все так думали, а на самом деле просто придурок.
Диалоги в последней трети читал по диагонали — и так было понятно, о чем они будут, и как именно они построены, и все это толчение ступы в воде раздражало неимоверно, а под конец также по диагонали читал и все остальное, одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что автор выдохся и начал повторяться, надеясь, что это сойдет за глубокомысленность.
Если б это был не текст, а фильм (а он весь прям вопиет «экранизируйте это!»), то это был бы чудесный нахрен никому не нужный артхаус, который получит хвалы кинокритиков, какой-нибудь экуменический приз тыгыдымского фестиваля и который посмотрит полтора человека.
Mickey, 6 сентября 2022 г.
Пока, Борис.
Эпизод 1.
Человек сидит на кресле или даже лежит на в шезлонге под яблонями. У человека отпуск. Пусть этого человека зовут Никита, но на самом деле его не зовут Никита, но каждый читатель этого отзыва может назвать его как захочет. Никита ищет шорт-лист Большой книги и с удовольствием находит книги в платном приложении. Он называет это приложение Борис. Да, он очеловечивает приложение. По подписке оказываются почти все книги из списка.
Эпизод 2.
Никита покупает 4 банки Palm по акции и наливает в бокал.
Эпизод 3.
Открывает аннотации и выбирает лучшие книги. Но вот они прочитаны и Никита открывает те, которые не очень заинтересовали, но из-за малого объёма их можно прочесть.
Эпизод 4.
В сад заходит Нина (на самом деле ее зовут не Нина, а так как захочет читатель).
- Привет.
- Привет.
- Как дела?
- Нормально.
- Читаешь или в Твиттере?
- Ты же знаешь, что он заблокирован?
- Да, но у тебя есть VPN.
- Да, я забыл. Но нет, я читаю.
- Мне жаль, что ты тратишь отпуск на чтение.
- Нин, не начинай.
- Не буду.
- Ты же знаешь?
- Знаю.
Нина уходит (безучастно смотрит вдаль).
Никита читает книгу, ему остается дочитать 10 страниц. У Бориса заканчивается период подписки. Никита вздыхает и говорит — Пока, Борис!
Если вы дочитали до этих слов, если вас заинтересовало, удивило или понравилось написанное — быстро читать «Привет, Саша», если нет, ну тут и слов больше никаких нет.
Чем крута литература тем, что она может быть очень разной. Разной в формате текста, подачи сюжета или его отсутствии, героях, диалогах, событий, мест. В случае Саши… могу сказать, что вот эта вся глубина вызывает только скуку смертную, скуку, переходящую в уныние или даже раздражение. Все мысли и амбиции автора, наверное, понятны. Я бы почти процитировал писателя: впуклые эмоции на выпуклые события. Собрать воедино все животрепещущие актуальные темы, обтесать их грубо так рубанком краткости и недосказанности, получить бесформенный обрубок и предложить его читателю. Делайте что хотите.
Думаю, не стоит подробно описывать эту книгу, пусть каждый станет сам для себя режиссёром, пусть каждый закроет глаза и представит себе эту книгу, кажется, это гораздо эффективнее
Вот это очень точно, буквально парой фраз, будет описание этой кни… сценари….черти чего, в общем.
Kaktysshmanchik, 9 июля 2023 г.
Прочитав аннотацию, я стала ждать от книги примерно тех же ощущений, что и от «Последнего дня приговоренного к смерти, Гюго. Ожидания не совсем оправдались. Да, Сережа знает, что умрет, но я в нем не ощутила того ужаса ожидания — скорее осознание подвешенности своего положения, вроде жив, а вроде уже и нет. Скорее уж я, как читательница, боялась за Сережу и мучилась за него.
Все повествование ведется удивительным языком — текст рассказчика перемешивается с мыслями героя, имеет рваный характер, присутствуют повторения одних и тех же слов, фраз и даже абзацев. Такой язык напоминает лихорадочные мысли, когда человек в панике пытается найти решение какой-то проблемы, а в итоге только пережевывает одну и ту же фразу, а то и вообще зацикливается на какой-то ерунде.
Всю книгу очень жалела, что известно почему Сережа приговорен к смерти. Возможно, одна из целей — поразить читателя_ницу несоответствием наказания преступлению — глупому, высосанному из пальца. Но, если честно, меня не поразило. Лишь появилась назойливая мысль, что надо ужасаться, а я не ужасаюсь, неприятная такая. Может быть как раз в этом суть?