Дэниел Ф. Галуй «Слепой мир»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джед, как и все Выжившие, живет в катакомбах глубоко под землей. Это мир вечной темноты, в котором слух людей настолько обострился, что по звуковому эху жители легко ориентируются в путанице коридоров и переходов. О солнечном свете и поверхности у них остались самые смутные представления, превратившиеся в мифологию.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1962 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 2 декабря 2023 г.
Жаль, что “Слепой мир” всего один раз издавался, очень приятный и оптимистичный постапокалиптический роман. Написан в 1961 г., когда мир готовился к ядерной войне. Галуи прикинул, что будет, если она всё-таки случится.
*** В подземной пещере в полной темноте живёт племя Выживших. Они никогда не выходят на поверхность, поклоняются всемогущему богу Свету и боятся демонов Урана и Плутония. Выжившие ориентируются в пространстве на слух, который у них развит необыкновенно — по отражению звуковых волн они умеют распознавать мельчайшие детали обстановки и даже выражения лиц. В другой пещере живёт враждебное Выжившим племя Реактистов — эти ориентируются по температуре, их глаза видят инфракрасное излучение.
Главный герой романа Выживший Джед думает, что Свет — это не бог, а что-то вполне реальное, и хочет его найти.
Квест Джеда приобретает особый смысл, когда вскорости становится ясно, что Выжившие и Реактисты — потомки людей, когда-то ушедших под землю от последствий ядерной войны, физиологически приспособившиеся жить в кромешной тьме, но технологически регрессировавшие в почти первобытное состояние. ***
Мне понравилось. Галуи интересно показал, как выглядит/зачёркнуто/ звучит мир для тех, кто не может видеть. Эхолокация рулит. И удачный баланс экшена и смысла. Есть и увлекательный сюжет, и интересные идеи.
Основных идей две. Первая — религиозная.
Вторая идея — моя любимая. Выжившие живут только на слух, многие вообще не глаза открывают за ненадобностью. Когда Джед знакомится с реактистами, он не понимает: как можно ощущать мир через глаза? Отсюда мысль — может, и у нас есть органы чувств, которыми мы могли бы воспринимать мир на совсем другом уровне, но они закрыты? Телепатия? Третий глаз? Чакры?
А что до ядерной войны, то Галуи оптимист. Не в том смысле, что её не будет — он не питает иллюзий по поводу человечества. Но в том смысле, что, как говорил кот Леопольд, неприятность эту мы переживём. Придётся несколько поколений поскитаться по тёмным подземельям
Итого: “Слепой мир” вещь. Интересно, необычно, есть над чем подумать.
9/10
god54, 27 апреля 2024 г.
Постапокалиптика, одно из самых интересных, с точки зрения психологии, направлений фантастики. Одно время их было так много, что очень хорошо коррелировалось с обстановкой в мире. Я почти уверен, что в настоящее время эта тема снова займет свое почетное первое место. Просто посмотрите в окно, а не в зомбоящик.
Роман построен на психологии, сильной психологии, когда устоявшиеся представления подвергаются переосмыслению, когда рушится весь мир старых законов и порядка. Лично меня, немного расстроил финал, слишком просто. Старый мир так просто не сдается, будет много жертв, крови и апокалипсиса.
В целом роман увлекателен, интересен оригинальной идеей, сюжетом. Уверен, что он достоин прочтения.
IgorLutiy, 6 февраля 2022 г.
Это мир подземелья. Мир пещер и проходов, вечно погруженных в темноту. Их обитатели ходят, живут, занимаются хозяйством и общаются используя слух и обоняние. Это слепой мир, потому что его жители слепы. Но они слепы не потому что не могут видеть, а потому что не знают, как это — видеть и смотреть. Потому что всю жизнь их окружает тьма. И звуки эха.
Представьте себе мир, где люди не используют зрение и основным чувством для восприятия окружающего мира у них является слух. Они слышат окружающий мир, а не видят его. Они слышат собеседника, слышат черты его лица. Слышат что происходит вокруг. Все что мы видим — они слышат. Вот это и есть основная идея данного романа. И стоит признать, несмотря на сложности, автору хорошо удалось воплотить эту идею в жизнь. Не без огрехов, потому что местами кажется, будто слух обитателей подземелий уж слишком фантастический, но пусть это будет литературным приемом. Ведь так передать то, что чувствует и о чем думает, как воспринимает окружающий мир человек, который его никогда не видел, а только слышал — задача не самая простая. Но — у автора получилось. И читается это интересно.
Очень интересно следить за тем, как главный герой, который обладает очень хорошим слухом, задумывается над тем, а что же такое свет. И здесь в канву сюжета вплетаются рассуждения о религии. Ведь здешние люди верят в Свет и Тьму. По сути для них Свет это рай, а Тьма это ад. Они молятся, совершают ритуалы. Верят и обрушивают гнев на безбожников. Но выходит так, что вера это иллюзия, пелена, это всего лишь особенность того или иного нашего окружения. Невозможность познать какие-то аспекты нашей жизни. Что-то, что остается за гранью понимания. И люди, чтобы как-то объяснить себе это непознаваемое, придумывают себе богов и различные верования. И верят во что угодно. Пусть даже это Свет и Тьма. Ведь за долгие годы и смену поколений они не помнят, что это такое. Для них эти явления загадочны и даже фантастичны. Как это — видеть, если мы можем только слышать, а света никогда в жизни не видели и даже боимся открыть глаза. Для них это что-то невозможное. Однако главный герой верит, что за всем этим должно быть что-то настоящее. Верит, стремится к познанию этого настоящего, но оно оказывается настолько невероятным для его картины мира, что столкнувшись, он не в состоянии принять истину. Это обыграно тоже очень хорошо.
Фон, все то, что привело к описываемым событиям, довольно легко угадываются с самого начала. Ибо война никогда не меняется... Вот уж Дэниел Галуй оказался вдохновителем не только Матрицы, но и известной серии компьютерных игр. Хотя, может это совпадение? Но уж слишком явное.
Очень интересная приключенческая фантастика в стиле золотого века. Тех времен, когда трава была зеленее и солнце светило ярче. Но герои этой книги его не видели. Как это — не видеть? Прочитайте и узнаете, каково это — жить в слепом мире.
Kobold-wizard, 16 октября 2020 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/953584.html
В этом году я прочитал «Симулакрон-3» Дэниеля Галуя — первоисточник одного из моих любимых фантастических фильмов «Мир на проводе». «Слепой мир» стал следующим шагом для знакомства с американским автором. Его романы выходили у нас всего раз-два, а ведь зря.
В мире романа отсутствует свет. Люди живут в туннелях и пещерах, ориентируясь на слух и на запах. Хотя в этом мире есть Свет. О нем рассказывают как о Божестве, живущем в Раю. Лишь главный герой не доверяет священникам, не понимая тонких философских рассуждений. Впрочем ему скоро становится не до поисков истины: поселение все чаще атакуют чудовища, а горячие источники иссякают. И все это происходит в кромешной Тьме.
Роман написан в 1961ом году. Фантастику пропитывала тема ядерной войны. Нюанс «Слепого мира» заключается в том, что читатель прекрасно понимает, что произошло, в отличие от персонажей. Общество живет в страхе перед неизвестной Радиацией и ее демонами: Кобальтом, Стронцием, Ураном, Плутонием и Водородом. Как мир стал таким, и кто эти монстры, охотящиеся в темноте?
«Симулакрон-3» чаще всего вспоминают благодаря двум экранизациям. «Слепой мир» принципиально неэкранизируем. Ведь большую часть времени зритель будет видеть черный экран. Это не взгляд на слепого, как в «Сорвиголове», а погружение в его мир в полноте доступных ощущений.
Итого: Галуй вытягивает на простоте и оригинальности подачи. Как никак он был журналистом больше 20 лет. «Слепой мир» — образец хорошей ретро-фантастики, написанный, как по нотам. Главами равной длины автор ведет нас к Свету.
korsrok, 1 сентября 2017 г.
История о колонии несколько веков живущей под землей в пещерах, на первый взгляд фантастика, которая тем не менее в скором времени может воплотиться в реальность. Начиная с 2012-го массово строятся убежища. Чего стоит только 57 километровый Готтардский тоннель, открытие которого шокировало весь цивилизованный мир – перед тысячью избранных зрителей, в том числе и известных европейских политиков, развернулось воистину апокаллиптическое представление. Эти безумные ритуальные танцы в наркотическом трансе напомнили мне своей символичностью оккультный мультфильм «I Pet Goat 2» — «Я тоже домашний козел» или «Айпед — Бог».
В отличие от «Симулакрона» «Слепой мир» довольно поверхностный и линейный, но тем не менее очень примечательный роман!
Selin1787, 17 марта 2015 г.
Это первый роман данного писателя, с которым я познакомилась. И хоть я планировала начать с Симулакрона-3 (так как с именем Галуй я столкнулась при просмотре «Тринадцатого этажа»), но судьба распорядилась иначе.
Эта книга интригует. Она погружает в себя читателя и дает ему возможность совсем по-иному воспринять мир вокруг себя. При этом читатель ни на минуту на заскучает, поскольку события развиваются стремительно, увлекая за собой в интереснейшем путешествии. Стоит отметить почтенный возраст этого романа и то, что стиль настолько универсален, что может легко читаться современным искушенным читателем.
Я рекомендую поклонникам фантастики обратить внимание на этого, к сожалению, малоизвестного в наше время писателя. И желаю приятного чтения!