Борис Штерн «Кто там?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Очередной рассказ о приключениях инспектора Бел Амора и его верного робота Стабилизатора. Перевозя груз картошки и тушенки, они угодили в оптический омут, оказавшийся на деле одиннадцатимерным омутом высшей категории. А это, согласитесь, уже ЧП вселенского масштаба!
Входит в:
— антологию «Огонь в колыбели», 1990 г.
— антологию «Таможенный досмотр», 1990 г.
— сборник «Сказки Змея Горыныча», 1993 г.
— сборник «Приключения инспектора Бел Амора», 1994 г.
— сборник «Записки динозавра», 1995 г.
— антологию «Наши в космосе», 2000 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 50
Активный словарный запас: очень высокий (3315 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 105 знаков — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1990 // Средняя форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 15 февраля 2022 г.
Если разобраться, то хорошей, качественной юмористической фантастики довольно мало, любители зарубежной НФ сразу вспомнят имена Р. Шекли, Ф. Брауна, Г. Каттнера, Э.Ф. Рассела, но всё это творцы периода «Золотого века». В отечественной фантастике юмор чаще всего сводился к социальной сатире, хотя «перестроечная» фантастика — это отдельная тема. Нелёгкие времена диктовали свои условия, акцент сместился в сторону чёрного юмора, непонимание происходящих вокруг социальных катаклизмов авторы пытались подчас пропустить через себя, довести до абсурда, возведенного в абсолют. Тем не менее, выдать на гора нечто по-настоящему остроумное, злободневное и по-настоящему смешное получалось у единиц, автор данной повести пытался, но на мой взгляд, — безуспешно.
«Кто там?» — произведение из цикла о приключениях инспектора Охраны Среды Бел Амора и его верного робота Стабилизатора, путешествующих в открытом космосе и постоянно попадающих в различные сложные и зачастую комические ситуации. Рассказы сами по себе неплохие, чем-то напоминающие по духу приключения Грегора и Арнольда Р. Шекли, но эта повесть явно выбивается из общего ряда, центральные персонажи здесь присутствуют для галочки и большую часть времени играют пассивную роль. Более-менее понятно, что происходит в сюжетной части произведения разве что в завязке и финале, 90% текста — это какая-то клиническая шизофазия, непонятно зачем, к чему и почему автор хаотически городит этот «огород», соединяя слова механически, без связного смысла.
Начало повести ещё как-то напоминает предыдущие рассказы цикла — Бел Амор и Стабилизатор отправляются на своем корабле с грузом, состоящим из консервированной тушёнки, но по пути попадают в пространственный «омут», с этого момента начинается спасательная операция, а также нелепые попытки узнать, кто же в этом омуте сидит, и зачем он тут вообще. Такое ощущение, что в качестве ориентира автор выбрал худшие эпизоды из цикла «Билл — герой Галактики» Г. Гаррисона, а в плане абсурдистики пытался перещеголять позднего Шекли. Ежу понятно, что любая копия не может быть лучше оригинала, но здесь получился вообще какой-то симулякр, сравнивать который даже не с самыми удачными творениями Гаррисона и Шекли, значит категорически не уважать помянутых фантастов.
Судя по всему автор хотел выплавить философский камень абсурдного юмора, путём создания квинтэссенции, мешая всё в одну кучу — критика власти, бюрократов, милитаристов, учёных, клерикалов и антиклерикалов, сторонников свободной прессы и ее душителей, короче, «смешались кони, люди»... Очень жаль, но из этого творческого атанора на выходе мы не получили даже обычного свинца, ничего забавного и остроумного в тексте обнаружить не удалось, одни лишь прибаутки и цитаты из бородатых анекдотов, известных каждому школьнику, типа «копать от забора и до обеда». Подобный юмор тоже имеет свою ЦА, только в этом случае нужно не забывать ставить лопату в местах, где нужно смеяться, но нет — даже сей простейший инструмент землекопа автор решил не использовать.
Ладно, может автор и не сумел в юмор и сатиру, но даже попытки придать всему творящемуся хаосу некий налёт богоискательства смотрятся довольно нелепо. Какие черти водятся на глубине многомерных космических омутов науке по-прежнему неизвестно, а вот неосторожный читатель, наткнувшийся на эту повесть вполне может поплатиться потерей настроения и головной болью. У меня редко бывает, что приходится заставлять себя добраться до финала произведения, здесь, к сожалению, именно тот случай. Не думаю, что данный опус можно кому-либо рекомендовать, пусть даже как документ ушедшей эпохи, всё плохое пусть уходит, приходит только хорошее. Если вдруг решите ознакомиться с циклом рассказов о приключениях инспектора Бел Амора, то эту повесть лучше обойти стороной, как говорится, во избежание...
Мирта, 17 июня 2016 г.
Сильно выбился этот рассказ из серии о приключениях бравого капитана. И для меня, увы, не в лучшую сторону. Очень много понамешано, слишком даже для меня. Хотя я люблю закрученные истории, и люблю когда там много чего намешано (тот же юмор, сатира, затронуты различные вопросы вроде политики, медицины, религии), но видимо пропорции, которые у себя использовал автор, оказались не для меня. Хотя местами отдельные эпизоды читать было весело и интересно. Рассказ действительно неплохой и действительно на любителя. Хотя надо признать, что спустя время, когда всё прочитанное лучше уложится в голове, я наверняка буду вспоминать многие эпизоды из этого рассказа с улыбкой и смехом. Всё-таки он не может оставить равнодушным никого)))
Dan-Master, 14 ноября 2013 г.
Повесть безусловный шедевр литературы и безусловно на любителя. В данном случае сатира и юмор Штерна могут кому то резать глаз и вводить в диссонанс не давая воспринять повесть как единое целое. Но по мне это одно из его самых сильных произведений. Многие писатели могут написать содержательное юмористическое произведение, гораздо меньше связав юмор и сатиру и написать произведение на злобу дня. Но только единицы могу увязать сатиру, юмор, злобу дня, конъюнктурные соображения, впихнуть религию, и выдать на гора удивительное по изяществу философское произведение. По мне лишь немного смазана концовка. Автор несколько грубо оборвал линию. Но в целом ... великолепно. Имеющий глаза да увидит, желающий понять — поймет.
Это наверное самое изящное подтверждение существование бога которое я читал
P.S. «Динамо» с Марса -Это класс!/«Динамо» с Марса -Это школа!/«Динамо» с Марса -Звездный час/Вселенского футбола!
Joakin, 13 октября 2009 г.
«Кто там ?» и «Чья планета ?» — одни из мощных средств из моей аптечки от меланхолии. Возможно эти вещи были просто прочитаны мною «в нужном месте и в нужное время», может быть. «Я пил из чаши бытия до самого закрытия» — не уверен, что когда-либо смогу сохранять серьёзное выражение лица, перечитывая это. Разве что наспор :wink:
Alexandre, 16 февраля 2009 г.
Мне вообще ничего не было понятно. Что-то такое абстрактное, напоминающее анекдоты о прапорщиках и врачах.
Каюсь, прочитал без удовольствия, и любым читателям не обладающим разнузданной фантазией читать не рекомендую. В общем я «дал себе слово не смеяться», но и оценить высоко не могу.
elent, 11 сентября 2006 г.
Все таки уступает первым рассказам. Впечатление, что написано не от души. Просто нада было что то написать и написали. А могли бы и не писать, ничего бы не изменилось.
cherepaha, 26 апреля 2006 г.
Сатирический рассказ о безалаберности всевозможных служб и комиссий. Но юмор не смешной и весь рассказ несколько натянутый. ИМХО.
Egorro, 2 сентября 2006 г.
Это один из не многих расказов Штерна звучащий несколько натянуто.