Кристофер Фаулер «Верхний мир»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Пытаясь выйти на след держателя прав на книгу, экранизация которой может заинтересовать его кинокомпанию, молодой литагент Роберт открывает для себя целый новый мир — мир лондонских крыш, конкурирующих банд, кровожадных мистиков и человеческих жертвоприношений. Мир, в котором очередной жертве могут набить рот илом с далекого Нила или адской серой, а сценарий конца света зашифрован в тетради с черновыми набросками неудачливой романистки.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Spion, 15 ноября 2019 г.
Хорошо известно что Лондон — один из самых мистических городов Европы. И если Чайна Мьевилль живописует лондонские свалки, подвалы и канализацию, то Кристофер Фаулер подошел к вопросу мифологизации английской столицы с диаметрально противоположной стороны — он воспевает мир лондонских крыш. Вернее, молодёжную субкультуру, созданную его обитателями и романтику их существования. Сюжет, конечно, многообещающий, а «пара болезненно-тусклых глаз» с укором взирающих на потенциального читателя с обложки интригует.
Всё необходимое для создания убойного боевика в «Верхнем мире» присутствует. Достаточно оригинальная завязка. Неплохая композиция, умеренная ирония — всё профессионально и уместно.
По версии автора, лондонская традиция сбегать от жестокой действительности на крыши весьма стара, а её сторонники — чуть ли не наследники традиций масонов вкупе с розенкрейцерами и египетскими жрецами.
Скачущие по крышам непонятные (пока) тени; жуткие ритуальные убийства, исполненные с выдумкою и огоньком; противоборство Света и Тьмы, романтические мотивы и даже некоторые мистические шарады в духе Дэна Брауна. Ух!!
... вот только сам роман удался не очень.
Портят общую картину недостаточная проработка деталей и авторские ляпы.
В первую очередь, непонятно, зачем такая прорва народу полезла на крышу? Мотивация лидера да пары-тройки особо приближённых, конечно, ясна... А вот остальная масса эскапистов? Они и сами этого объяснить не могут:
— «Как же вы тут проводите время? — спросил Роберт.
Не могу понять, что вы тут делаете.
— Здесь очень красиво, наверху.
Уже 60 лет мы тут, а внизу никто ничего не заметил.»
Ну да, конечно, особенно в Лондоне! ) В какой-то мере это признает и сам автор. Оправдываясь, например, тем, что в описанное время (конец 80-х) ещё не было такого количества камер слежения — но глаза-то у людей по-всякому были. )
Если бы только это! Мой хит-парад ляпов и нестыковок выведу на всякий случай под спойлер, может быть для потенциального читателя всё перечисленное может оказаться несущественным:
- банда жестоких убийц-руферов вооружена самострелами, которые плюются заточенными и намазанными какой-то ядовитой дрянью монетами (?). Не проще ли использовать проверенный и практичный огнестрел?
- персонажи бегают по улице босиком в Рождественские морозы — можно списать на стресс, но всё-таки...
- неясны источники снабжения, и вообще удовлетворения бытовых нужд, в то время как наиболее упоротые члены сообщества принципиально не покидают крыши вообще.
- Банда в количестве 50 человек плотно висит на дозе, откуда берутся наркотики — непонятно. Может быть, руферы сами выращивают на крышах конопельку?
- главарь угнездился... на телевышке. Там же организовал застенки. Неужели в Лондоне это не режимный объект?
Пожалуй, достаточно.
Кроме того, крайне туманно описана вся технология перемещений между «станциями». Вниз-то ещё понятно, но как удавалось перемещаться вверх? Мне так и не удалось этого представить (возможно, и автору тоже). Может быть, в обещанной экранизации, учитывая голливудские возможности, всё получится гладенько?
Резюмируя, скажу, что в целом роман вызывает впечатление сырого и непродуманного, хотя и не бездарного произведения, с не до конца реализованным потенциалом. Можно почитать, разве что ничего другого не оказалось под рукой.
jansson, 18 ноября 2014 г.
С самого начала встроенный детектор мистики молчал, книга воспринималась как неплохое городское фэнтези про чуваков, живущих на крышах. Но в конце Фаулер явно не дотягивал, и в попытках сделать красивый и загадочный финал решил оставить читателя в неведении относительно некоторых важных ревелейшенов. От этой неумелой попытки прикрыть задницу на последних главах глаза у меня полезли на лоб. Я, наверное, все-таки консервативна в отношении мистики: если ты в абсолютно бытовую ситуацию бросаешь щепотку мистики, но так ее и не объясняешь, то будь добр хотя бы сделать свою щепотку интересной, чтобы поджилки дрожали от нетерпения узнать, что и как. Мне интересно не было, я вообще до конца была уверена, что это лишь искусно распускаемые сплетни. Да, если бы конец был под стать всему остальному повествованию, если бы все маски слетели и за мистикой проглянуло человеческое лицо, было бы в сто раз круче.
Наличие «если» в первом абзаце сигнализирует о том, что книга мне понравилась достаточно для того, чтобы предлагать перекроить ее. Жители крыш в самом начале были немножко картонными, и представить всю эту систему тросов, соединяющих воздушное пространство, было сложновато. Но когда к последней трети книга наконец раскачалась и обрывки глав с разных POV начали нещадно пересекаться и склеиваться в единую сюжетную линию, ребята приобрели необходимую выпуклость. Я даже на 15 страниц загорелась идеей целого гетто на крышах, хотя придавила к земле причина, по которой люди туда уходят. И, кстати, об обустроенности подобной жизни ничего не говорится, только пара слов о том, как они добывают себе пропитание.
Харизматичных персонажей я не разглядела, но парочка главгероев – норм. В основном, конечно, сыграл свою роль контраст между ними, поодиночке они скучны. Инспектор, которому поручили расследовать дело, вызвал симпатию, но обязан он ей только по причине моего многолетнего благоволения к подобным персонажам. Кстати, детективная составляющая слаба: злодей известен, осталось только его найти. Слабые потуги идти по следу выдают главные герои.. господи, дилетанты, которым просто повезло остаться в живых достаточно долго.
Ворнинг: жертвоприношения в полный рост. С людей сдирают кожу, заклевывают птицами, впечатывают с размаху в билборды. Здесь Фаулер постарался, но лучше бы удивил сюжетными находками. Коих в книге одна штука – собственно, само крышевое гетто.
FEDOSSS, 15 декабря 2011 г.
Сначала начал слушать аудио-версию, загорелся.А потом обжегся.Мистицизма практически нет, любовной линии тож нет.Вообщем получился детектив под рождество.