Джон Ширли «Ползущие»
В Квибре, штат Калифорния, терпит крушение спутник НАСА, на борту которого находятся нанороботы. При поднятии спутника со дна озера и его вскрытии нанороботы начинают изменять людей и животных, делая из них кровожадных андроидов. Противостоят этой эпидемии несколько местных жителей.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 16 января 2015 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2sNhpzU).
В темной-темной подземной лаборатории где-то под пустынями штата Невада происходит сбой в программе секретного нанотехнологического оружия; нанороботы, вырвавшись на свободу, начали с того, что сплавили весь человеческий персонал лаборатории в химерическое плотско-машинное единство с коллективным разумом, отдельные фрагменты которого способны достаточно качественно имитировать людей, покуда дело не доходит до смертельной инъекции новым жертвам.
Первоначальную вспышку удается купировать, однако кураторы программы не придумали ничего лучшего, как запустить уцелевших нанороботов на спутнике в космос и там дать им развиться до состояния, быть может, потенциально полезного в рамках борьбы с мировым терроризмом и русскими варварами на Донбассе. Как вы наверняка догадались, через сравнительно небольшое время, около трех лет, спутник сходит с орбиты и падает в окрестностях калифорнийского городка Квибра, где, будучи выловлены из пруда местным пьянчугой, нанороботы начинают вторую попытку окончательного решения человеческого вопроса, не гнушаясь кормиться и иными подручными формами биологической жизни.
И лишь кошки, печальные девственники, не чуждые социопатии, да федеральный агент Стэннер чуют приближение тени Нанокоста. Кошки гуляют сами по себе и ничьего разрешения в истреблении гнусных жучков не спрашивают, а вот задротам-социопатам достаточно тяжело доказать, что с их преподавателями и родителями что-то очень серьезно не так. Зато их непутевые сверстники к воздействию вируса очень восприимчивы, и он отнюдь не лишает их привычной паскудной натуры.
Для Джона Ширли, одного из классиков киберпанка и, наряду с Баркером, неформального патриарха сплэттерпанка, наиболее характерен сплав элементов хоррора и НФ, со значительным, обычно гипертрофированным, перекосом в сторону первого. Непременными атрибутами работ Ширли выступают также рок- и хэви-металл, исследование темных сторон человеческой натуры и природы нечеловеческой жестокости, этой самой натуре зачастую свойственной, ну и, само собой, секс. В «Ползунах» (этот вариант перевода названия употребляется везде, кроме обложки и выходных данных), увы, рока и хэви нет совсем, если не считать спорадических упоминаний о музыкальных вкусах некоторых подростков Квибры, а источник мегаломаньяческого зла для удобства читателей красочно визуализирован: так и хочется сказать, с прицелом на экранизацию, но Голливуд пока не проникся (наверное, старые обиды Ширли-сценариста на продюсеров не позволяют сторговаться?), да и экранизация такая, можно считать, уже осуществлена: просто посмотрите встык (а хотя бы и перемежая кадры) любую из версий «Вторжения похитителей тел» и «Вирус».
Секс? Ах да, секс... Ну вот примерно на «Ползунах» и наметился впервые будущий сдвиг творчества Ширли в сторону новеллизаций компьютерных игр для YA; достаточно сказать, что наиболее эротична сцена разговора одного из положительных героев с переформатированной нанороботами одноклассницей Клео, да и то полагаю, что моя реакция на нее отлична от задуманной автором.
Отметим также, что, в отличие от большинства переведенных на русский работ Ширли, эта вышла сравнительно обширным тиражом и легкодоступна.