Танит Ли «Попутчики»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Тёмный властелин | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ночь, когда пала Авиллида, была ночью крови и багряных пожаров. Это был последний город по эту сторону Большой Реки, — финал долгого осеннего похода, совершенного по приказу короля. Деревья торчали черные и бесплотные, словно старые скелеты, когда отряды шли с юга вверх по течению; на блеклом небе затаился снег. Король и его вельможи решились на осаду, и среди людей царило недовольство. Солдаты на корточках сидели у своих костров, офицеры громко говорили за вином в своих палатках. Молва следовала за армией по грязным колеям, пробитым телегами, и вдоль разоренных дорог, тихая, но со своей особой настойчивостью, в то время как город за городом падал перед королем, и полоса битв отодвигалась все дальше на север.
Номинации на премии:
номинант |
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Сборник/Антология (как часть омнибуса) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 5 июля 2021 г.
На первый взгляд перед нами классическая fantasy road story. Война — грабёж — артефакт — дорога — погоня — смерти — сверхьестественное — мистическая развязка. Но повесть Ли отличается от других подобных историй своей глубокой атмосферой. Это действительно по-настоящему «атмосферная» вещь. Она запоминается, проникает внутрь тебя, завораживает и восхищает. Мне такой подход очень близок. Это настоящая литература и неважно в каком жанре она написана. Потому что она о людях, о обуревающих их страстях, о выборе, который приходится делать каждому.
Танит Ли создаёт свою атмосферу с помощью образов, которые она рисует легко и непринуждённо. Буквально несколько слов, сложенных в пару предложений и перед нами появляются живые и запоминающиеся персонажи — благородный и честный капитан Хейвор (Сокол); заносчивый и надменный эгоист Фелуче (Кот), трусливый рыжеволосый вор Качиль (Лис); скромный богобоязненный юноша Лакон, последняя просьба которого, вкупе с найденным на руинах горящей Авиллады мистическим артефактом раскручивает маховик сюжета и отправляет героев в долгий путь.
На этой дороге многие встретят свою смерть. Атмосфера продолжает насыщаться, образы множатся — хозяин трактира и его дочь в деревушке Аксе, там же шикарная зарисовка могучего кузнеца; старуха на дороге возле разрушенной башни, горбатый карлик и священник в Арносе; больной старый волк, преследующий из последних сил главного героя; и наконец Силси, девушка в финале повести. Эта галерея образов очень ярка, последовательна, запоминающаяся. Добавьте к этому пейзажи и описание мест, загадочных преследователей, несущих смерть во сне. Давно я не читал такого замечательного фэнтези с мистическим содержанием.
Написано с большим литературным вкусом. Безусловно к чтению!
Al_cluw, 5 апреля 2016 г.
Вот бывает же так — книга приобретена была чуть не 30 лет назад, а читать начал только сейчас. Небольшой роман (или повесть) разделяется на отдельные главы. Читается легко и непринужденно.
Мрачная история о победителях, получивших проклятый артефакт, и о том, что за этим последовало. Очень понравился мир, хотя нарисован всего несколькими штрихами. Замерзший зимний мир, снег, метель, воют волки, черное колдовство и мир ночных кошмаров. Если вам доводилось слушать венгерскую рок-группу OMEGA и их песню Russian Winter (на мадьярском называется LENA) с альбома 1978 года SkyRover, то «Попутчики«оказались замечательной иллюстрацией к этой песне. Повествование убедительно переплетается и не менее убедительно скручивается. Под конец становится трудно отделить сны от яви, и это заслуга Т.Ли как рассказчицы. Получилось очень атмосферно и достаточно убедительно.
Понравилось чрезвычайно, со всеми авторами так бы знакомиться! По оценке, где-то между 8 и 9, все ж таки не шедевр, хотя на мой взгляд гораздо выше «середнячка».
Reigne Noire, 8 мая 2012 г.
Есть что-то невыразимо притягательное в творениях Танит Ли. Хоть я и не пришла в восторг от предыдущей прочитанной мной трилогии автора, желание читать Танит Ли у меня совсем не пропало.
В «Попутчиках» сюжет, казалось бы, заезжен, как старая лошадь: проклятая вещица навлекает смерть в муках на своих незадачливых обладателей. Однако взгляд на главных героев пробуждает интерес: среди двух корыстолюбцев «затесался» один благородный рыцарь, который старается не для себя, а в благотворительных целях. Это уж совсем по-фэнтезийному, и располагает к себе поклонников жанра. Мы сопереживаем Хейвору, проживаем вместе с ним его отчаяние, безысходность и стойкое смирение перед лицом смерти. А смерть подстерегает во сне... Вспоминаются «Кошмары на улице Вязов», однако голливудским киношникам далеко до изящества на грани безумия, свойственного Танит Ли. Не перестаю удивляться, как человеку, находящемуся в здравом уме и трезвой памяти (хотя, кто её знает:)), удается так правдоподобно описывать мир снов, напрочь лишенный всякой логики, да не просто снов, а ночных кошмаров? Грезы переплетаются с реальностью, сон вторгается в бодрствование... Спасение приходит неожиданно, в виде «сюрприза», кои тоже хорошо удаются Танит Ли. «Прежде всего потому, что ты такой, какой есть, Хейвор»... Развязка подчеркивает лейтмотив всей повести: каждому воздастся по делам его.
Bridgette, 6 декабря 2010 г.
Довольно необычный рассказ для фэнтези. Скорее в духе Лавкрафта — неведомое тёмное проклятие, давлеющее над героями, сон-бред и прочее... Не лишён, конечно, некоторого, несвойственного Лавкрафту морализаторства (страдают герои по большому-то счёту от жадности), да и концовка не в том ключе, однако от «чистого фэнтези» там только начало. И вообще, отнести Танит Ли к классическому фэнтези довольно сложно (разве что «Игроки зимы», да и то — с оговорками). Характерна своеобразная детализация мира (как и в «Одержимом Шоне»): мир хорошо описан в пределах маршрута героя, а чуть в сторону, — словно растворяется в тумане... но! тот отрезок, что показан зрителю, изображён вполне атмосферно и живо, со всеми мелочами.
Достаточно взглянуть на аннотацию (она же, по совместительству, начало повести), чтобы провести некоторые параллели с «Чёрным отрядом» Глена Кука — суровые армейские будни без прикрас... но это ненадолго — те, кому показалось, что речь пойдёт о битвах, будут разочарованы — никакого экшена в повести нет и в помине. Зато есть незабываемый саспенс, который может заинтересовать любителей хоррора.
glupec, 13 июля 2010 г.
Немного затянуто, и потому — скучновато. Но в целом общая придумка неплоха.
Имена переведены на кое-как («Силси» — ну не звучит это по-русски, хотя бы уж «Силсея» какая-нибудь).
Чуть-чуть дотянуть там, дожать тут — и была бы изящная безделушка на 8 баллов.
Zhritsa, 25 февраля 2009 г.
Хотя этот рассказ был прочитан мною давно, впечатления все еще свежи в моей памяти. Метания героя, едущего со своими человеческими и потусторонними попутчиками и постепенно сходящего с ума, написаны автором сочно и выразительно. В процессе чтения искренни верится, что именно так люди и теряют веру в себя и свои силы. Конечно, несмотря на преимущественно мрачную атмосферу рассказа, странствия главного героя завершаются благополучно. Но ощущения его неотвратимой гибели на удивление сильны, благодаря чему, этот рассказ ярко выделятся среди подобных.
rusty_cat, 8 апреля 2009 г.
Средний рассказ. Типичное фентези, в целом напоминающее говардиаду. Очередной уставший от войны офицер (ГГ) получает в завещание от своего солдата просьбу отнести кошелек семье, в случае его гибели. Солдат, как водится, гибнет. Случайно ГГ ввязывается в авантюру с кражей сокровищ из подвалов замка бывших колдунов. Сокровище найдено и вместе с ним — ГГ и двое его волею судьбы состоявшихся товарищей по несчастью оказываются жертвами страшного заклятия — каждый из них должен умереть во сне, причем очень скоро...
Первые несколько страниц просто заставлял себя читать, из-за обилия штампов. Но как-то продрался и до конца дочитывал уже легко. Рассказ милый без претензий. Понравились образы — лис, кот и сокол, выбранные автором для гг и его товарищей. Понравился эпизод с волком (хотя у Джека Лондона в свое время было покруче). Концовка — схематична: трое тех, трое этих, плюс у тебя каст в виде жалости к врагам, цакелем на цакель — ты победил. В целом мило.