Клаудиа Пиньейро «Элена знает»
Риту нашли повешенной на церковной колокольне. Полиция уверена — это самоубийство, и не занимается расследованием. Но мать Риты, Элена, знает, что её дочь не могла покончить с собой. Элене нужно выйти из дома и проехать через весь город, чтобы поговорить с одним-единственным человеком, который поможет ей понять, что именно случилось с её дочерыо.
Но у Элены — болезнь Паркинсона. Её поездка превращается в огромное и сложное путешествие, и под силу оно только матери, которая знает, что она права во всём, что касается её дочери.
«Элена знает» — это и детективная история, и семейная драма, и роман о болезни и телесности, но ещё это роман о материнской любви, которая иногда оказывается сильнее болезни, а иногда — и смертельнее.
Номинации на премии:
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 2022 // Международная Букеровская премия (Аргентина; перевод с испанского Frances Riddle) | |
номинант |
Ясная Поляна, 2024 // Иностранная литература |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 4 января 2024 г.
Сука-болезнь
О книге «Элена знает» из прошлогоднего Букеровского шорта я прочла вчера в ленте дважды: на канале Натальи Ломыкиной «Lady Libra» и у Андрея с «Интриги книги». Значит надо читать, подумала. Роман совсем небольшой, 140 страниц, прочла часа за два. С ощущением, что прожила несколько месяцев в чужом неуютном теле.
Элене нет еще и шестидесяти пяти, по любым меркам женщина не старая. Вдова, она живет с дочерью Ритой, учительницей начальных классов. Тихая скромная жизнь двух одиноких женщин небольшого достатка: никаких излишеств, но раз в два года отпуск у моря, съемное жилье, подольше поспать, поесть свежей рыбы и морепродуктов, погреться на солнышке. Каждое второе лето оставались дома и пускали сэкономленные деньги на починку дома. Так было до последнего времени. До того, как Риту нашли повешенной на колокольне местной церкви.
Полиция, да и все вокруг уверены, что она покончила с жизнью самоубийством. Элена. однако, знает — этого не могло быть, убийца обманом или силой завлек туда дочь. Почему? Да потому что Рита ни-ког-да не подходила к церкви в грозу, с детства затвердив, что колокольня — главный громоотвод в их городке и молния непременно ударит в нее. Некоторые вещи становятся абсолютным табу, входят в плоть и текут по венам вместе с кровью. Элена сама отыскала бы убийцу, но она заперта в тесной клетке, имя которой Паркинсон+.
«Плюс» в данном случае минус, потому что Паркинсон без трясучки самая тяжелая, быстро прогрессирующая форма, сука-болезнь лишила ее тело подвижности, превратила не старую еще женщину в развалину. Значит нужен кто-то, кто станет умелыми руками и быстрыми ногами Элены, и такой человек, такая женщина есть. Давно, почти двадцать лет назад, юная тогда Рита спасла от страшной ошибки женщину по имени Изабелла и теперь каждый год под Рождество эта женщина шлет им семейные фото. Только бы у Элены хватило сил добраться до нее.
Предельная телесность прозы аргентинки Клаудии Пиньейро пугает и завораживает, втискивает в клетку больного тела, заставляет физически ощутить его немощь, свои бессилие и стыд. Вы скажете: «Да ну на фиг! Мне такого опыта и даром не надь, и с деньгами не надь». А я отвечу, что нет лучше способа оценить, как много тебе дано, чем понять, чего лишены другие, не худшие, чем ты. Мир, который ценит богатство и знаменитость, телесную красоту, юность и здоровье, расплачивается за увеличившуюся продолжительность жизни болезнями, о каких полвека назад еще и не слышали, но знать о них, точно, нелишне.
Поразительная книга умещает в малый объем столько смыслов: болезнь и здоровье, различные, далеко не парадные аспекты материнства, где ненависти часто больше, чем любви. Вынужденное самопожертвование одних и невыносимая тяжесть креста для других. Роман, чтобы думать.